Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики;
- определить методы регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;

Содержание

Введение
1. Денежно-кредитная политика
1.1. Цели, задачи и принципы денежно-кредитной политик
1.2. Типы денежно-кредитной политики
1.3. Методы регулирования денежно-кредитной политики
1.4. Нормативная база денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь
2. Анализ выполнения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
за 2005г.
2.1. Исполнение денежно-кредитных показателей
2.2. Уровень процентных ставок
2.3. Устойчивость банковской системы
3. Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ДКП.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Таким образом, современные теоретические  подходы к денежно-кредитному регулированию  исходят из следующей оценки роли денег в экономике: 
 

 
изменение центральным банком условий  денежного предложения


 
 

 
влияние на финансовый сектор (% ставки, валютный курс, цены финансовых активов)


 
 

 
влияние на реальный сектор (инвестиции, потребление, чистый экспорт)


 
 

 
изменение валового выпуска (экономический  рост, динамика цен, уровень занятости, равновесие платежного баланса).


 
 
Система денежно-кредитного регулирования. Для управления потоками денежных средств между секторами экономики формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования. Системой денежно-кредитного регулирования называют организуемое государством в лице центрального банка регулирование денежного оборота в целях поддержания устойчивости национальной валюты и решения других макроэкономических задач. 
 
Как любая другая, система ДКР представляет собой совокупность элементов, её составляющих. К ним относятся: 
 
- принципы организации денежно-кредитного регулирования; 
 
- субъекты и объекты регулирования; 
 
- методы и инструменты, а также механизм регулирования. 
 
Принципы организации денежно-кредитного регулирования являются основополагающим элементом всей системы. Они представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы и соблюдение которых делает систему устойчивой, эластичной и экономичной. Большинство принципов денежно-кредитного регулирования являются общими, свойственными любой стране с рыночной моделью экономики. Однако некоторые принципы могут быть индивидуальными и отражать национальные особенности каждой страны. 

  1. Принцип независимости центрального банка от исполнительной власти и подотчётности его органам законодательной власти. Это предполагает:
  • институциональную независимость – законодательное закрепление за центральным банком исключительного права выработки и осуществления денежно-кредитной политики; 
  • материальную независимость – осуществление деятельности за счёт собственных доходов;
  • личную независимость – высшие органы центрального банка определяются законодательной властью и не зависят от исполнительной власти. 
  1. Принцип централизованного управления системой денежно-кредитного регулирования означает, что:
  • деятельность всей системы управляется из единого центра – центрального банка;
  • все субъекты системы в рамках данной территориальной единицы руководствуются единой денежно-кредитной политикой.
  1. Принцип построения иерархии целей при разработке ДКП для рассматриваемой системы, который должен учитывать:
  • специфику экономики государства и особенности этапа развития;
  • ориентацию на достижение долгосрочного макроэкономического эффекта; 
  1. Единство и взаимодополняемость ДКП другими составляющими государственной макроэкономической политики.
  1. Цели и задачи, а также действия центрального банка должны быть прозрачными и понятными обществу (иначе, принцип регулирования ожиданий субъектов экономики). Для этого необходимо: 
  • постоянное информирование общественности через средства массовой информации о целях, инструментах монетарной политики, публикация статистики, отчётов и т.д.
  • безусловное выполнение центральным банком официально принятых обязательств, то есть:

 
- центральный банк должен принимать  обязательства только по тем  показателям, которые он в состоянии  контролировать; 
 
- число официально объявляемых показателей должно быть небольшим; 
 
- планируемые показатели должны быть реально выполнимыми. 
 
- необходимо предусматривать пространство для манёвра на стадии утверждения целевых показателей (с учётом возможных прогнозируемых отклонений). 

 
 
Субъектов денежно-кредитного регулирования  можно рассматривать в двух аспектах: в широком и узком смысле слова. В широком смысле к ним относят  всех юридических и физических лиц  – владельцев денежных средств. В  узком – только юридических лиц, осуществляющих денежно-кредитное регулирование. Это - центральные банки, законодательные органы, министерства и ведомства, которые могут издавать нормативные акты, влияющие на ситуацию в денежно-кредитной сфере. 
 
Объектами ДКР называются конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием монетарного воздействия центрального банка (объём и структура денежной массы, денежная база, структура процентных ставок, объём и структура налично-денежного оборота, скорость оборота денег, денежный мультипликатор, кредиты экономике и т.д.). 
 
Методы и инструменты ДКР являются также одним из важнейших элементов системы, поскольку именно их использование позволяет реализовывать ту или иную денежно-кредитную политику государства. При этом методы являются более общими понятиями, чем инструменты. Они представляют собой набор инструментов ДКР, объединённых каким-либо общим признаком (например, характер используемых инструментов: экономические и административные и т.д.) 
 
Механизм ДКР как элемент системы представляет собой условия и порядок использования методов и инструментов ДКР, а также организацию деятельности центральных банков по этому использованию (регламентируется нормативными документами центрального банка). 

Для снижения риска, связанного с возможными ошибками в предпринимаемых действиях, необходимо правильно определить стратегию денежно-кредитной политики. Разработка стратегии предполагает определение целей денежно-кредитной политики, конкретный состав которых, приоритетность и количественные параметры будут зависеть от национальных приоритетов данного государства, этапов его развития, а также тенденций в мировой экономике и странах-партнёрах. 
 
В целом выбор реальных (эффективных) целевых показателей представляет собой достаточно сложную методологическую и прогнозную проблему.  
 
