Естественные монополии в России: история, перспективы развития и реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Естественная монополия — официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................4
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ..............6
1.1 Виды и характеристика монополий........................................................6
1.2 История возникновения и развития монополий в России....................13
1.3 Свойства и особенности естественных монополий..............................18
2 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ.....................................................................................22
2.1 Особенности регулирования естественных монополий в России.......22
2.2 Тенденции развития и реформирования естественных монополий в России....................................................................................................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................................46

Вложенные файлы: 1 файл

ВСЕ ВМЕСТЕ.docx

— 81.82 Кб (Скачать файл)

РАО «Газпром»  создано в феврале 1993 г. Путем  преобразования Государственного газового концерна, в 1999 г. Оно преобразовалось  в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений  в федеральный бюджет.

«Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его  ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с  внутренних потребителей «Межрегионгаз». ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Экономические и финансовые успехи «Газпрома» во многом объясняются, во-первых, началом  реформирования газовой отрасли  в 1989 г., что дало концерну два дополнительных года для адаптации к новым  условиям хозяйствования. Во-вторых, к  началу реформ «Газпром» располагал опытом работы на внешних рынках. Ему  удалось успешно реализовать  свою, «газпромовскую» модель экономических  реформ. Как крупные, так и менее  значимые предприятия, входящие в систему  «Газпрома», фактически остаются его  производственными подразделениями. Будучи юридическими лицами, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. Их уставной статус – «предприятие ОАО». С правой точки зрения – это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.

Необходимо  отметить, что только часть видов  хозяйственной деятельности, осуществляемые в таких отраслях, как газовая  промышленность, электроэнергетика, ж/д  транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии  и должна подвергаться государственному регулированию. Другие виды хозяйственной  деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений. Например, производство как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности в отличие от транспортировки и распределение ресурсов объективно не является естественной монополией.

 

 

 

 

1.3 Свойства  и особенности естественных монополий

 

Естественная  монополия обладает некоторыми отличительными признаками, такими как:

 Низкая  эластичность спроса: спрос на  товары и услуги отраслей естественной  монополии практически не зависит  от изменения цен, в отличие  от спроса на другие виды  продукции, которые имеют близких  заменителей.

Высокие барьеры входа на рынок: это объясняется  постоянными инвестициями в строительство, которые трудно окупаются. Размер предприятия  монополии близок к ста процентам  объёма потребления определённого  блага, соответственно отрасли для  эффективного производства достаточно только одной фирмы.

Эффективность деятельности: ощутимая экономия на производственных масштабах и высокие постоянные издержки.

Сетевой характер рынка: существует целостная  система сетей, с помощью которых  происходит оказание услуг.

Выше  были приведены основные отличительные  признаки естественной монополии в  целом. Но естественную монополию также  рассматривают несколько в ином контексте. Не с экономической точки  зрения, а с правовой. Если рассматривать  естественную монополию с этой стороны, то можно также выделить ряд признаков:

- законы о монополиях связаны с законом о конкуренции: учитывается их различие по предмету и способы регулирования;

- правовой статус субъектов, их права и обязанности;

- границы естественных монополий по отраслям и видам хозяйствования;

- образование и развитие монополий имеет юридические основания;

- деятельность естественных монополий регулируется;

Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется  одной или несколькими фирмами. В основе естественной монополии – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Например, энергообеспечение, телефонные услуги и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий. Поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Характерными  чертами монополии являются следующие:

1. Отрасль  состоит из одной фирмы, которая  является единственным производителем  данного продукта или поставщиком  услуги.

2. Из  первого признака вытекает, что  покупатель должен приобретать  продукт у монополиста или  обходиться без него. То, что не  существует близких заменителей  монополизированного продукта, имеет  большое значение для рекламы.  Впрочем, монополисту часто нет  нужды использовать рекламу.

3. В условиях  монополизированного производства  производитель диктует цену и  имеет возможность манипулировать  количеством предложенного продукта.

4. Существование  монополии предполагает наличие  барьеров для появления в отрасли  аналогичных производств, создаваемых  другими производителями. Эти  барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими  производителями. Эти барьеры  могут быть экономическими, техническими  или юридическими.

Основные  признаки естественной монополии:

- юридическое основание установления, реализации и прекращения режима;

-соотношение законодательства о монополиях с Законом «О конкуренции», их разграничение посредством правового регулирования;

- границы действия рассматриваемых монопольных режимов по отраслям и видам хозяйствования;

- общий правовой статус субъектов монополий, специфический характер их прав и обязанностей;

- система регулирования деятельности субъектов монополий;

- санкции и ответственность за нарушение положений законодательства в соответствующей области.

