Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики;
- определить методы регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;

Содержание

Введение
1. Денежно-кредитная политика
1.1. Цели, задачи и принципы денежно-кредитной политик
1.2. Типы денежно-кредитной политики
1.3. Методы регулирования денежно-кредитной политики
1.4. Нормативная база денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь
2. Анализ выполнения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
за 2005г.
2.1. Исполнение денежно-кредитных показателей
2.2. Уровень процентных ставок
2.3. Устойчивость банковской системы
3. Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ДКП.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

 Значимым элементом  повышения прозрачности и эффективности  реализации денежно-кредитной политики  и формирования экономических  ожиданий участников рынка в соответствии с целями денежно-кредитной политики является раскрытие информации о совершаемых операциях, об обязательном резервировании, о динамике ликвидности банковской системы. [1]

 По-прежнему операционной  целью останется ставка однодневного (овернайт) межбанковского рынка кредитов в национальной валюте, на котором осуществляется основной объем операций. В то же время обеспечивается реализация принципа, при которой величина процентной ставки на краткосрочном рынке приближается к уровню ставки рефинансирования.

 Кроме того, Национальный  банк Республики Беларусь проводит  снижение уровня нормативов отчислений  в фонд обязательного резервирования. Это метод направлен на постепенное  выравнивание нормы обязательного  резервирования по различным  категориям привлеченных средств без предоставления льгот и преференций банкам.

1.4. Нормативная база денежно-кредитной  политики 

 Национального банка Республики  Беларусь 

 Нормативной базой для разработки  и реализации денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь являются:

1. Банковский кодекс Республики  Беларусь  от 25.10.2000г. № 441-3.

2. Основные направления денежно-кредитной  политики Республики Беларусь  на 2006 год., утвержденные Указом Президента  Республики Беларусь от 21.12.2005г.  № 608.

3. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2005 год., утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 10.09.2004г. № 438.

3. Указ Президента Республики  Беларусь от 10.09.2004г. № 437 «Об  утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического Развития Республики Беларусь на 2005 год».

4. Закон Республики Беларусь  «О бюджете Республики Беларусь  на 2005 год».

5. Закон Республики Беларусь  «О бюджете Республики Беларусь  на 2006 год.». 

6. Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 – 2010 годы, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 28.05.2002г. № 274.

7. Программа социально-экономического  развития на 2006-2010 годы (проект, принятый  на Всенародном собрании Республики  Беларусь).

8. Постановление Правления Национального  банка от 28.06.2004г. № 92 «Об утверждении  Инструкции об экономических  нормативах для банков и небанковских  кредитно-финансовых организаций».

9. Постановление Правления Национального  Банка Республики Беларусь от 29.09.2004г. № 148 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и использования специального резерва на покрытие возможных убытков по активам банка и небанковской кредитно-финансовой организации, подверженным кредитному риску».

10. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.11.2004г. № 172 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями резерва под обесценение ценных бумаг».

 

11. Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 23.11.2005г. № 352 «Об установлении норматива минимальной суммы остатка средств фонда обязательных резервов».

12. Постановление Правления Национального  банка Республики Беларусь от 28.09.2000г. № 24.3 «Об утверждении Правил осуществления межбанковских расчетов».

 

Часть I. Денежно-кредитная политика: понятие, цели, основные концепции.

1.1. Понятие денежно-кредитной политики.

 

Теории спроса и предложения  денег, равновесие на денежном рынке  являются научной основой для проведения государством обоснованной, взвешенной кредитно-денежной политики, направленной на стабилизацию экономического развития.

 

Совокупность государственных  мероприятий в области денежного  обращения и кредита называется денежно-кредитной политикой.

 

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий в  области денежного обращения  и кредита, направленных на регулирование  экономического роста, сдерживание  инфляции, обеспечение занятости  и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

 

Современные экономические словари  и глоссарии дают следующее определение  понятия денежно-кредитной политики:

 

Денежно-кредитная политика - это «проводимый государством курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов. К наиболее широко используемым методам денежно-кредитной политики относятся: изменение ставки учетного процента, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, а также выборочные методы регулирования отдельных видов кредита».

 

Денежно-кредитная политика – это  «совокупность мероприятий центрального банка и правительства, направленных на изменение денежной массы в  обращении, объёма кредитов, процентных ставок и других показателей денежного обращения с целью снижения уровня инфляции, устойчивого роста денежной массы и создания предпосылок для стабильного экономического роста».

 

«Денежно-кредитная политика представляет собой одну из важнейших подсистем  экономической политики государства. Это совокупность мероприятий в  области денежного обращения  и кредита, направленных на регулирование  экономического роста, сдерживание  инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика осуществляется центральными банками в тесном контакте с Министерством финансов совместно с другими органами государства» (1).

 

Автор сознательно «процитировал» несколько определений понятия «денежно-кредитной политики», приведенных в разных источниках, с целью подтверждения отсутствия  различий  в трактовке данного термина разными авторами.

1.2. Основные цели денежно-кредитной  политики.

 

Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег".

 

С помощью кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

 

Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в  том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).

 

В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе денежно-кредитной  политики лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:

 

·          политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения  кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении;

 

·          политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении. Политика денежно-кредитной  рестрикции (политика "дорогих денег") применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых денег") применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления.

 

По мнению автора, основные цели денежно - кредитной политики государства  меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.

 

Приоритет целей денежно-кредитной  политики определяется состоянием  государственных финансов, стабильностью  экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

 

В связи с этим, представляется нецелесообразным пытаться описать  подробно цели денежно-кредитной политики без их привязки к характеристике социально-экономического уровня развития государства. В общем случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:

 

·           регулирование  экономической активности агентов  экономических отношений;

 

·           достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;

 

·           создание безинфляционной экономики.

 

Во второй части настоящей работы будет приведена подробная характеристика целей денежно – кредитной  политики Центрального Банка России, названных в качестве приоритетных в период с конца 90 – ых годов 20 столетия до начала первого десятилетия 21 века. 

1.3. Основные концепции денежно-кредитной  политики.

 

Поскольку в основе денежно-кредитной  политики лежит теория денег, изучающая, в том числе, процесс воздействия  денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом, постольку содержание той или иной концепции денежно-кредитной политики напрямую зависит от того, в рамках какого направления современной экономической мысли она сформирована.

 

К числу современных направлений  экономической мысли принято  относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX – начале XX веков. А именно:

 

- маржинализм;

 

- монетаризм;

 

- неолиберализм;

 

- неоклассические направление  — австрийская, лозаннская, кембриджская, американская школы. Неоклассическая  теория роста П. Самуэльсона;

 

- институционально-социологическое  направление;

 

- математические концепции экономического  равновесия;

 

 Экономическое учение Дж.М.  Кейнса – кейнсианство, неокейнсианство;

 

В рамках настоящей курсовой работы не представляется возможным дать даже краткую характеристику каждой из упомянутых выше экономических теорий.

 

Однако автор считает, что возможность  исследования взаимосвязей в экономике  становится гораздо обширнее, если принимать во внимание различные  и даже противоречивые экономические  теории. Соотнесение разных взглядов, имеющее своей целью нахождение оптимального решения проблемы, позволяет выбрать и зафиксировать схему функционирования отдельных экономических механизмов. Изучение таких теорий, как маржинализм, институционализм, теорий кейнсианской, неоклассической и других школ важно не только для дальнейшего исследования экономических явлений, но и для нахождения оптимального решения практических задач регулирования экономики государства.

 

В работе подробно рассмотрены два  направления современной экономической теории в области теории денег и  принципы денежно-экономической политики, предложенные этими теориями: кейсианская теория денег и монетаристкий подход к теории денег.

 

Современные кейнсианцы, и монетаристы  признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем Валового национального продукта (ВНП), но оценивают по-разному значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - само предложение денег.

1.3.1. Кейнсианская теория денег

 

Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие:

 

·          Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему с многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.

 

·          Цепочка  причинно-следственных связей предложения  денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект - к изменению в номинальном ВНП.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь