Доходы государства и источники их формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

В этой работе мы поставили перед собой задачи: рассмотреть непосредственно общие положения основ государственных доходов и расходов, а также раскрыть понятие государственного финансирования, используя доступные нам средства и методы.
Термин «государственные доходы» употребляется в литературе и правовых актах в двояком значении. С одной стороны, этим термином обозначается определенная группа экономических распределительных отношений, а с другой – материальные носители этих отношений – финансовые ресурсы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …..................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ……………………………..5
1.1.Основные понятия о государственных расходах и государственном финансировании …………………………...….5
1.2. Государственное финансирование ……………………….....8
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ…………...18
2.1. Регулирование государственных и местных доходов………18
2.2. Источники поступления государственных доходов………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….……….30





ВВЕДЕНИЕ …..................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ……………………………..5
1.1.Основные понятия о государственных расходах и государственном финансировании …………………………...….5
1.2. Государственное финансирование ……………………….....8
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ…………...18
2.1. Регулирование государственных и местных доходов………18
2.2. Источники поступления государственных доходов………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………….……….30

Вложенные файлы: 1 файл

доходы.docx

— 46.92 Кб (Скачать файл)

Субъекты  Федерации могут принимать участие  в реализации задач бюджета развития путем принятия на себя обязательств по предоставлению государственной  поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на их территориях.

За исполнением  бюджета развития осуществляется контроль, такой же, как и контроль за исполнением  федерального бюджета. Счетная палата РФ проводит проверку финансовой деятельности Правительства РФ по использованию средств бюджета на основе поручения Государственной Думы.

Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета  определяется Правительством РФ. Аналогична компетенция органов исполнительной власти субъектов Федерации в  отношении порядка финансирования за счет средств соответствующих  региональных бюджетов.

Федеральное законодательство закрепляет также  основы регулирования капитальных  вложений органами местного самоуправления. Предусмотрены аналогичные государственным  формы и методы регулирования  как путем создания в муниципальных  образованиях благоприятных условий  для инвестиции капитальных вложений, так и путем прямого участия  органов местного самоуправления в  этих инвестициях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ

 

2.1. Регулирование государственных и местных доходов

 

Доходы  государственного бюджета в основном формируются за счет налогов и  сборов. Основную часть в налоговых  поступлениях в бюджет составляют сборы  от личных подоходных налогов, которые  взимаются с налогооблагаемой части  личных доходов граждан. Помимо подоходных налогов в государственный бюджет поступают налог на прибыль, налог  и взносы на социальные нужды и  т.д.

Государственные доходы - это часть национального  дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения  через различные виды денежных поступлений  в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для  выполнения его задач по осуществлению  социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

Муниципальные доходы представляют собой часть  национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов  населения соответствующей территории. Распоряжаются ими органы местного самоуправления.

Государственные доходы зачисляются в различные  государственные денежные фонды - в  бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные доходы поступают  соответственно в муниципальные  денежные фонды - местные бюджеты  и внебюджетные фонды. Часть доходов  остается в распоряжении государственных  или муниципальных предприятий.

Система государственных и местных доходов  в Российской Федерации базируется на принципе единства. Он выражается в  том, что в законодательстве РФ определяются виды государственных и местных доходов, принципы их распределения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений. Федеральным законодательством предусмотрено и распределение доходов по уровням - федеральному, субъектов Федерации и местному. Оно же определяет основы правового режима доходов субъектов Федерации и муниципальных образований В связи с этим правовую основу образования государственных и местных доходов, помимо федерального законодательства, составляют правовые акты субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления. [6, c. 32].

Составляя единую систему, государственные и  местные доходы классифицируются по группам. В основу классификации  могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее существенные черты  государственных и местных доходов.

Классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление  об их источниках, о связи с различными формами собственности, об эффективности  последних в формировании доходов  государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов  государства и муниципальных  образований выделяются поступления:

-от государственного  или муниципального хозяйства,  образующиеся главным образом  в результате производственной  деятельности государственных или  муниципальных предприятий, а  также от использования имущества  и природных ресурсов государства  или муниципальных образований  (например, лесов, недр и др., от  приватизации государственной и  муниципальной собственности). При  этом получаемые доходы (прибыль)  частично зачисляются в бюджетную  систему и вместе с тем остаются  в распоряжении предприятий;

-от предприятий  и организаций негосударственных  форм собственности (налоги, сборы,  другие платежи);

-от совместных  предприятий, от иностранных предприятий  и организаций, действующих на  территории Российской Федерации;

-от личных  доходов граждан.

По территориальному уровню доходы подразделяются на:

-федеральные;

-субъектов  Федерации;

-муниципальных  образований.

В зависимости  от юридических особенностей и юридической  формы денежных поступлений среди  доходов государства и муниципальных  образований можно выделить налоговые  и неналоговые платежи и поступления.

Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности  по юридической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого  объекта. Однако более разнообразными по формам и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления. [7, c. 49].

По методам  аккумуляции среди доходов государства  выделяются обязательные и добровольные платежи и поступления. Основная часть доходов поступает в  распоряжение государства и органов  местного самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины  и т. п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т. д. На добровольной основе в государственные и местные  доходы привлекаются средства организаций  и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования  пожертвований и т. д.

С точки  зрения отношений собственности  можно говорить о доходах государства  и муниципальных образований  и финансовых ресурсах, которые используются ими временно и подлежат возврату. В первом случае это различные  виды платежей, которые на основании  законодательства обращаются в государственную или муниципальную собственность, становятся федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации или муниципальной собственностью с соответствующим правовым режимом. К ним относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от использования государственного и местного, имущества, природных ресурсов, от приватизации. Среди них могут быть и поступления добровольного характера, например от лотерей, пожертвования. К источникам внебюджетного фонда занятости и др., помимо установленных обязательных платежей, отнесены и добровольные взносы физических и юридических лиц.

К финансовым ресурсам государства и муниципальных  образований, не являющимися их доходами в прямом смысле, относятся средства, полученные от распространения облигаций  государственных муниципальных  займов, банковские кредиты, используемые для пополнения бюджетов или внебюджетных государственных и местных фондов. При этом в качестве кредитных  ресурсов широко используются временно свободные средства юридических  и физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады граждан в Сберегательном банке  РФ.

Полученные  таким путем средства подлежат возврату и потому не являются доходами государства  и муниципальных образований. Им принадлежит важная роль в снятии напряженности финансового положения  в государстве или муниципальном  образовании при недостаточности  поступления их собственных доходов. Помимо этого, такие методы привлечения  ресурсов в распоряжение государства  способствуют более полному использованию  денежной массы в стране и включению  ее в обслуживание потребностей общества. [9, c. 55].

С точки  зрения порядка образования и  использования государственные  и муниципальные доходы можно  подразделить ни две группы: централизованные и децентрализованные.

Децентрализованные  государственные (и местные) доходы - это доходы государственных (и муниципальных) предприятий. организаций, которые  остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Средства предприятий, относящиеся  к государственной или муниципальной  собственности, закреплены за такими предприятиями  и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество.

К централизованным - относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы законодатель относит к федеральной государственной казне, государственной казне субъектом Федерации, муниципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муниципальными предприятиями.

Доходные  источники государственных и  местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их на наиболее важные, приоритетные в соответствующее  время потребности общества для  финансирования намеченных программ.

В формировании доходов государства и муниципальных  образований важная роль принадлежит  неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных  образований, содержанием прав и  обязанностей плательщиков, с одной  стороны, и органов государственной  власти и местного самоуправления - с другой.

Неналоговые доходы государства и муниципальных  образований - это поступающие в  их распоряжение доходы от использования  государственного и муниципального имущества и деятельности органов  государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также  средства, привлеченные на добровольных началах. В отличие от налогов  неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. На добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.

Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна  определенная возмездностъ, поскольку  их взимание обусловлено предоставлением  плательщику права на осуществление  какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение  юридически значимых услуг (государственная  пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т. п. Поэтому плательщики  вправе потребовать от государственных  или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и  т. п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь  целевое назначение, расходоваться  на тот объект, за пользование которым  они были уплачены (платежи за пользование  природными ресурсами).

Неналоговые доходы подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и муниципальные (местные).

Среди неналоговых  доходов имеются платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование  природными ресурсами и т. п.), близкие  по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в  бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд, контролируемость уплаты налоговыми или в соответствующих  случаях таможенными органами). Однако они существенно отличаются от налогов  по своему возмездному характеру. Признак  же обязательности имеет в этих платежах особое проявление: обязанность уплатить их возникает только в связи с  обращением к государственным или  муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т. п.).

Учитывая  наличие названных общих признаков  данных платежей с налогами, законодатель объединил их в единую систему  платежей, названную налоговой системой. Это положение регулируется Налоговым  кодексом РФ.

Особое  место среди неналоговых платежей обязательного характера занимают страховые взносы в государственные  социальные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования. Тарифы страховых  взносов, подлежащих уплате организациями  и гражданами, в том числе индивидуальными  предпринимателями, ежегодно устанавливаются  законами РФ. [7, c. 53].

Все большее  значение приобретает привлечение  в распоряжение государства и  муниципальных образований средств  на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит  институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным  и муниципальным займам, институтам страхования.

Информация о работе Доходы государства и источники их формирования