Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 08:30, реферат
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.
Введение 3
Необходимость государственного регулирования экономики 5
I . Кредитная система и денежно-кредитная политика
государства 7
II . Основные инструменты денежно-кредитной политики 12
Денежно - кредитная и валютная политика в Республике
Казахстан по Национальному банку. 17
Инструменты денежно - кредитной политики
3.2. Денежные агрегаты
3.3 Валютное регулирование и контроль
3.4. Управление золотовалютными активами
Основные направления денежно-кредитной политики Национального
Банка на 2003-2005 годы
Монетарный обзор за предыдущие месяцы 2003 года
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Возвращено убыточных банковских займов заемщиками на 2,1 млн. тенге.
В связи с завершением процесса ликвидации аннулирована просроченная задолженность по 9 банкам (0,8 млрд. тенге), имеющим долг по банковским займам Национального Банка. Кроме того, аннулированы долги учреждений Министерства внутренних дел на 71,9 млн. тенге.
По
всем заемщикам Национальным Банком
проведена претензионно - исковая
работа.
3.2.
Денежные агрегаты
Поведение
денежных агрегатов в течение
отчетного периода было обусловлено
характером сложившихся в прошлом
тенденций. Так, в начале года наблюдалось
сезонное снижение денежных агрегатов.
Денежная база и наличные деньги в обращении
продолжали снижаться в течение I квартала
и превысили уровень на начало года только
в сентябре. Кривые темпов роста денежной
базы и денежной массы (рис.2.5, 2.6) показывают,
что в течение года наблюдается синхронность
в их поведении. Однако, вследствие опережающего
темпа роста депозитов в банковской системе,
денежная масса, уже в мае превысила уровень
на начало года.
Рисунок.2.5.
Динамика изменения денежных агрегатов (к пред. месяцу, %)
Рисунок 2.6.
Динамика изменения агрегатов (номинальное к началу года, %)
Денежная база. Увеличение поступления иностранной валюты на счета Министерства финансов в Национальном Банке и покупки Национальным Банком валюты на внутреннем валютном рынке способствовали значительному увеличению чистых международных резервов Национального Банка на 37,6% до 2093,9 млн. долл. Однако, денежная база расширилась всего на 5,7% до 134,0 млрд. тенге. Это было связано с тем, что, начиная со второй половины года, Национальный Банк активизировал операции по стерилизации избыточной ликвидности. Рост чистых международных резервов Национального Банка был нейтрализован увеличением объемов краткосрочных нот в обращении в 7,9 раза (или на 43,0 млрд. тенге) и увеличением депозитов Правительства в 2,3 раза (или на 26,8 млрд. тенге) .
Денежная масса. В 2000 году позитивной была и динамика активов банковской системы. Так, чистые внешние активы банковской системы выросли на 15,9% (или на 294,9 млн. долл.), а внутренние активы банковской системы увеличились более чем в 5,2 раза (или на 71,3 млрд. тенге). Рост внутренних активов банковской системы произошел за счет значительного, более чем в 1,8 раза (или на 137 млрд. тенге), увеличения требований к другим секторам экономики (несмотря на снижение чистых требований к Правительству банковской системы на 26,9% и чистых прочих внутренних активов банковской системы - на 30%). Все указанные факторы способствовали увеличению денежной массы на 45,9% до 399,5 млрд. тенге.
В структуре денежной массы сохранилась позитивная тенденция роста депозитов в банковской системе - с начала года ее доля выросла с 62,2 до 73,4%, что вызвало увеличение денежного мультипликатора с 2,16 до 2,98.
Наличные
деньги в обращении выросли
Значительный
рост денежной массы привел к увеличению
уровня монетизации экономики с 13,6% в 1999
году до 15,4% в 2000 году (самого высокого
показателя со дня независимости Казахстана).
3.3.
Валютное регулирование
и контроль
В 2000 году механизм валютного регулирования и контроля совершенствовался с учетом ситуации на внешнем и внутреннем валютном рынке, развития новых финансовых инструментов, изменения условий и конъюнктуры инвестирования.
Принятие Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам валютного регулирования" создает возможность выработки более гибкого механизма регулирования путей оттока капитала, расширения перечня норм, нарушение которых влечет за собой наказание в соответствии с валютным законодательством. Изъятие субъектов банковской и страховой деятельности из сферы малого предпринимательства позволит усилить надзор за данными организациями, изменить требования к их деятельности с целью укрепления устойчивости финансовой системы и защиты интересов потребителей.
Внесены изменения в нормативную правовую базу, усиливающие требования к помещениям обменных пунктов, а также применяемым техническим средствам определения подлинности денежных знаков. Кроме того, внесенные изменения позволяют автоматизировать работу по учету обменных операций.
