Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение денежно-кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики;
- определить методы регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;

Содержание

Введение
1. Денежно-кредитная политика
1.1. Цели, задачи и принципы денежно-кредитной политик
1.2. Типы денежно-кредитной политики
1.3. Методы регулирования денежно-кредитной политики
1.4. Нормативная база денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь
2. Анализ выполнения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
за 2005г.
2.1. Исполнение денежно-кредитных показателей
2.2. Уровень процентных ставок
2.3. Устойчивость банковской системы
3. Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ДКП.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

 
Прочие целевые ориентиры или «прагматичный монетаризм» - предполагает использование в качестве контрольных целей кредитных показателей деятельности банковского сектора, показателей объёма заимствованных коммерческими банками у центрального банка ресурсов, процентной ставки по кредитам и пр. 
 
При отборе промежуточных целей используется несколько критериев: 

  1. Согласованность с конечными целями денежно-кредитной политики.
  2. Контролируемость, предполагающая возможность для центрального банка влиять на величину промежуточной переменной. Кроме того, важна устойчивая зависимость между инструментами денежно-кредитного регулирования и промежуточной переменной.
  3. Измеримость, предполагающая наличие возможности правильно и точно измерить выбранную промежуточную переменную.
  4. Своевременность. Достоверная информация об этой цели должна своевременно и регулярно поступать в центральный банк.

 
Следует отметить, что промежуточная  цель не является раз и навсегда заданной, особенно в странах с  переходной экономикой. Это обусловлено постоянным процессом развития рыночных отношений. Кроме того, промежуточная цель может устанавливаться в мягкой (рекомендательной) и жёсткой (как целевой показатель) формах. 
 
Тактические (оперативные) цели устанавливаются центральными банками в связи со слабой взаимосвязью промежуточных целей с инструментами денежно-кредитного регулирования. Кроме того, промежуточные цели трудно прогнозировать или контролировать ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Их проще использовать для ежеквартального или ежегодного контроля. Достижение тактических целей возможно путём каждодневных регулирующих действий центрального банка. Через постановку и достижение тактических целей центральный банк обеспечивает выполнение своих промежуточных и, соответственно, конечных целевых установок.  
 
Требования к тактическим целям: 

  1. Максимальное воздействие на них центрального банка.
  2. Способность быстро и позитивно изменяться в ответ на действия центрального банка.
  3. Стабильное влияние на промежуточную цель.

 
К примеру, в зависимости от конкретной ситуации в качестве тактических целей может выступать регулирование резервов (ликвидности банковской системы), краткосрочных процентных ставок денежного рынка и пр. 
 
Основной закон определения целей центрального банка при денежно-кредитном регулировании следующий: центральный банк может таргетировать (устанавливать в качестве контрольного) только один показатель: либо агрегат денежной массы, либо обменный курс – в качестве промежуточных целей. То же касается и оперативных целей: 

  • таргетирование денежной базы, но тогда ставка процента денежного рынка является переменной, определяемой банковской системой;
  • таргетирование ставки процента: ЦБ, используя инструменты рефинансирования, устанавливает целевую величину ставки денежного рынка, то в этом случае денежная база – переменная, определяемая банковской системой.

 
Такой подход «одного показателя»  объясняется вероятностью ошибок со стороны ЦБ: в этом случае неверное установление цели в отношении одного показателя будет корректироваться банковской системой посредством другого показателя. 
 
Кроме этого, в условиях контролирования двух целей одновременно населению труднее формировать свои инфляционные ожидания, поскольку не ясно, какой из двух целей будет отдано предпочтение в случае возникновения конфликта между ними. 
 
В основе выбора инструментов денежно-кредитного регулирования лежит правило «компенсационного регулирования», т.е. расширения или снижения доступа к ликвидности центрального банка в зависимости от экономической ситуации. 
 
В экономической литературе выделяют следующие подходы к классификации инструментов денежно-кредитного регулирования. 
 
1. По характеру воздействия: 

  • инструменты прямого (административного) регулирования и контроля;
  • косвенные (рыночные) инструменты.

 
2. По объёму воздействия на  рынок: 

  • общие (воздействуют на систему в целом);
  • селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок).

 
В зависимости от вида денежно-кредитного регулирования (рестрикционное и экспансионистское), применение методов может быть тотальным или селективным. При тотальном регулировании мероприятия центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы; приселективном — на отдельные кредитно-финансовые институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Выбор метода регулирования деятельности банков производится в каждом конкретном случае исходя из состояния экономики.  
 
К административным методам денежно-кредитного регулирования относится использование лимитов (прямых ограничений) или запретов, устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности коммерческих банков.  
 
Косвенные (экономические, рыночные) инструменты предполагают воздействие ЦБ на поведение коммерческих банков через использование экономических интересов, т.е. изменяя объёмы резервных денег или их цену, ЦБ изменяет спрос на кредит и изменяет эффект мультипликации в экономике. Однако важным фактором эффективности косвенных инструментов является формирование денежно-кредитной системы, способствующей оптимальному распределению сбережений и инвестиций в экономике, что предполагает: 

  • достижение относительно стабильного экономического развития;
  • формирование развитых рыночных отношений во всех секторах экономики;
  • создание универсальной, стабильной, устойчивой инфраструктуры финансового рынка.

 
 
 
Инструменты денежно-кредитного регулирования Национального банка  Республики Беларусь 
 
Все инструменты денежно-кредитного регулирования Национального банка группируются по нескольким классификационным признакам.  
 
Во-первых, исходя из сущности операции: 

  1. Инструменты денежной эмиссии.

 
1.1. Нецелевое рефинансирование банков  в рамках механизмов регулирования  текущей ликвидности банковской  системы. 
 
Характерные черты: 

  • Чрезвычайно короткий срок.
  • Ограниченный объём предоставления ликвидности.

 
Процентные ставки превышают рыночные (штрафной характер). 
 
Этот канал ликвидности является полностью рыночным. 
 
1.2. Покупка Национальным банком иностранной валюты. 
 
1.3. Долгосрочное финансирование 

  • Взносы Национального банка в уставные фонды банков.
  • Чрезвычайные (санационные) кредиты.
  1. Инструменты антиэмиссионного характера («стерилизация» денежной массы или «стерилизация» эмиссии)

 
Все эти инструменты используются как на долгосрочной, так и на краткосрочной основе. 
 
На долгосрочной основе: 

  • Привлечение ресурсов банков в фонд обязательных резервов (ФОР).
  • Продажа Национальным банком иностранной валюты.
  • Депозитная политика Национального банка (возврат депозитов органов государственного управления в Национальный банк).

 
На короткий срок: 

  • Привлечение средств в депозиты Национального банка.
  •  
    Эмиссия краткосрочных ценных бумаг Национального банка.
  1. Инструменты регулирования уровня процентных ставок.
    • Установление ставки рефинансирования. 
    • Установление Национальным банком ставок по операциям на финансовом рынке.
  1. Инструменты валютного регулирования.

 
Основные задачи этих инструментов: 

  • Построение стабильной нормативной базы управления валютными потоками.
  • Оптимизация операций на валютном рынке с целью достижения стабильности курса национальной денежной единицы при одновременном противодействии притоку краткосрочных спекулятивных капиталов на отечественный финансовый рынок. 
  1. Инструменты регулирования рынка ценных бумаг.
  1. Установление пруденциальных нормативов для банков и<span class="dash0

Информация о работе Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь