Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:56, курсовая работа
Естественная монополия — официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................4
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ..............6
1.1 Виды и характеристика монополий........................................................6
1.2 История возникновения и развития монополий в России....................13
1.3 Свойства и особенности естественных монополий..............................18
2 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ.....................................................................................22
2.1 Особенности регулирования естественных монополий в России.......22
2.2 Тенденции развития и реформирования естественных монополий в России....................................................................................................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................................46
Нередко
встречаются случаи перенесения
затрат с регулируемых на нерегулируемые
виды деятельности, что, с одной стороны,
дает возможность предприятиям «обоснованно»
завышать цены, а с другой – применять
заниженные цены на нерегулируемых рынках,
позволяющие устранять
В электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте необходимо осуществить ряд следующих преобразований, которые будут способствовать решению вышеописанных проблем.
1. Регулируемые
и нерегулируемые виды
2. Регулируемые
виды деятельности должны
3. Потенциально
конкурентные сегменты
4. Конкуренция
может развиваться в указанных
выше сферах только в том
случае, если регулирующими органами
создаются соответствующие
5. Должен
быть реконструирован механизм
корпоративно-акционерного
В рыночных экономиках держатели акций или их представители, совет директоров оказывают решающее влияние на выработку стратегии развития предприятия. Такой механизм позволяет регулирующим органам участвовать в процессе формирования нормы прибыли на вложенный капитал. Низкий уровень корпоративно-акционерного управления уменьшает возможность органов регулирования влиять на поведение предприятий. Эффективное корпоративно-акционерное управление предполагает, что собственники предприятий обладают большой заинтересованностью в ориентации управления компании на максимизацию доходности и величины акционерного капитала при существующих условиях регулирования. Конечно, приватизация оказывает определенное влияние на корпоративно-акционерное управление. Однако как после полной приватизации, так и до ее проведения корпоративно-акционерное управление может стать более эффективным лишь при условии привлечения стратегических инвесторов посредством продажи или передачи в управление больших пакетов акций тем лицам или организациям, которые будут заинтересованы в жестком контроле за работой менеджеров. Использование заемного капитала также может привести к росту эффективности корпоративно-акционерного управления, так как кредиторы будут заинтересованы в финансовом оздоровлении предприятия.
6. Инвестиционный
процесс необходимо привести
в соответствие с требованиями
рыночной экономики. Почти во
всех отраслях естественных
7. Во
всех отраслях естественных
8. Необходимо
ликвидировать холдинговые
9. Во
всех отраслях естественных
Цели и задачи энергетической реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». Данное постановление действительно и в настоящее время. Согласно этому документу к основным целям реформирования относятся: обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.
Стратегическая задача реформирования определена как перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе. К основным задачам реформы также относятся:
- создание
конкурентных рынков
создание
эффективного механизма снижения издержек
в сфере производства (генерации),
передачи и распределения электроэнергии
и улучшение финансового
- стимулирование
энергосбережения во всех
- создание
благоприятных условий для
- поэтапная
ликвидация перекрестного
- создание
системы поддержки
- сохранение
и развитие единой
- демонополизация рынка топлива для тепловых электростанций;
создание
нормативной правовой базы реформирования
отрасли, регулирующей ее функционирование
в новых экономических
- реформирование
системы государственного
- уточнение
статуса, компетенции и
С учетом
последующих изменений в
Целями
структурной реформы на
- повышение
устойчивости работы
- формирование
единой гармоничной
- удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.
Для достижения поставленных целей на первом этапе структурной реформы на железнодорожном транспорте необходимо обеспечение реализации следующих задач и принципов:
- разделение
функций государственного
- сохранение
единой государственной
- поэтапное
прекращение перекрестного
- дальнейшее
развитие конкуренции в сфере
перевозок грузов, ремонта подвижного
состава, перевозок и
- недопущение
слияния предприятий,
- обеспечение
гарантированного
- выделение
из сферы деятельности
- обеспечение
финансовой прозрачности всех
видов хозяйственной
- повышение
материальной
Реформирование
услуг транспортных терминалов,
портов, аэропортов осуществляется
с помощью Постановления
Целями Программы являются:
- развитие
современной и эффективной
- повышение
доступности услуг
- повышение
комплексной безопасности и
Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:
- развитие
путей сообщения (
- строительство
скоростных автомобильных
- развитие аэропортовой сети (аэропорты-хабы, внутрироссийские узловые и местные аэропорты);
- увеличение
пропускной способности
- комплексное
развитие транспортных узлов,
включая терминально-
- повышение
конкурентоспособности
Информация о работе Естественные монополии в России: история, перспективы развития и реформирования