Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 08:30, реферат
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.
Введение 3
Необходимость государственного регулирования экономики 5
I . Кредитная система и денежно-кредитная политика
государства 7
II . Основные инструменты денежно-кредитной политики 12
Денежно - кредитная и валютная политика в Республике
Казахстан по Национальному банку. 17
Инструменты денежно - кредитной политики
3.2. Денежные агрегаты
3.3 Валютное регулирование и контроль
3.4. Управление золотовалютными активами
Основные направления денежно-кредитной политики Национального
Банка на 2003-2005 годы
Монетарный обзор за предыдущие месяцы 2003 года
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Таким
образом, операции на открытом рынке, как
метод денежно-кредитного регулирования,
значительно отличаются от двух предыдущих.
Главное отличие - это использование более
гибкого регулирования, поскольку объем
покупки ценных бумаг, а также используемая
при этом процентная ставка могут изменяться
ежедневно в соответствии с направлением
политики центрального банка. Коммерческие
банки, учитывая указанную особенность
данного метода, должны внимательно следить
за своим финансовым положением, не допуская
при этом ухудшения ликвидности.
4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы.
Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
При
нарушении коммерческими
Очевидно,
что использование
Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.
Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.
На
наш взгляд, серьезным инструментом
являются распространяемые слухи. Хотя
это и незаконно, но ведь, сколько
всего незаконного можно
III.
Денежно - кредитная
и валютная политика
в Республике Казахстан
по Национальному банку.
В 2000 году приоритетом денежно-
В качестве инструментов
Для сглаживания резких
Биржевой
курс тенге по отношению к доллару
США понизился за год на 5,2% (в 1999
году - 64,6%) и составил на конец года
145,40 тенге за 1 доллар США (рис. 2.1).
Рисунок 2.1
Динамика изменения биржевого обменного курса тенге к доллару США.
Официальный курс тенге по
отношению к доллару составил
на конец 2000 года 144,50 тенге, к российскому
рублю - 5,16 тенге, к евро - 136,21 тенге (рис.2.2).
Рисунок 2.2
Официальные курсы тенге к иностранным валютам, на конец периода
Сохранение умеренных темпов
девальвации тенге
Рисунок 2.3.
Динамика реального эффективного обменного курса тенге (1996=100%)
3.1.
Инструменты денежно
- кредитной политики
Официальные ставки. С целью ориентации банков второго уровня на снижение ставок по кредитам Национальный Банк в течение года поддерживал ставку рефинансирования слабо положительной в реальном выражении и понижал официальные ставки. За год ставка рефинансирования снизилась с 18% до 14%, ставка по кредитам "овернайт" - с 27 до 21%, ставка по операциям "репо" - с 23 до 19% (рис.2.4).
Для осуществления
Национальным Банком операций по переучету
векселей с 20 июня 2000 года была введена
и установлена на уровне 12,5% официальная
учетная (дисконтная) ставка.
Рисунок 2.4.
Официальные ставки Национального Банка
Минимальные резервные требования. Для обеспечения равновесия денежного рынка и регулирования ликвидности банков с 01.05.00 г. норма обязательных резервов банков была снижена с 10 до 8% от общих депозитных обязательств банка перед небанковскими юридическими и физическими лицами.
Снижение минимальных резервных требований не привело к ослаблению защиты интересов вкладчиков и кредиторов банков, а напротив, позволило банкам более эффективно распоряжаться привлеченными средствами и увеличить кредитование реального сектора экономики.
Операции на открытом
рынке. С целью регулирования ликвидности
в банковской системе и стерилизации денежной
массы в 2000 году Национальным Банком проводились
на открытом рынке операции по покупке
и продаже ценных бумаг, операции РЕПО
и обратного РЕПО (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
Операции
Национального Банка
на открытом рынке
|
Займы Национального Банка. В 2000 году Национальный Банк предоставил займы на 1401 млн. тенге, из них банкам второго уровня - 1311,2 млн. тенге, организациям - 89,8 млн. тенге.
Для финансирования золотодобывающей промышленности - предприятия "АБС Балхаш", создан консорциум банков на принципах синдицированного банковского кредитования. Национальный Банк принял на себя частичное финансирование данного консорциума (699,2 млн. тенге или 4,9 млн. долл.).
В связи с погашением Национальным Банком задолженности перед ЕБРР, произведено переоформление займа, предоставленного Национальным Банком ОАО "Казкоммерцбанк" в рамках займа ЕБРР по программе развития малых и средних предприятий. На основании Консорциального соглашения данный заем переоформлен в банковский заем на 4,3 млн. долл. (612,0 млн. тенге).
Продолжено предоставление займа специального назначения для построения резервного центра платежной системы КЦМР. В 2000 году предоставлено КЦМР 89,8 млн. тенге или 573,5 млн. долл. (за 1999-2000 гг. предоставлено 601,5 млн. тенге).
Национальным Банком проведена работа по практическому внедрению системы переучета векселей. Определены первоклассные эмитенты векселей - ЗАО "НАК Казатомпром" и ОАО "Казахтелеком", заключены Генеральные соглашения о переучете векселей с 12 банками. Уже в декабре 2000 года к переучету принято 6 векселей ЗАО "НАК Казатомпром" сроком погашения до 6 месяцев на 7,1 млн. тенге.
Национальный Банк заключил договора о предоставлении займа "овернайт" с 17 банками второго уровня. Лимиты получения в Национальном Банке займа "овернайт" ежемесячно доводились до банков, однако в связи с достаточной ликвидностью банковской системы в 2000 году банки не обращались за получением займа "овернайт".
Возврат кредитов в 2000 году составил 238,2 млн. тенге.
Ежемесячно
проводилась классификация
Долг заемщиков по убыточным банковским займам Национального Банка, предоставленным в 1994-1996 гг., на 01.01.01 г. составил 6,1 млрд. тенге, в т.ч. основной долг - 2,3 млрд. тенге, неуплаченное вознаграждение и неустойка - 3,8 млрд. тенге.
Более 80% заемщиков, имеющих просроченные долги по банковским займам Национального Банка, в настоящее время находятся в процедуре ликвидации, или же к ним применена процедура банкротства. Просроченная задолженность по ним составила 4,7 млрд. тенге, сумма задолженности по основному долгу - 2,2 млрд. тенге.