Была продолжена работа по совершенствованию экспортно-импортного валютного контроля. Национальным Банком были разработаны предложения по совершенствованию механизма экспортно-импортного валютного контроля, а также проект новой редакции Инструкции об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан.
В проекте Инструкции нашли отражение вопросы, ранее не урегулированные законодательством: порядок осуществления валютного контроля по экспортно-импортным сделкам, предусматривающий использование вексельной формы расчетов, основания и порядок закрытия паспортов сделок. Кроме того, разграничены компетенция, функции и полномочия органов и агентов валютного контроля, а также изменены направления информационных потоков между ними.
Практическая реализация внесенных предложений позволит усилить контроль за поступлением в страну экспортной выручки и товаров в счет погашения платежей по импорту.
Для усиления мониторинга за движением иностранной валюты по проводимым экспортно-импортным операциям, введены два новых вида лицензируемых операций - зачисление иностранной валюты, получаемой резидентом в качестве кредита от нерезидента, на счета третьих лиц, а также получение резидентами экспортной валютной выручки в срок свыше 120 дней.
В целях реализации правительственной программы развития рынка ценных бумаг, был введен упрощенный порядок лицензирования таких операций для компаний по управлению пенсионными активами. В 2000 году выдано 6 генеральных лицензий на инвестирование пенсионных активов в ценные бумаги, эмитируемые нерезидентами.
Необходимость
унификации требований по вывозу наличной
иностранной валюты в странах-участниках
Таможенного союза потребовала
внесения изменений в требования
по представлению физическими
Одной из основных форм валютного контроля была проверка соблюдения норм валютного законодательства субъектами валютного рынка. Проведено 15 проверок банков, 3 проверки юридических лиц, рассмотрено 461 материалов проверок уполномоченных организаций и 10 материалов проверок уполномоченных банков, проведенных областными филиалами Национального Банка.
Увеличилось количество юридических лиц, обратившихся в Национальный Банк за лицензией на проведение операций, связанных с движением капитала. Так, если в 1999 году была выдана 121 лицензия на проведение таких операций, то в 2000 году было выдано 214 таких лицензий. В структуре выданных лицензий отмечена тенденция роста количества лицензий на кредитование нерезидентов по импортным сделкам, что объясняется увеличением охвата валютным контролем импортных сделок.
В
2000 году на проведение обменных операций
с наличной иностранной валютой
было выдано 497 лицензий с учетом проведенной
перерегистрации уполномоченных организаций,
общее количество их обменных пунктов
изменилось незначительно (1066 - на 01.01.01
г. по сравнению с 1137 на начало 2000 года).
Общее количество банковских и небанковских
обменных пунктов соответственно составило
2485 и 2402. В общем объеме проводимых обменных
операций с наличной иностранной валютой
преобладает доля банковских обменных
пунктов (более 80% оборота).
3.4.
Управление золотовалютными
активами
Валовые
золотовалютные активы Национального
Банка в 2000 году увеличились на 4,6%
(или на 92,6 млн. долл.) до 2,096 млрд. долл.,
чистые золотовалютные активы - на 37,6%
(или на 572,7 млн. долл.) до 2,094 млрд. долл.
(табл.2.2).
Таблица 2.2.
млн.
долл.
|
Динамика валовых золотовалютных активов в течение года имела общую тенденцию роста, что было обусловлено:
покупками Национальным Банком иностранной валюты на внутреннем рынке;
поступлением валютных средств на счета Министерства финансов (в т.ч. от размещения Казахстаном 3-й эмиссии еврооблигаций на международных рынках капитала, от приватизации государственной собственности и арендной платы России за космодром "Байконур", оплатой налогов иностранными инвесторами, работающими в нефтегазовом секторе).
Чистые
золотовалютные активы имели более
динамичный рост, что объясняется
досрочным погашением Национальным
Банком обязательств перед МВФ (рис.2.7).
Рисунок 2.7.
В
структуре портфеля золотовалютных
активов в 2000 году произошел значительный
рост доли валютного компонента (с 62,43
до 76,10%) и одновременное снижение доли
золота (с 26,21 до 23,89%) (табл.2.3). Снижение
доли золота связано со снижением цен
под влиянием укрепления доллара США против
основных мировых валют. Укрепление доллара
оказало значительное давление на рынок
металлов, вызвав волну хеджинговых продаж
золота производителями и продаж металла
крупными центральными банками. Доля СДР
уменьшилась с 11,35 до 0,01%.
Таблица 2.3.
Структура золотовалютных активов
в % от общей суммы
|
Операции Национального Банка с золотовалютными активами. Стратегия управления общим портфелем золотовалютных активов Национального Банка в 2000 году была нацелена на повышение активности управления валютными активами, расширение операций с золотом на внешнем и внутреннем рынках, а также увеличение доходности проводимых операций.