Во-первых, имеется значительное, особенно для краткого периода, противоречие между экономическими целями. Например, резкое снижение темпов инфляции монетарными средствами через ограничение спроса может послужить тормозом для цели обеспечения высоких темпов экономического роста, требующей не только увеличения внутреннего потребления, но и расширения экспорта. И, наоборот, задание значительных темпов производственного роста, требующих инвестиций, создаёт повышенный спрос и, соответственно, сопровождается нестабильностью денежной единицы (рост цен). Поэтому приоритетность и уровни целевых параметров должны быть определены на основе системы как макроэкономических, так и эконометрических моделей. 
 
Во-вторых, постановка целей денежно-кредитной политики предполагает одновременное формирование условий и механизмов их реализации, обеспечение экономической и организационно-правовой основы, без которой целевые установки будут нереальными, а экономические процессы могут развиваться в нежелательном направлении. 
 
Цели денежно-кредитной политики классифицируют по следующим признакам: 

  1. по времени действия:
  • конечные (общеэкономические);
  • промежуточные (монетарные);
  • тактические, или оперативные.
  1. по границам действия:
  • внешние – равновесие платёжного баланса, стабильность валютного курса;
  • внутренние – стабилизация производства, уровня цен, обеспечение максимальной занятости населения;

 
Конечные цели системы денежно-кредитного регулирования являются общими целями развития экономики – удовлетворение потребностей человека, максимизация общественного благосостояния. 
 
В качестве основных из них выделяют так называемый «магический четырёхугольник» – четыре взаимосвязанные цели, одновременное достижение которых, тем не менее, не представляется возможным: 

  1. рост производства товаров и услуг;
  2. обеспечение занятости населения;
  3. обеспечение равновесия платёжного баланса страны;
  4. стабильность покупательной способности национальной денежной единицы: как внешней (обменный курс), так и внутренней (цены внутри страны).

 
Существуют и другие варианты представления конечных (общеэкономических) целей. Например, к четырём названным целям иногда добавляют: 

  1. справедливое распределение доходов;
  2. обеспечение экономической свободы;
  3. достижение эффективности производства и др.

 
Промежуточные (монетарные) цели формулируются центральными банками для реализации конечных общеэкономических целей. Они определяют значение тех или иных экономических переменных на длительных временных интервалах. Можно назвать, по крайней мере, три основные причины, определяющие необходимость использования промежуточных целей денежно-кредитной политики: 

  • сложность отображения всех взаимосвязей экономических параметров на макроуровне;
  • запаздывание реакции экономики на те или иные действия центрального банка в монетарном секторе (временной лаг);
  • третья причина состоит в том, что часто органы денежно-кредитного регулирования не обладают достаточной и своевременной экономической информацией для принятия лучшего решения на долгосрочную перспективу.

 
Сегодня на практике используются следующие промежуточные цели: 
 
Таргетирование обменного курса (используется в 91 стране мира). Преимущество данного монетарного режима состоит в том, что он позволяет быстро снизить девальвационные ожидания субъектов экономики и темпы инфляции. Недостатки: 

  • Достижение целевого значения обменного курса в значительной степени зависит от состояния внешнего сектора экономики.
  • При фиксации номинального курса национально валюты рост её реального курса приводит к ухудшению сальдо текущего счёта платёжного баланса.
  • При темпах инфляции ниже 15-20% в год количественная связь между девальвацией и инфляцией на краткосрочных временных интервалах ослабевает, что снижает эффективность ДКР. 
  • Эффективность режима зависит от уровня золотовалютных резервов и может негативно влиять на этот уровень.

 
Таргетирование денежных агрегатов (используют 18 стран мира). При проведении монетарной стабилизации центральный банк принимает величину того или иного агрегата денежной массы в качестве основной промежуточной цели денежной политики. Данная концепция была разработана экономистами – монетаристами в конце 60-х годов ХХ века. Ее главной предпосылкой является стабильность спроса на деньги. В свое время (до образования ЕЦБ) в развитых странах только Дойче Бундесбанк (Германия) был единственным центральным банком, который официально объявлял количественные параметры денежной массы (М3) в качестве основного ориентира своей денежной политики. Однако и тогда данная концепция использовалась не на краткосрочной основе, а как среднесрочный ориентир денежной политики. 
 
Положительным моментом таргетирования денежных агрегатов является возможность достижения стабильных темпов прироста денежной массы, а также снижения темпов роста денежной массы с целью борьбы с инфляций. Основным недостатком данного режима является невозможность достижения желаемых результатов в обеспечении ценовой стабильности из-за непредсказуемости изменения спроса на деньги в долгосрочной перспективе.  
 
Так, сегодня ведущие страны мира отказались от этого режима как в силу «хронического» невыполнения намеченных ориентиров, так и по причине его неэффективности с точки зрения экономических интересов страны. По выражению М.Фридмена, «денежные ориентиры были, скорее, оконной шторой, скрывавшей происходящее в денежно-кредитной политике, нежели ее четкими принципами». В настоящее время денежные агрегаты рассматриваются лишь в качестве информационного индикатора о развитии спроса на деньги в том или ином временном периоде3
 
Инфляционное таргетирование (используют наиболее развитые страны мира), предполагающее развитый финансовый рынок, преимущественно монетарную природу инфляции и независимость от исполнительной власти центрального банка. Преимущества данного монетарного ориентира: 

  • гибкость денежно-кредитной политики;
  • рост прозрачности денежно-кредитной политики. 

 
Обязательные условия эффективной работы данного режима: 

  • обеспечение ценовой стабильности является главной целью ДКП;
  • юридическая и фактическая независимость ЦБ;
  • необходимость сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета;
  • устойчивое функционирование финансовой системы.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь