Доходы государства и источники их формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

В этой работе мы поставили перед собой задачи: рассмотреть непосредственно общие положения основ государственных доходов и расходов, а также раскрыть понятие государственного финансирования, используя доступные нам средства и методы.
Термин «государственные доходы» употребляется в литературе и правовых актах в двояком значении. С одной стороны, этим термином обозначается определенная группа экономических распределительных отношений, а с другой – материальные носители этих отношений – финансовые ресурсы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …..................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ……………………………..5
1.1.Основные понятия о государственных расходах и государственном финансировании …………………………...….5
1.2. Государственное финансирование ……………………….....8
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ…………...18
2.1. Регулирование государственных и местных доходов………18
2.2. Источники поступления государственных доходов………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….……….30





ВВЕДЕНИЕ …..................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ……………………………..5
1.1.Основные понятия о государственных расходах и государственном финансировании …………………………...….5
1.2. Государственное финансирование ……………………….....8
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ…………...18
2.1. Регулирование государственных и местных доходов………18
2.2. Источники поступления государственных доходов………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….……….30

Вложенные файлы: 1 файл

доходы.docx

— 46.92 Кб (Скачать файл)

Сводная смета представляет собой совокупность индивидуальных смет подведомственных министерств, ведомств, департаментов, учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия. Сводные сметы представляются в соответствующие финансовые органы для включения в бюджет.

Смета состоит  из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих  строго обязательный характер и не подлежащих произвольному изменению. Данные положения следуют из требований сметно-бюджетной дисциплины и природы  самого бюджета, имеющего силу закона. [3, c. 51].

Статьи  расходов составляются на основе норм расходов.

Под нормами  расходов понимаются единые типовые  измерители сметных расходов по однородным учреждениям.

По юридическим  свойствам нормы расходов подразделяются на:

1) обязательные - в процессе применения они  не подлежат изменениям; круг  таких норм сравнительно невелик:  штаты и ставки заработной  платы, расходы на командировки и пр. Но в условиях нехватки бюджетных средств органы, занимающими бюджетными учреждениями, и их администрация вынуждены вносить изменения в эти нормы;

2) необязательные - в процессе применения можно  изменить в зависимости от  особенностей субъекта финансирование (расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение,  отопление).

По содержанию нормы расходов подразделяются на:

1) материальные - показывают, какое количество материальных  средств приходится на единицу  измерения расходов (количество  электроэнергии для освещения  класса, количество продуктов питания  на одного больного в день  и т. д.);

2) денежные - отражают стоимость материальных  норм. Они охватывают всю сумму  расходов, как за счет бюджета,  так и собственных средств  учреждений. Данные нормы разрабатываются  научно-исследовательскими институтами  и утверждаются Правительством  РФ или соответствующим органом  управления

По степени  охвата затрат нормы расходов подразделяются на:

1) индивидуальные - содержащие расходы только на  одну цель и использующиеся  при составлении индивидуальных  смет учреждений;

2) комбинированные  - выступают как общая сумма  индивидуальных норм по определенному  производственному показателю.

Применение  этих норм позволяет более квалифицированно составлять сводные сметы и пользоваться ими. [9, c. 51].

На смету  как финансовый акт распространяется правовое регулирование. Процесс прохождения  сметы состоит из стадий свойственных бюджетному процессу: составление, утверждение  и исполнение.

Смета действует  в течение финансового года - с 1 января до 31 декабря.

После утверждения  бюджета в смету могут вноситься  необходимые поправки.

Учреждения  и организации бюджетной сферы  и сметно-бюджетного финансирования могут иметь источники доходов, существующие вне бюджета. Эти источники  называются внебюджетными и строго регулируются законодательством.

Внебюджетные  средства можно классифицировать по группам, главным критерием такой  классификации следует признать характер источника доходов внебюджетных средств - заработанные доходы и незаработанные доходы.

К заработанным доходам бюджетной организации  относятся специальные средства, полученные не от основной его деятельности, но связанные с ней. Эти доходы формируются путем использования  принадлежащего бюджетным учреждениям  имущества, зданий; сооружений, транспорта и т. д. [4].

Характерной особенностью режима специальных средств является целевой порядок их расходования, то есть полученные средства должны использоваться только на нужды самого источника доходов (на ремонт транспортных средств, улучшение питания и т. д.). В условиях дефицита федерального бюджета внебюджетные средства могут использоваться и на другие объекты, находящиеся на сметно-бюджетном финансировании (пополнение основных фондов и т. д.).

По каждому  виду специальных средств бюджетное  учреждение составляет отдельные сметы. Порядок составления, утверждения  и исполнения сметы специальных  средств в целом соответствует  сметному процессу бюджетного финансирования. Эти сметы также действуют  с 1 января по 31 декабря. Для всех смет, как бюджетных, так и специальных, существует один порядок: все не израсходованные  к концу финансового года средства бюджетной организации остаются в ее распоряжении на следующий год.

Незаработанные  доходы - это средства бюджетного учреждения, не связанные с результатами его  труда и не подлежащие возвращению. К ним можно отнести доходы от ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и др.) в виде дивидендов и процентов; добровольные пожертвования от национальных и иностранных юридических и физических лиц, то есть спонсоров; взносы в виде благотворительных отчислений от государственных, общественных и других организаций. [9, c. 54]

К внебюджетным средствам относятся депозиты. Они  представляют собой сумму денежных средств, временно поступающие в  распоряжение бюджетных организаций  и при наступлении определенных условий подлежащие возврату или  зачислению по принадлежности. К этим средствам относятся: своевременно  неполученная заработная плата, стипендии  студентам и т. д.

Депозитные  суммы находятся на счетах бюджетных  учреждений до определенного срока:

1) для передачи  физическим лицам - три года;

2) для передачи  юридически лицам - один год;

3) для передачи  бюджетным учреждениям - до 31 декабря  того года, в котором эти суммы  были внесены.

Суммы, внесенные  на депозит по нерешенным судебным делам, хранятся до 31 декабря того года, в котором суд выносил решение  по существу.

По истечении  указанных сроков невостребованные суммы перечисляются в доходы соответствующего бюджета.

Самым многочисленным подразделением сметно-бюджетного финансирования являются социально-культурные мероприятия, которые охватывают образование, подготовку кадров, культуру и искусство; средства массовой информации; здравоохранение; физическую культуру; мероприятия в  области молодежной политики и социальное обеспечение.

Источниками финансирования социально-культурных мероприятий, помимо бюджетных, выступающих  в качестве основных, могут являться дополнительные средства, в том числе  валютные, в виде платы за дополнительные услуги, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц, включая иностранных.

Особое  место в системе социально-культурных мероприятий занимают средства массовой информации, прежде всего государственное  радиовещание и телевидение. Значительная часть средств массовой информации действует на платной коммерческой основе и соответственно имеет собственные  финансовые средства, часть расходов которых не покрывается собственными доходами, финансируется из бюджета.

Значительная  доля финансирования социально-культурных мероприятий обеспечивается за счет внебюджетных фондов:

-Пенсионного  фонда РФ;

-Фонда социального  страхования РФ;

-Федерального  фонда обязательного медицинского  страхования.

Все государственные  внебюджетные фонды в совокупности аккумулируют (накапливают) денежные средства. Их можно назвать вторым бюджетом страны.

Государство лимитирует (ограничивает) расходы  на содержание всех органов государственного управления РФ. Президент и Правительство  РФ осуществляют правовое регулирование  в этой сфере на уровне федерального управления. В республиках в составе  Российской Федерации, в других регионах, в системе местного самоуправления имитирование расходов на управление определяется соответствующим законодательством.

Во всех видах классификаций расходов бюджетной  классификации РФ расходы на содержание аппарата государственного правления  занимают первое место. В функциональной классификации расходов федерального бюджета первым разделом являются расходы  на государственное и местное  самоуправление. [10, c. 25].

Общим условием регулирования управленческих расходов является наличие сметы расходов органов государственного управления. Данная смета включает оплату труда государственных служащих, надбавки к заработной плате, прочие денежные выплаты.

На определенном уровне государственного управления - федеральном, региональном, местном  в соответствии с утвержденной численностью аппарата - составляются штаты объединений, учреждений и организаций. Штаты  каждого учреждения утверждаются или  в индивидуальном порядке, или на основе типовых штатов. Важную роль в регулировании расходов на содержание аппарата управления играют государственные  должности и должностные оклады.

В аппарате управления значительны расходы  на командировки и другие служебные  разъезды в силу дороговизны оплаты транспортных средств. Законодательством  предусматривается три вида служебных  командировок:

-в пределах  Российской Федерации;

-на территории  стран бывшего СССР;

-на территории  стран дальнего зарубежья.

Основными вопросами при определении расходов на командировки являются размер выплаты  суточных (вид валюты) и срок командировки.

Размеры выплаты суточных при краткосрочных  командировку в пределах территории России и стоимость проездных  документов на все виды транспорта зависят от групп государственных  должностей.

Расходы на национальную оборону входят в  систему сметно-бюджетного финансирования. Деятельность государства по обороне  страны является важным фактором укрепления его независимости и могущества.

Расходы на содержание Вооруженных Сил РФ охватывают бюджетные ассигнования, направляемые на содержание центрального аппарата Министерства обороны РФ, боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск, содержание и эксплуатацию военных объектов; на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, учебные расходы военно-учебных заведений, ведомственные расходы в области образования и здравоохранения.

В условиях сокращения численности Вооруженных  Сил РФ большое значение приобретают  расходы на выплату единовременных денежных пособий военнослужащим при  увольнении в запас. В данные пособия  входят:

-выплаты  компенсации за вещевое имущество;

-оплата транспортных  услуг;

-обеспечение  жильем военнослужащих, увольняемых  с военной службы.

Денежные  средства, выделяемые государством на национальную оборону, предусматриваются  сметой Министерства обороны РФ, которой  распоряжается министр обороны. [11].

Особым  подразделением бюджетного раздела  на военные цели являются расходы  на проведение военной реформы, которой  предается исключительно большое значение в совершенствовании Вооруженных Сил РФ.

Важно, значение в развитии производства принадлежит капитальным вложениям, т. е. затратам на воспроизводство основных фондов.

Нормативным актом, закрепляющим основные положения  этой деятельности, является Федеральный  закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». [4].

В соответствии с ним капитальные вложения - это  инвестиции в основной капитал, включая  затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое  перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инвентаря  и другие затраты.

Источниками финансирования капитальных вложений являются собственные или привлеченные средства инвесторов.

Инвесторами, осуществляющими, капитальные вложения, могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Законодательство определяет формы и методы государственного регулирования капитальных вложений:

1) путем создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;

2) путем прямого участия государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Размещение  средств федерального бюджета и  бюджетов субъектов Федерации осуществляется на возвратной, срочной и возмездной основах. Размер взимаемых при этом процентов за пользование средствами определяется законами о бюджетах на соответствующий год. Применяются  и другие формы возврата бюджетных  средств.

Средства  бюджета развития формируются за счет внутренних и внешних заимствований  Российской Федерации на инвестиционные цели; части доходов от использования  и продажи, а также приватизации федерального имущества; доходов от бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности  и срочности; отчислений части поступлений  от размещения государственных ценных бумаг и др.

Использование средств бюджета развития должно осуществляться исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности, срочности. При этом не допускается  отвлечение его временно свободных  средств на финансовые операции, не связанные с реализацией инвестиционных проектов. [2, c. 124].

Информация о работе Доходы государства и источники их формирования