Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики;
- определить методы регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;

Содержание

Введение
1. Денежно-кредитная политика
1.1. Цели, задачи и принципы денежно-кредитной политик
1.2. Типы денежно-кредитной политики
1.3. Методы регулирования денежно-кредитной политики
1.4. Нормативная база денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь
2. Анализ выполнения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
за 2005г.
2.1. Исполнение денежно-кредитных показателей
2.2. Уровень процентных ставок
2.3. Устойчивость банковской системы
3. Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ДКП.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

 Центральный  банк выбирает тот или иной  тип денежно-кредитной политики  исходя из состояния экономики  страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

 

1.3. Методы  регулирования денежно-кредитной  политики 

 Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора методов (инструментов) денежно-кредитного регулирования.

 Методы регулирования денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков [11, с. 459]:

-              в зависимости от объекта воздействия  (предложение либо спрос на  деньги);

-              по срокам воздействия – кратко- и долгосрочные;

-              по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);

-              по форме воздействия – прямы  и косвенные; 

-              по числу объектов – общие  и селективные. 

 Прежде всего,  важнейшими являются прямые (административные) и косвенные (экономические), а также общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д. [11, с. 460].

 Посредством прямых (административных) инструментов в  кредитных организациях изменяют  операционные показатели, к примеру,  лимиты процентных ставок, размер  маржи, объемы операций. Методы  прямого контроля применяются  при регулировании банковских  систем. В условиях слабо развитого государственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на зарубежные рынки и в теневую экономику.

 С помощью косвенных  инструментов формируют условия  для целенаправленного изменения  основных параметров финансового  рынка. При этом косвенные инструменты  вначале воздействуют на баланс  центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в государстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование – на объем и структуру операций коммерческих банков. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков и их использование не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма.

Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита  либо применяются к ограниченному  перечню банков. [11, с. 462].

 В разных странах  на разных стадиях развития  финансового рынка применяются различные комбинации инструментов денежно-кредитной политики.

 В совокупности  инструментов денежно-кредитного  регулирования выделяют следующие  основные группы [11, с: 463]:

 ·                           рефинансирование банков;

 ·                           процентные ставки по операциям центрального банка;

 ·                           обязательное резервирование;

 ·                           валютные операции;

 ·                           операции на открытом рынке; 

 ·                           прямые количественные ограничения;

 ·                           установление ориентиров роста  денежной массы; 

 Механизмы рефинансирования  представляют собой совокупность  каналов снабжения банков дополнительной  ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения процентных ставок денежных рынков и в других целях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.

 Центральным банком используются следующие инструменты рефинансирования:

-              переучет векселей;

-              ломбардный механизм, состоящий  из кредита овернайт (однодневный  расчетный кредит) и ломбардного  кредита. Суть последнего –  предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список  и принадлежащих банку на праве собственности;

-              ломбардный кредитный аукцион; 

-              операции РЕПО и др.

 Процентная политика (изменение учетной ставки) —  старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого национальный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков [10, с. 372].

 Процентная политика  центрального банка призвана  формировать условия для обеспечения  внутренней и внешней устойчивости  официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую (ставка значительно превышает уровень инфляции), мягкую (ставка меньше уровня инфляции) и нейтральную процентную политику (ставка умеренно позитивная). Заниженный уровень процентной ставки центрального банка по сравнению с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммерческих банков).

 Во всех случаях  понижение процентной ставки  вызывает увеличение спроса коммерческих  банков на кредиты, их повышение  – замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Таким образом, изменение процентных ставок центрального банка непосредственно воздействует на цены денежного рынка и одновременно служит ограничением верхнего предела их колебаний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены.

 С ростом глобализации  финансовых рынков результаты  процентной политики все больше  зависят не от абсолютного  уровня регулирования ставок, а от соотношения их с уровнем ставок на денежном рынке. Таким образом, эффективность процентной политики определяется ее гибкостью. Как правило, используя процентную политику, центральный банк может оказывать влияние на валютный курс.

 Обязательное резервирование (резервные требования) относится  к числу инструментов привлечения  ресурсов банков. Коммерческие банки  в законодательном порядке должны  постоянно хранить часть денежных  резервов на специальных счетах  в центральном банке или в  ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам. [10, с, 374].

 Система обязательного  резервирования выполняет следующие  функции: контрольную (за расширением  денежной ассы путем изъятия  избыточных резервов банковской  системы), стабилизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности банков.

 Коммерческий банк  обязан депонировать часть привлеченных  денежных средств в фонде обязательных  резервов, размещенном в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.

 Норматив резервных  требований устанавливается в  законодательном порядке и представляет  собой процентное отношение суммы  минимальных резервов к абсолютным  или относительным (приращению) показателям  пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы общие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части обязательств или кредитов).

 Устанавливая и  пересматривая норматив резервных  требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

 При использовании  данного инструмента денежно-кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства

 Центральный банк  проводит разнообразные валютные  операции. Валютная политика включает  в себя такие структурные элементы, как целевые установки, нормативные акты, реальные механизмы регулирования внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма. Центральным банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими. Центральные банки регулируют обращение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и режим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентам счетов в национальной валюте и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банка за пределами страны.

 Национальный банк  Республики Беларусь совместно  с уполномоченными государственными  органами устанавливает порядок  ввоза в республику и вывоза  за ее переделы драгоценных  металлов и драгоценных камней, используемых при осуществлении банковских операций, иностранной и национальной валюты, ценных бумаг в иностранной и национальной валюте; контролирует осуществление банками валютных операций; определяет функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки, и меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства; выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п. [1]

 Операции на открытом рынке, проводимые эмиссионным банком, состоят из операций покупки-продажи ценных бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и на валютном рынке. Наиболее широко используются операции на рынке ценных бумаг. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. При покупке центральным банком ценных бумаг у кредитных организаций резервы последних увеличиваются на сумму этих покупок, что укрепляет ликвидность как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Как центральный банк изменяет цену продажи (покупки) ценных бумаг коммерческим банкам, тем самым он воздействует на объем свободных ресурсов, которым располагают коммерческие банки, что стимулирует расширение (сокращение) кредитных вложений в реальный сектор экономики со стороны кредитных организаций. Таки образом операции эмиссионного банка на открытом рынке влияют на краткосрочные процентные ставки денежного рынка и на диапазон колебаний ликвидности (недостаточная – избыточная) банковской системы. Данный инструмент денежно-кредитной политики применяется и на первичном, и на вторичном рынках ценных бумаг. Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, реже - для его увеличения.

 Центральный банк  инициирует операции на открытом рынке, определяет их условия, сроки и инструменты. Применяются стандартные, ускоренные тендеры либо двухсторонне процедуры. При проведение операций на открытом рынке используются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и др. Выбор механизма операции зависит от объекта и целей их проведения, которыми могут быть управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок; прямые операции с государственными ценными бумагами могут влиять на изменение валютного курса, и потому используются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.

 На открытом рынке  различают операции, осуществляемые  на регулярной и нерегулярной  основе. Регулярные операции проводятся  для широкого круга участников  на аукционной основе. Например, продажа краткосрочных казначейских векселей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции более многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валютном рынке, которые он проводит в целях реализации денежно-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегулярной основе. Наиболее часто центральные банки используют операции валютного СВОПа.

 В Республике  Беларусь осуществляется процентная  политика. Достижение конечной цели  денежно-кредитной политики в  условиях ориентации на поддержание стабильного обменного курса предполагает необходимость усиления роли процентной ставки в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Принципиально это означает переход от управления объемом денежного предложения к управлению ценой денег в экономике. Данная задача решается путем повышения роли ставки рефинансирования как основной процентной ставки Национального банка. [1]

 Процентная политика  направлена на поддержание положительных  в реальном выражении процентных  ставок по операциям банков для привлечения срочных депозитов и предоставления кредитов в белорусских рублях. Политика процентных ставок по инструментам Национального банка проводится прежде всего для сглаживания колебаний ставок на краткосрочном денежном рынке.

 Важными условиями эффективности осуществления процентной политики в Республике Беларусь является недопущение рефинансирования банков по льготным процентным ставкам (ниже ставки рефинансирования) и финансовая устойчивость банков. При этом банкам не устанавливаются размеры процентных ставок и других параметров по операциям с денежными средствами физических и юридических лиц.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь