Денежно кредитное регулирование в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 08:30, реферат

Краткое описание

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Содержание

Введение 3

Необходимость государственного регулирования экономики 5
I . Кредитная система и денежно-кредитная политика
государства 7
II . Основные инструменты денежно-кредитной политики 12

Денежно - кредитная и валютная политика в Республике
Казахстан по Национальному банку. 17
Инструменты денежно - кредитной политики
3.2. Денежные агрегаты
3.3 Валютное регулирование и контроль
3.4. Управление золотовалютными активами
Основные направления денежно-кредитной политики Национального
Банка на 2003-2005 годы
Монетарный обзор за предыдущие месяцы 2003 года
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Денежно кредитная регулирование в РК.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

от 16 ноября 2002 года

Основные  направления денежно-кредитной политики Национального Банка на 2003-2005 годы  

 

      Итоги 10 месяцев. Инфляция за рассматриваемый период составила 4,1% и ожидается, что ее среднегодовой уровень не превысит 6%, что соответствует ориентирам, определенным Национальным Банком и Правительством на 2002 год. Ожидается, что замедление темпов инфляции и снижение доходности на финансовом рынке позволят Национальному Банку снизить ставку рефинансирования в текущем году с 9% до 7,5%.

      В текущем году обменный курс тенге  оставался стабильным: с начала года девальвация тенге к доллару США составила всего 2,3% и ожидается, что на конец года биржевой обменный курс не превысит уровень 157,0 тенге за 1 доллар США (девальвация около 4% за год).

      По  предварительной оценке, за 9 месяцев 2002 года дефицит счета текущих операций платежного баланса составил 240 млн. долл. или около 1,35% ВВП.

Благоприятная ситуация на мировых товарных рынках и стабильность на финансовом рынке  Казахстана обеспечили стабильное превышение предложения иностранной валюты над спросом. Это позволило увеличить за 10 месяцев валовые международные резервы Национального Банка на 23% до 3086 млн. долл. Международные резервы страны в целом, то есть вместе с Национальным Фондом, на 1 ноября 2002 года составили 4776 млн. долл.

      Постепенно  увеличивается денежное предложение  в экономике. За 10 месяцев 2002 года денежная база расширилась на 9,7% и составила 192  млрд. тенге, а денежная масса  выросла за 9 месяцев на 16,6% до 671,7 млрд. тенге.

      В 2002 году продолжилась тенденция качественного улучшения структуры государственных ценных бумаг. На 1 ноября 2002 года доля ценных бумаг со сроками обращения более 1 года составляет 98,5%.

      Отмечается  продолжение тенденции улучшения  ситуации на фондовом рынке Казахстана. На рынке ценных бумаг действуют  51 брокер–дилер, 21 компания по ведению реестров держателей ценных бумаг,  10 кастодианов, 8 компаний по управлению пенсионными активами. Капитализация Казахстанской фондовой биржи (KASE) выросла за период на 35,9% до 362,1 млрд. тенге. Объем сделок с ценными бумагами на организованном рынке достиг уровня 2019,6 млрд. тенге, что превышает весь уровень 2001 года на 80%.

      По  состоянию на 01 октября 2002 года совокупный объем пенсионных активов составил 243,5 млрд. тенге, из которых 70,9% находятся в негосударственных накопительных пенсионных фондах.

Качественные  улучшения происходили и в  банковском секторе. На 1 октября 2002 года в Казахстане действовало 38 банков. За 9 месяцев суммарный собственный  капитал банков с начала года увеличился на 18,4% до 147,4млрд.тенге (около 954 млн. долл.). Депозиты резидентов в банках выросли на 19,2% и достигли 530,4 млрд. тенге (более 3,4 млрд. долл.). Объем вкладов населения (с учетом нерезидентов) вырос на  25,4% до 233,3 млрд. тенге (более 1,5 млрд. долл.).

      Продолжает  улучшаться структура депозитов, как  по их срочности, так и по видам  валют. Так, удельный вес срочных  депозитов вырос с 68,6% до 70,2%, а  удельный вес депозитов в иностранной  валюте в общем объеме депозитов  резидентов снизился с 64,0% до 58,1%.

      Значительный  рост ресурсной базы банков способствовал  быстрому росту объемов кредитов, выданных реальному сектору экономики. Общий объем кредитов банков экономике  на конец сентября 2002 года составил 588,7 млрд. тенге (около 3,8 млрд. долл.), увеличившись с начала года на 20,2%.

      Положительные тенденции наблюдаются в структуре  кредитного портфеля банков. Удельный вес средне- и долгосрочных кредитов увеличился с 50,8% до 56,6%,  удельный вес  кредитов в национальной валюте вырос  с 28,8% до 33,2%. При этом, кредиты малому предпринимательству увеличились на 20,1% и составили 24,9% от общего объема кредитов экономике.

      Таким образом, на данном этапе финансовый сектор находится на качественно  новом уровне своего развития, что  было отмечено присвоением Казахстану рейтинга инвестиционного уровня: международное рейтинговое агентство «Moody's Investors Services» 19 сентября 2002 года повысило кредитный  рейтинг Казахстана по облигациям в иностранной валюте до уровня «Baa3».

Основные  направления деятельности Национального Банка на 2003-2005 годы.

    В 2003 году Правительство и Национальный Банк Республики Казахстан продолжат проведение согласованной экономической политики, основными целями которой являются достижение устойчивого экономического роста при сохранении низких уровней инфляции и дефицита государственного бюджета, обеспечении благоприятных конкурентных условий товаропроизводителям и устойчивости платежного баланса страны. Правительство и Национальный Банк намерены сохранить режим свободно плавающего обменного курса тенге, который обуславливает  колебания курса в зависимости от спроса и предложения. Это  будет способствовать сохранению ценовой конкурентоспособности казахстанских товаров на внешних рынках. Национальный Банк не будет вмешиваться в формирование обменного курса, осуществляя минимальное присутствие на внутреннем валютном рынке при необходимости предотвращения спекулятивных скачков обменного курса тенге.

      Основной  целью денежно-кредитной политики будет удержание среднегодовой  инфляции в 2003-2004 годах в пределах 4-6% и снижение ее к 2005 году до  3-5%.

      Денежно-кредитная  политика будет способствовать сохранению стабильности финансового рынка, дальнейшему  развитию страхового рынка, рынка ценных бумаг и  укреплению банковской системы, созданию условий для дальнейшего роста кредитования банками реального сектора экономики, а также совершенствованию накопительной пенсионной системы.

      Основными инструментами денежно-кредитной  политики в 2003-2005 годах будут операции открытого рынка,  такие как  операции РЕПО и переучетные операции с векселями. В 2003 году Национальный Банк примет меры по  усилению регулирующей роли своих официальных ставок, таких как ставка РЕПО и учетная ставка по векселям, и будет поддерживать их слабо положительными в реальном выражении. Это послужит базой для подготовки к переходу к инфляционному таргетированию денежно-кредитной политики в 2004-2005 годы.

      Золотовалютные  резервы Национального Банка  будут поддерживаться на уровне, обеспечивающем покрытие более 3 месяцев импорта  товаров и услуг.

Ожидаемые годовые приросты денежных агрегатов  будут адекватны темпам прогнозируемого  экономического роста. В 2003 году ожидается  рост денежной базы на 14-15% (в 2004 году – 12-13%, в 2005 году – 13-14%) и денежной массы  на 22-23% (в 2004 году – 16-17%, в 2005 году – 15-16%).

      Снижение  инфляции позволит к концу 2003 года снизить  ставку рефинансирования до 6-7% годовых, а к концу 2005 года – до 4,5-6%. Это  должно стать индикатором для  банков к дальнейшему снижению стоимости  кредитных ресурсов.

В 2003 году ожидается рост депозитов резидентов на 22-24% (в 2004 году – 17-18%, в 2005 году – 15-16%)  и, соответственно, за счет расширения кредитной деятельности банков, рост объемов кредитов – на 25-26% (в 2004 году – 18-19%, в 2005 году – 17-18%).

      Будет продолжена либерализация валютного режима в Республике Казахстан в направлении смягчения режима валютного регулирования инвестиций в ценные бумаги нерезидентов инвестиционного качества,  стимулирования операций прямого инвестирования за рубеж, устранения чрезмерных административных преград при осуществлении внешнеторговых операций. Для снижения рисков, связанных с потоками капитала, будет совершенствоваться пруденциальный надзор на консолидированной основе, будут внедряться  внутренние системы управления рисками в банках, накопительных пенсионных фондах и страховых компаниях, будут разрабатываться  механизмы контроля и сдерживания спекуляций со стороны нефинансовых организаций – крупных участников внутреннего валютного рынка.

      В целом либерализация валютного  режима в Республике Казахстан будет проходить в три этапа. Программа  2-го этапа ориентировочно будет начата в 2005 году. При определении временных рамок этапов и перечня приоритетных операций основными условиями дальнейшей либерализации валютного режима будет достижение ранее поставленных целей, состояние платежного баланса и ситуации на мировых товарных и финансовых рынках, что должно создать необходимые предпосылки для перехода на следующий этап.  Полностью либерализация будет завершена к 01.01.2007 года.

      В соответствии с международными стандартами формирования статистики платежного баланса и внешнего долга будут  совершенствоваться статистический учет операций и методологические подходы по расчету относительных параметров внешнего долга страны.

Среди основных задач Национального Банка в 2003-2005 годах – дальнейшее развитие финансовых рынков.

      В области развития банковского сектора  Национальный Банк продолжит работы по  внедрению в банках систем управления рисками и совершенствованию  методов текущего надзора, в том числе консолидированного надзора. Кроме того, будет совершенствоваться система обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц, а также повышаться степень прозрачности банковской деятельности. C 1 января 2004 года только банки-участники системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц будут иметь возможность привлекать на вклады (депозиты) деньги физических лиц и активы накопительных пенсионных фондов.

Будет продолжена работа по развитию инфраструктуры страхового рынка и активизации деятельности его профессиональных участников (страховых брокеров, актуариев и уполномоченных аудиторов). Должное развитие получит страхование рисков в деятельности различных категорий профессиональных участников рынка ценных бумаг.

      Планируется расширение перечня обязательных видов  страхования, в частности, охватывающих их массовые и социально-значимые направления, а также связанные с профессиональной ответственностью.

      В целях защиты интересов клиентов по договорам  страхования предполагается создание Фонда, гарантирующего осуществление страховых выплат страхователям (застрахованным выгодоприобретателям). На первом этапе предполагается введение гарантирования по основным видам обязательного страхования, с дальнейшим его расширением на все остальные виды, включая добровольное страхование. 

      В 2004 году планируется создание самостоятельного единого регулирующего органа по надзору за финансовым рынком, в  рамках которого будут осуществляться оперативный контроль за всеми финансовыми институтами и комплексная защита прав и интересов инвесторов. Особое внимание будет обращено на  увеличение конвергенции финансовых услуг и  создание условий добросовестной конкуренции для функционирования финансовых организаций.

      Импульс дальнейшему развитию рынка ценных бумаг даст принятие законопроектов «Об акционерных обществах» и  «О рынке ценных бумаг».  Разрабатываемый  в настоящее время закон   "Об инвестиционных и паевых фондах" ориентирован на создание условий для привлечения к инвестированию на фондовом рынке непрофессиональных инвесторов (прежде всего населения).

      Будут приняты меры по стимулированию развития таких финансовых инструментов, как  ипотечные облигации, агентские  ценные бумаги, краткосрочные коммерческие ценные бумаги и другие. В целях развития коллективного инвестирования планируется устранить двойное налогообложение доходов инвестиционных фондов, полученных ими по финансовым инструментам и предназначенных для выплаты своим вкладчикам (акционерам). Одновременно, будут создаваться условия для повышения возможностей внутренних инвесторов по диверсификации инвестиционных портфелей.

      Будет продолжена работа по формированию списка первоклассных эмитентов векселей (как за счет национальных компаний, так и за счет хозяйствующих субъектов «среднего звена»), по совершенствованию нормативной правовой базы вексельного обращения и совершенствованию инфраструктуры вексельного рынка.

      Национальным  Банком планируется продолжить совершенствование  нормативной и правовой базы развития систем ипотечного кредитования и стройсбережений. Будет создана компания по страхованию рисков ипотечных кредитов.

      В рамках совершенствования системы  корпоративного управления будет начата разработка типовых форм внутренних документов эмитентов ценных бумаг с учетом норм корпоративного управления, заложенных в Рекомендациях по корпоративному управлению в акционерных обществах и Нормах этики профессиональных участников рынка ценных бумаг.

      Планируется разработать рекомендации по организации  систем корпоративного управления и управления рисками в организациях, осуществляющих деятельность в сфере фондового рынка, что особенно актуально в отношении организаций, осуществляющих инвестиционное управление портфелем ценных бумаг, и брокеров-дилеров, которые поступательно должны развиваться как инвестиционные банки.

Информация о работе Денежно кредитное регулирование в РК