Домашнее хозяйство как субъект микроэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация — аграрная страна. Историю домашнего хозяйства будет уместно начать 1861года, а именно, с отмены крепостного права на Руси. Суть крепостного права состояла в так называемом «прикреплении» крестьян к земле, и полном подчинении власти феодала. В таких условиях, ведение домашнего хозяйства для крестьянина становилось попросту невозможным. После отмены крепостного права налоговая политика государства велась таким образом, что крестьяне были не в состоянии выкупить землю, и были вынуждены брать в долг, сперва у деревенского ростовщика под огромный процент, а затем, уже на лучших условиях, у Крестьянского Банка. Данная система кредитно-денежных отношений сводила к нулю возможности крестьянина заниматься домашним хозяйством. Однако не смотря на все минусы, данный период важен тем, что именно в это время на Руси
появились так называемые «зажиточные крестьяне» которые могли самостоятельно производить и поставлять зерно на внешний рынок, и именно в этот период у крестьян появилась возможность владеть землёй.

Вложенные файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document.docx

— 57.29 Кб (Скачать файл)

 

Выявлена уникальная роль личных подсобных хозяйств населения в системе современных многоукладных экономических отношений в аграрном секторе, заключающаяся в том, что потенциал личных подсобных хозяйств при переходе к рыночным отношениям сыграл стабилизирующую роль в обеспечении продовольственной безопасности России.

Поведение домохозяйств меняется в зависимости от экономической среды, в которой оно функционирует. Кроме экономической значимости, домашние хозяйства решают ряд социальных и рекреационных задач. К основным особенностям экономического поведения сельских домохозяйств в России относятся:

 

  • превращение из подсобного в главный источник доходов и, одновременно, в сельскохозяйственное производство для выживания;

 

  • ведение домашнего хозяйства является значительным фактором занятости сельского населения;

 

  • оказание существенного влияния на функционирование аграрного сектора страны;

 

  • наличие главного и уникального средства производства - земли;

 

  • зависимость развития хозяйств населения от развития инфраструктуры

 

  • прямая зависимость от состояния экономики в целом, а также политики государства в области финансов и кредита, налогов, цен, внешнеэкономической деятельности и пр.

 

Определены типы поведения хозяйств населения и на этой основе выделены три группы хозяйств населения в зависимости от объемов производства и товарности продукции: потребительские, потребительски-товарные и предпринимательские хозяйства. Критерием деления на потребительские и предпринимательские хозяйства определена доля дохода от личного подсобного хозяйства в общем доходе семьи.

Предложены пути трансформации и развития домашнего хозяйства в экономике России. Аргументировано, что из всех путей наиболее перспективными являются переход в фермерство и развитие всех видов кооперации (кредитной, потребительской, сбытовой, перерабатывающей и т.д.). Основным фактором развития сельскохозяйственных малых форм хозяйствования на селе является формирование развитой инфраструктуры.

Доказано, что существующие формы и методы государственной поддержки домашнего  хозяйства не решают проблем развития домашних хозяйств. Основными направлениями государственной поддержки развития домашних хозяйств населения определены меры по созданию рабочих мест и повышению уровня жизни сельского населения и меры по стимулированию трансформации хозяйств населения из производства для выживания в высокотоварное производство, стремящееся к получению прибыли.

В экономической теории термин «домашнее хозяйство» трактуется как потребительская экономическая единица; включающая одного или нескольких лиц, которая:

 

  • самостоятельно принимает решения;

 

  • является собственником каких-либо факторов производства;

 

  • стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей в рамках имеющихся бюджетных средств;

 

  • обеспечивает экономику ресурсами (труд, предпринимательские способности, капитал, земля);

 

  • участвует в движении денежных потоков в экономике, формируя потребительские расходы и сбережения.

 

Всего в России, по данным переписи населения, насчитывается примерно 50 млн. домашних хозяйств. Все множество домашних хозяйств страны может быть рассмотрено с учетом ряда классификационных признаков, выявленных на основе анализа ряда существующих отечественных и зарубежных классификаций. В качестве примера можно рассмотреть следующие классификации:

 

  • по территориально-региональной принадлежности различают домохозяйства, расположенные в городской или сельской местности;

 

  • по доходам различают бедные домохозяйства, малообеспеченные, состоятельные, богатые;

 

  • по демографическим признакам различают семейные и несемейные домохозяйства;

 

  • по экономической характеристике и трудовому потенциалу различают домохозяйства, занятые общественно-полезной деятельностью, домохозяйства, занятые в личном подсобном хозяйстве. В качестве критериев в данном случае могут рассматриваться доля трудоспособных и нетрудоспособных, доля занятых и незанятых членов семей, в общей численности домохозяйств;

 

  • по социальному статусу различают такие классификационные критерии деления домохозяйств, как уровень образования, профессиональная принадлежность, сфера занятости, социальный статус, уровень накопленного богатства.

 

  • Домашнее хозяйство, выступая элементом системы рыночных отношений, участвует в создании благ и услуг, является одновременно потребителем благ и собственником факторов производства.

 

В своей экономической жизни домашние хозяйства тратят деньги, приобретая товары и услуги. Денежные средства (доходы) поступают домашним хозяйствам путем реализации факторов производства. Это означает, что различные формы доходов (заработная плата, прибыль, рента, процент) представляют собой оплату услуг факторов производства, принадлежащих домашним хозяйствам. В то же время домохозяйства связаны определенными экономическими связями с государством, в частности, они, с одной стороны являются получателями субсидий (в натуральной или денежной форме), а с другой -- плательщиками налогов. Таким образом, роль и место домашних хозяйств в экономике определяется системой экономических отношений, сложившихся между ними, фирмами, действующими на рынках факторов производства, товаров и услуг, и государством.

 

Роль домашних хозяйств заключается в тех функциях, которые они выполняют в экономике:

 

  • формируют потребности и направления платежеспособного спроса, участвуют в создании совокупного спроса;

 

  • осуществляют предложение факторов производства;

 

  • создают сбережения, являющиеся одной из составляющих финансового рынка;

 

  • выплачивают налоги, формируя доходы государственного бюджета.

 

Таким образом, домашние хозяйства являются одним из элементов финансовой системы государства. Каждый из этих элементов определенным образом влияет на процесс общественного воспроизводства. В каждой области финансовой системы процесс образования и использования фондов денежных средств имеет свои, присущие только ему характеристики. Роль, которую различные элементы финансовой системы играют в процессе ее формирования, определяет их особенности.

Специфика домашних хозяйств определена тем, что сфера их финансовых отношений, в наименьшей степени регламентирована государством. Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств.

Вместе с тем государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы домашнего хозяйства образуются в результате многократного распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта в процессе реализации финансовых отношений домашнего хозяйства и государства. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством сбора налогов, направляются через бюджет в сферу здравоохранения, образования, социального обеспечения, в результате уровень реальных доходов домашних хозяйств возрастает.

Важной функцией домашних хозяйств в системе общественного воспроизводства выступает также инвестиционная функция. Она заключается в том, что домашние хозяйства являются одними из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики. Рост доходов домашних хозяйств является материальной основой для выполнения данной функции. Часто инвестиционную функцию домашних хозяйств связывают только с долей капитализируемых доходов, т. е. используемых как сбережения (вложения средств в различные финансовые институты и в реальное производство). Но этот подход является односторонним. На самом деле и увеличение доли потребления является фактором, способствующим росту инвестиций в экономике. Сокращение потребительских расходов, какими бы факторами оно ни вызывалось, естественным образом сдерживает и развитие производства. В современной России из-за низкого уровня заработной платы предприятия не могут наращивать производство и товарооборот.

 

2.3Пути решения проблем ведения домашнего хозяйства.

 

В настоящее время на домашние хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе осуществляется в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 90 «О распределении и предоставлении в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета, бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах».

Реализация мероприятий программы позволит:

 

  • Увеличить объемы сельскохозяйственного производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и других малых формах хозяйствования к 2011 г. до 251,2 млрд руб.;

 

  • Повысить уровень жизни сельского населения;

 

  • Улучшить социальный климат в сельской местности;

 

  • Повысить занятость сельского населения (за счет создаваемых 1,5тыс. новых рабочих мест).

 

Основными мероприятиями указанной программы являются:

 

  • субсидирование процентных ставок по кредитам на следующие мероприятия:

 

  • реализация инвестиционных проектов, направленных на создание инфраструктуры для первичной переработки, хранения и транспортировки продукции крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (3,7 млрд руб.);

 

  • приобретение материально-технических ресурсов (3,6 млрд руб.);

 

  • предоставление субсидий на следующие мероприятия:

 

  • приобретение племенного молодняка высокого качества и стимулирование повышения генетического потенциала продуктивности сельскохозяйственных животных;

 

  • приобретение семени высокоценных пород сельскохозяйственных животных. Общий объем субсидий на данные цели - 1,21 млрд руб.

 

Отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (домашних) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы» должна стать инструментом реализации государственной стратегии поддержки малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе России. Однако сдерживающими факторами планируемого развития являются ограниченность финансовых ресурсов и неразвитость системы консультационной помощи малым формам хозяйствования. Необходимо сосредоточение усилий на решении проблем комплексной поддержки личных подсобных хозяйств.

 

Комплексная поддержка ЛПХ должна включать:

  • техническую поддержку малых форм хозяйствования (консультирование и внедрение инноваций и т.д.);
  • развитие материальной и кредитно-финансовой поддержки.

 

Кооперация хозяйств в обеспечение сбыта продукции также играет значительную роль.

Ограниченность производственно-ресурсного потенциала домашних хозяйств определяет актуальность их кредитования. Временной разрыв между затратами и результатами, сезонность производства, необходимость расширения размеров домашних хозяйств и их модернизации формируют спрос участников частных подворий на заемный капитал. Важным резервом снижения его цены является субсидирование части затрат домашних хозяйств на уплату процентов по коммерческим кредитам. Правила кредитования Сбербанком России и его филиалами предъявляют ряд требований к заемщику, которые практически не позволяют получить кредит владельцам частных подворий и членам их семей, единственным видом деятельности и основным источником дохода которых является личное подсобное хозяйство.

Информация о работе Домашнее хозяйство как субъект микроэкономики