Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 19:14, реферат
Основной целью всякой экономической системы является экономический рост как средство удовлетворения растущих потребностей общества. Денежная масса призвана обслуживать процесс производства, распределения и потребления материальных благ и услуг.
Таким образом, в распоряжении центрального банка имеется два основных механизма воздействия на реальный сектор экономики: изменение объемов предложения денежной базы; и изменение (установление) условий рефинансирования банков и регулирование способности банков к созданию денежной массы. В рамках этих механизмов существует большое количество специфических инструментов монетарной политики, с помощью которых центральный банк осуществляет воздействие на денежно-кредитную сферу национальной экономики для достижения целей монетарной политики.
Под инструментами монетарной политики понимаются конкретные способы воздействия центрального банка на экономику, основные на его способности создавать денежную базу, регулировать темпы е изменения и способность банков к созданию денежной массы.
Основные инструменты монетарной политики центрального банка:
По сути, все эти инструменты представляют собой механизмы регулирования центральным банком ликвидности банковского сектора и отдельных банков для оказания необходимого воздействия на экономику в целом.
Исторически одним из первых и в настоящее время наиболее широко используемых центральными банками инструментов монетарной политики является регулирование процентных ставок денежного рынка – процентных ставок по кредитам, депозитам и другим финансовым инструментам краткосрочного характера. Такое регулирование осуществляется, как правило, косвенными методами – через регулирование ликвидности банковской системы путем изменения ставок по инструментам рефинансирования центрального банка и объема ресурсов, предоставляемых банкам в рамках рефинансирования, то есть, фактически, изменения центральным банком денежной базы.
Общая динамика ставок по операциям Национального банка определяется ставкой рефинансирования, которая задает минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям предоставления ликвидности банкам и максимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям изъятия ликвидности.
При реализации монетарной политики отдается приоритет процентной ставке как основному операционному инструменту воздействия на денежную сферу. Операционной целью является ставка однодневного межбанковского кредита в национальной валюте. Пределы ее колебаний задаются ставками по постоянно доступным инструментам (кредиту овернайт, СВОП и депозитам по фиксированной процентной ставке в Национальном банке). При этом ставки по операциям Национального банка на финансовом рынке направлены на обеспечение движения ставки однодневного межбанковского кредита в национальной валюте в необходимом диапазоне (коридоре) при уменьшении ее ежедневных колебаний [10, стр.23].
В целях снижения инфляционно-девальвационного давления, дальнейшего стимулирования привлечения рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц ставка рефинансирования с 8 января 2009 г. была повышена на 2 процентных пункта (с 12 до 14 процентов годовых). Для поддержания финансовой стабильности в начале января 2009 г. процентные ставки по операциям Национального банка были увеличены на 2 процентных пункта. В мае – июне 2009 г. увеличился спрос населения на иностранную валюту и ухудшилась ситуация с привлечением срочных рублевых вкладов физических лиц. В октябре 2009 г. средневзвешенная процентная ставка по однодневному межбанковскому кредиту составила 21,2 процента годовых. Ставка рефинансирования и ставки на межбанковском рынке оказывали влияние на формирование процентных ставок по депозитам и кредитам в национальной валюте. В октябре 2009 г. средняя процентная ставка по новым срочным рублевым депозитам юридических и физических лиц сложилась на уровне 18 процентов годовых, по новым рублевым кредитам банков – 21,4 процента годовых.
Изменение норм обязательного резервирования относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам[6, с. 374].
Коммерческий банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещенном в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.
Норматив резервных требований устанавливается в законодательном порядке и представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных или активных операций. Устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций.
При использовании данного инструмента денежно-кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства.
Современная практика центральных банков подразумевает использование механизма усреднения объема обязательных резервов в рамках определенного расчетного периода выполнения резервных требований. В контексте сглаживания ликвидности данный механизм усреднения резервов является для банков дополнительным инструментом сглаживания ликвидности. Как правило, использование данного инструмента для банков приоритетно относительно постоянно доступных инструментов, но используется для регулирования достаточно малых отклонений ликвидности от целевого уровня. Однако если ставка центрального банка изменяется в период выполнения резервных требований, то коммерческие банки будут приспосабливать свой спрос на ликвидность в направлении, обратном направлению изменения процентной ставки. В таком случае вместо того чтобы способствовать трансмиссии процентной ставки на денежный рынок, коммерческие банки, наоборот, будут препятствовать такому процессу. Наиболее простым решением в данном случае является избежание несовпадения сроков между периодом выполнения резервных требований и периодом действия официальной процентной ставки. Следовательно, процентную ставку целесообразно изменять лишь одновременно с началом нового периода выполнения резервных требований.
ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ РЕЖИМЫ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Система целевых ориентиров
К концу XX столетия в мире сформировалась система монетарного регулирования, в рамках которой в долгосрочном периоде политика центральных банков направлена на достижение основной цели - поддержания устойчивости национальной валюты или ее покупательной способности. Для достижения этой цели на временных интервалах от года до трех лет, а именно на такой период, как правило, утверждаются основные направления монетарной политики или иной документ, содержащий стратегию монетарной политики на среднесрочный период, используются официально объявляемые промежуточные целевые ориентиры.
Использование промежуточных целевых ориентиров обусловлено тем, что центральные банки не обладают инструментами прямого влияния на краткосрочные инфляционные процессы в экономике, а также необходимостью наличия индикатора, позволяющего широкой общественности судить о текущем состоянии монетарной политики. В этой связи в качестве промежуточных целевых ориентиров центральные банки, как правило, используют показатели, которые:
Операционные целевые ориентиры – переменные, взаимосвязанные с промежуточным целевым ориентиром, используются центральным банком для определения количественных параметров для ежедневного применения инструментов монетарной политики.
Целевыми ориентирами монетарной политики являются:
2.2 Основные режимы монетарной политики
В широком смысле под термином «режим монетарной политики» в экономической литературе понимается «совокупность правил и процедур воздействия на способность денег выполнять их функции». Представляется, что это понятие возникло одновременно с появлением монетарной политики как целенаправленных действий центрального банка по регулированию сферы денежного обращения национальной экономики. Однако режимы монетарной политики в современном понимании вошли в практику денежно-кредитного регулирования начиная с 1970-х годов.
Основными режимами монетарной политики изначально являлись монетарное (денежное) таргетирование и таргетирование обменного курса, но есть и другие (приложение А).
Таргетирование обменного курса. Известно, что привязка курса дает надежный, прозрачный и пользующийся доверием экономических агентов номинальный якорь монетарной политики, применение которого позволяет избежать проблем экономического, технического и институционального характера, связанных с применением других промежуточных целевых ориентиров.
Базовым вариантом использования курса в качестве номинального якоря является привязка курса национальной валюты к курсу более стабильной иностранной валюты, например, к доллару США, либо к корзине валют, например, к ЕВРО. Обычно при выборе валюты привязки, помимо стабильности валюты привязки, принимается во внимание объем торговли со страной привязки. Поэтому в качестве валюты привязки рекомендуется валюта основного торгового партнера (партнеров). Фиксацию курса валюты можно осуществлять различными способами. Разновидностью режима привязки является установление коридора колебания курса национальной валюты. В рамках коридора обменный курс может колебаться совершенно свободно, центральный банк вмешивается только в тех случаях, когда есть опасность выхода за пределы коридора. Следующая разновидность – т.н. «ползучая привязка». В режиме ползучей привязки центральный банк заранее объявляет верхний (нижний) предел изменения валютного курса национальной денежной единицы на определенный период. Наиболее радикальным вариантом фиксации курса национальной валюты является использование валютного управления. В режиме валютного управления рост денежной базы привязывается к росту валютных резервов и осуществляется в форме покупки иностранной валюты.
Применяя обменный курс в качестве целевого ориентира, центральный банк обычно пытается обеспечить стабильность обменного курса через процентные ставки и прямые валютные интервенции, «импортируя», таким образом, низкую инфляцию из страны привязки валюты. Объявляемый заранее целевой уровень номинального обменного курса дает экономическим агентам очень ясную и прозрачную информацию о будущем уровне инфляции, по крайней мере, в краткосрочном периоде. В связи с тем, что инфляция и обменный курс имеют монетарную природу и тесно взаимосвязаны.