Сферы деятельности естественных монополий:

  1. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  2. транспортировка газа по трубопроводам;
  3. услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  4. железнодорожные перевозки;
  5. услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  6. услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Рассматриваемые монопольные институты регулирования  являются исключительными. С экономической  точки зрения исключительность означает выведение отдельных сфер хозяйствования из-под влияния сугубо рыночных конкурентных механизмов саморегулирования. Установление соответствующего монопольного режима означает введение особого положения  в отдельном секторе экономики, что невозможно без каких-либо экономических  и юридических оснований. Юридические  основания и принципы использования  правового режима монополий должны быть обозначены именно в федеральном  законном акте с учетом ограничительных  функций этого института. При  подготовке подобных актов следует  иметь в виду, что естественная монополия обусловлена объективными экономическими, технологическими особенностями  производства. Деятельность естественных монополий не может рассматриваться  как экономическая деятельность, запрещенная в п. 2 ст. 34 Конституции  РФ. Ведь функционирование естественной монополии направлено не на монополизацию, а на устранение недобросовестной конкуренции. Оно осуществляется исключительно  в рамках государственного регулирования  рыночных отношений и с целью  защиты потребителей.

Теперь  можно подвести итог и выявить достоинства и недостатки отраслей естественной монополии.

К достоинствам следует отнести то, что происходит максимальное использование эффекта от масштаба производства, то есть снижение издержек на производство, мобилизация финансовых ресурсов, поддержание средств производства, использование новых технологий, единый стандарт на продукцию и услуги, замена рыночной системы позволяет сократить различные издержки.

Недостатками  естественных монополий является блокировка технического процесса, снижается качество продукции и услуг, издержки в значительной мере перекладываются на потребителя.

Нельзя  точно определить чего больше плюсов или минусов. Это значит, что естественная монополия очень противоречива. То есть достоинства также могут  быть и недостатками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ

 

2.1 Особенности регулирования  естественных монополий в России

 

Россия не избежала негативного  воздействия отраслей естественных монополий в условиях рынка.

С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и  услуги отраслей - естественных монополий, за исключением отраслей связи, постоянно  снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно  капиталоемкими, значительная часть  их издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени  субъекты естественных монополий финансировали  инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые  за счет себестоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.

Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потребителей за счет других. Низкие тарифы для населения  и бюджетных организаций субсидировались  за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном  транспорте убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов.

Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой  промышленности, отраслях связи и  на железнодорожном транспорте обусловил  необходимость постановки вопроса  об обоснованности издержек (расходы  на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о  соответствии качества предлагаемых продукции  и услуг уровню цен. Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольные  сегменты, заработная плата превышала  среднюю по экономике, и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями.

Учитывая основообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что  рост цен на производимую ими продукцию  явился мощнейшим фактором макроэкономической инфляции, которая справедливо охарактеризована экономистами как инфляция издержек.

Однако, нельзя однозначно утверждать, что отрасли естественных монополий за годы перехода к рынку обеспечили себе процветание за счет всей остальной экономики. Следствие ценовой дискриминации - катастрофические неплатежи - больнее всего ударило именно по собственному источнику.

Проблема необходимости  государственного регулирования естественных монополий была осознана властью  лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. При  этом реформаторское крыло правительства  стало уделять большее внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи  с необходимостью остановить рост цен  в соответствующих отраслях или  обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь, стремясь ограничить круг регулируемых цен.

Согласно Закону "О естественных монополиях", сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.

Основными методами регулирования  выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обязательного  обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения. Органам регулирования  также вменяется в обязанность  контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества.

Зарубежные опыт регулирования  показывает, что главным в такого рода деятельности является максимальная независимость регулирующих органов, как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит им возможность принимать политически непопулярные решения.

Уже сейчас видно, что процесс  формирования органов регулирования  будет не только продолжительным, но и болезненным. Министерства не хотят  отдавать соответствующие полномочия. Остро стоит проблема финансирования, довольно сложно привлечь квалифицированных  сотрудников, так как заработная плата государственных служащих значительно ниже заработной платы  работников аналогичного уровня в регулируемых компаниях. Многие из лучших отраслевых специалистов, которые могли бы выполнять  подобную работу, занимают высокооплачиваемые должности в организациях, которые  должны подвергаться регулированию.

Информация о работе Естественные монополии в России: история, перспективы развития и реформирования