Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 19:14, реферат
Основной целью всякой экономической системы является экономический рост как средство удовлетворения растущих потребностей общества. Денежная масса призвана обслуживать процесс производства, распределения и потребления материальных благ и услуг.
Необходимо отметить, что чаще всего в качестве смешанного режима рассматривается облегченный вариант таргетирования инфляции, поскольку именно инфляционное таргетирование является наиболее распространенным в настоящее время режимом монетарной политики. Особенностью облегченного таргетирования инфляции является то, что наряду с прогнозом инфляции, как и в случае полноценного инфляционного таргетирования, используются и другие промежуточные целевые ориентиры, например, по денежной массе или обменному курсу.
Наряду с этим в практике денежно-кредитного регулирования развивающихся стран и стран с переходными экономиками нередко используются и другие сочетания множественных целевых ориентиров (например, обменный курс и денежная масса или ее составляющие), причем далеко не всегда официально определены приоритеты того или иного ориентира. В связи с тем, что такой подход может подразумевать большое количество различных сочетаний, эти режимы, как правило, не определяются в явной форме и на схеме объединены в раздел «прочие смешанные».
Режим без установления количественных целевых ориентиров является особой и достаточно редкой формой монетарной политики. Такой режим применяется, например, в США.
Выделяется также режим смешанного инфляционного таргетирования. В данном случае предполагается, что центральный банк достигает низкой инфляции без официального объявления инфляционных ориентиров на среднесрочный период одновременно преследуя другие цели экономической политики. Такой вариант инфляционного таргетирования является частным случаем режима монетарной политики без установления количественных ориентиров.
Отдельным случаем является отсутствие самостоятельной монетарной политики, что может наблюдаться при полном либо частичном отказе государства от собственной денежной единицы. Переход к использованию иностранной валюты в качестве средства платежей и расчетов, меры стоимости, а также средства сбережений означает, что государство сознательно отказывается от собственной монетарной политики передавая полномочия по ее проведению центральному баку страны, валюта которой используется в качестве официального платежного средства[4].
ГЛАВА 3
ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Процесс экономической трансформации в Республике Беларусь развивается в том же направлении, что и в других государствах с переходной экономикой. Поэтому основные характеристики ее денежно-кредитной политики и стоящие в настоящее время задачи имеют в принципиальных аспектах значительное сходство с направленностью денежно-кредитной политики в других странах, находящихся на том или ином этапе периода трансформации. Вместе с тем ряд особенностей экономики Республики Беларусь и специфика отдельных подходов к парадигме социально-экономического развития обусловили специфику функционирования трансмиссионного механизма и, соответственно, некоторых аспектов разработки и реализации денежно-кредитной политики.
В качестве важнейшего вклада денежно-кредитной политики в достижение высоких темпов экономического роста рассматривается поддержание стабильности национальной денежной единицы. Ликвидация в сентябре 2000 ода множественности обменных курсов создала возможность проведения более эффективной курсовой политики. Реализация механизма денежно-кредитной политики, основанной в первую очередь на использовании обменного курса национальной валюты в качестве номинального якоря, содействовала ограничению инфляционных и девальвационных процессов, стабилизации в денежно-кредитной сфере. Если в 2008 году уровень инфляции в стране составлял около 8%, то в 2009 году прогнозировалось повышение на 11%[19].
Важная роль в денежно – кредитной политике отводится антиинфляционным мерам. Один из факторов сдерживания инфляции – замедление темпов роста агрегатов денежной массы. В первом полугодии 2008 г. рублевая денежная масса возросла на 14,4% (на 2,41 трлн. рублей) и на 1 июля 2008 г. достигла 19,18 трлн. рублей, широкая денежная масса соответственно – на 15,4% (на 3,78 трлн. рублей) и 28,29 трлн. рублей, а в январе – октябре 2009 г. рублевая денежная масса сократилась на 7,8 процента (на 1,59 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 18,95 трлн. Рублей[19].
В статье 4 Банковского кодекса Республики Беларусь определено, что денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Вместе с тем в статье 24 фиксируется независимость Национального банка в своей деятельности. В соответствии с этими принципами выработка и осуществление денежно-кредитной политики происходят в составе этапов единого процесса формирования стратегии и тактики экономической политики, а также ее реализации. При этом обеспечивается как внутренняя согласованность мероприятий развития денежно-кредитного сектора, так и внешнее их согласование с направлениями эволюции остальных секторов экономики.
Поэтому в системном контексте можно выделить три ключевых этапа разработки и реализации денежно-кредитной политики.
Этап 1. Определение стратегических общеэкономических и монетарных целей, методов и средств их достижения. Данный этап заключается в формировании долгосрочных и среднесрочных программ.
В соответствии с мировой практикой и экономическими концепциями отмеченные программы выступают стратегической основой для обоснования механизма реализации как общеэкономической, так и денежно-кредитной политики. Они определяют: параметры важнейших целей, направления общего экономического развития государства и его денежно-кредитного сектора, принципиальные методы и средства их достижения. При этом главными целями рассматриваются достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе - повышение уровня жизни народа. В Национальном банке формируются концептуальные направления развития инструментов денежно – кредитной политики, а также принципиальные положения об их применении и функционировании. В качестве примера можно отметить следующие: Концепция развития национальной платежной системы Республики Беларусь до 2010 года с учетом мировых тенденций; Концепция развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам до 2010 года; Принципы управления резервами иностранной валюты Национальным банком Республики Беларусь; Принципы регулирования Национальным банком Республики Беларусь текущей ликвидности банковской системы. В целом можно отметить, что в Республике Беларусь организована на практике достаточно четкая и адекватная мировому опыту процедура формирования долгосрочных и среднесрочных общеэкономических и монетарных программ.
Этап 2. Согласованная разработка тактических социально-экономических и монетарных программ на очередной год. Он предполагает скоординированную аналитико-прогнозную работу по подготовке прежде всего ключевых документов: прогноза экономического и социального развития страны, включающего ее платежный баланс; государственного бюджета; а также основных направлений денежно-кредитной политики. На их основе формируются кроме того отраслевые и региональные программы.
Важно отметить, что параметры прогноза социально-экономического развития являются исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов, основных направлений денежно-кредитной политики. Вместе с тем отрабатываемые на их основе финансовые и монетарные пропорции могут вызвать необходимость определенной корректировки первоначальных целевых оценок макроэкономических показателей. Поэтому процедура подготовки данных трех документов является итерационной.
Основные направления денежно-кредитной политики в соответствии с действующей редакцией Банковского кодекса рассматриваются в качестве правовой основы денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Они содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля. Кроме того, качественная структура Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь учитывает необходимость согласованной реализации монетарных и общеэкономических целей и поэтому включает:
Вместе с тем, учитывая повышение значимости среднесрочных общеэкономических и монетарных прогнозов в условиях процессов стабилизации и накопления отечественного и мирового теоретико-практического опыта, представляется возможным рассмотреть вопрос о расширении временного периода Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, уточнив, соответственно, положения Банковского кодекса, в частности его статью 4. Целесообразно подчеркнуть, что прогнозные монетарные документы, аналогичные основным направлениям денежно-кредитной политики Беларуси, формируются и применяются центральными банками значительного числа государств, хотя статус, форма и временной период прогнозов разнятся исходя из сложившихся страновых принципов систем экономического и монетарного регулирования. Логическим завершением разработки единой государственной экономической политики Республики Беларусь можно рассматривать ежегодное (начиная с 2004 года) формирование сводного документа, объединяющего мероприятия по реализации целей развития всех секторов экономики - Совместного плана действий Совета Министров и Национального банка по достижению параметров социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики страны на предстоящий год. Он включает прежде всего меры, качественное выполнение которых требует согласованной и достаточно продолжительной подготовительной работы, а также взаимного информирования либо учета при самостоятельном осуществлении конкретных мероприятий Правительством и Национальным банком.
Этап 3. Реализация мер денежно-кредитной политики в течение года с учетом фактически складывающихся экономических и денежных тенденций. Он отражает необходимые действия всех служб Национального банка на очередной год. При этом для важнейших денежно-кредитных параметров оценивается внутригодовая динамика, учитывающая прогнозируемые экономические тенденции и позволяющая системно подходить к подготовке и применению всего набора монетарных инструментов.
Вместе с тем реальная изменчивость экономической и финансовой ситуации определяет необходимость постоянной координации и корректировки монетарных инструментов. Поэтому реализация денежно-кредитной политики, особенно в части денежных операций, включает внутригодовые последовательные этапы подготовки взаимосвязанных квартальных, месячных, недельных и ежедневных прогнозов и решений. Они, соответственно, обосновывают и определяют условия для проведения конкретных монетарных операций, а также применения нормативных средств и осуществления организационных действий[1].
При этом практически все инструменты Национального банка направлены на экономическое регулирование банковского сектора, который непосредственно обеспечивает денежно-кредитную поддержку работы нефинансового сектора экономики, осуществляя необходимые активные, пассивные и посреднические операции. В этой связи вполне правомерна позиция о том, что в настоящее время именно банки представляют собой институциональный фундамент денежного механизма. Можно выделить, прежде всего, три группы форм взаимодействия Национального банка с банками:
При этом в составе денежно-кредитных отношений Национального банка с банками можно выделить восемь основных форм (приложение Г). Они выступают отражением функциональной структуры операций центрального банка страны с банками-резидентами. Из их состава видно, что Национальный банк и банки являются активными операторами на денежно-кредитном и валютном рынках, а также на рынке ценных бумаг. Практическая реализация денежно-кредитной политики посредством целенаправленного применения монетарных инструментов представляет собой результат многоэтапной и согласованной технологии функционирования системы монетарного регулирования в рамках общей и развивающейся системы экономического регулирования Беларуси. в Республике Беларусь сложился стабильно функционирующий денежный механизм, удовлетворяющий потребности секторов экономики страны. В рамках двухуровневой банковской системы обеспечивается скоординированная деятельность Национального банка и банков. Реализация целей денежно-кредитной политики и повышение уровня развития банковского сектора осуществляются в едином комплексе государственной экономической политики, основываются на укреплении потенциала отраслей национальной экономики и оказывают, в свою очередь, стимулирующее воздействие на динамику их роста и уровень жизни населения.
Вместе с тем задачи обеспечения долгосрочного социально-экономического роста страны, а также эволюция внутренних и внешних экономических отношений требуют постоянного совершенствования системы монетарного регулирования и общей системы экономического регулирования. Используемый монетарный режим, с учетом особенностей состояния и развития экономики, должен адекватно модифицироваться для обеспечения действенности денежно-кредитной политики при достижении целей социально-экономического развития.
Представляется, что дальнейшему повышению эффективности денежно-кредитной политики будут содействовать:
В методическом аспекте актуальным выступает развитие модельного инструментария в направлении:
В целом совершенствование механизма денежно-кредитной политики в рамках общеэкономической политики государства должно способствовать движению в направлении обеспечения макроэкономического баланса, предполагающего внутреннее и внешнее равновесие экономики, оптимальное сочетание параметров экономического роста, занятости населения, уровня цен на товары и услуги, а также платежного баланса страны[11].
Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 2010 год указаны в приложении 3. Ожидается рост основных показателей. В 2010 году денежно-кредитная политика будет направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее стабильного развития. Курсовая политика сохранит роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля.