Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:56, курсовая работа
Естественная монополия — официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................4
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ..............6
1.1 Виды и характеристика монополий........................................................6
1.2 История возникновения и развития монополий в России....................13
1.3 Свойства и особенности естественных монополий..............................18
2 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ.....................................................................................22
2.1 Особенности регулирования естественных монополий в России.......22
2.2 Тенденции развития и реформирования естественных монополий в России....................................................................................................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................................46
- развитие
интегрированной системы
- формирование
и отработка механизмов
Реформирование
услуги общедоступной
Целями настоящей Концепции являются:
- обеспечение граждан страны универсальными услугами высокого качества;
- повышение
качества оказываемых услуг
- активизация
рыночных механизмов
- повышение
инвестиционной
- совершенствование
механизма защиты прав
Для достижения
вышеперечисленных целей
- пересмотреть
систему качественных
- изменить
механизм финансирования
- усовершенствовать
порядок лицензирования
- усовершенствовать
систему нормативно-правового
- сформировать систему мониторинга состояния и тенденций развития рынка услуг почтовой связи.
Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов".
Регулирование тарифов основывается на следующих принципах:
а) ведение раздельного учета субъектами естественных монополий доходов и расходов по регулируемым видам деятельности;
б) возмещение
экономически обоснованных расходов субъектов
естественных монополий, непосредственно
связанных с оказанием услуг
по транспортировке нефти и
Применяются следующие методы государственного регулирования:
а) метод экономически обоснованных расходов;
б) метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала;
в) метод
предельных максимальных тарифов или
предельного соотношения со стоимостью
транспортировки нефти и
г) метод индексации тарифов.
При установлении (изменении) тарифов используется один или несколько из следующих показателей:
а) расчетный объем услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов на период регулирования, определяемый исходя из показателей за отчетный период с учетом заявок пользователей услуг на планируемый период, копии которых субъект естественной монополии направляет в регулирующий орган по его запросу;
б) расчетный плановый объем выручки на период регулирования, требуемой для возмещения экономически обоснованных расходов субъектов естественных монополий, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов;
в) эффективность
транспортировки нефти и
Как показывает международный опыт, министерская структура, которой является Минэкономразвития России, для этих целей значительно менее пригодна. При формировании ФКР важно учесть реальный опыт регулирования естественных монополий, который накоплен, например, в таком стратегически важном секторе экономики как ТЭК. Главную задачу ФКР – создание условий для эффективного функционирования субъектов естественных монополий – возможно реализовать лишь на основе обеспечения подлинной независимости регулирующего органа исполнительной власти от различных видов лоббирования политических и коммерческих структур и, естественно, от влияния со стороны субъектов регулирования. Такая независимость гарантируется соблюдением принципов коллегиальности принятия решений и обеспечивается высоким статусом ФКР, председатель которой должен назначаться Президентом России, а его заместители и члены правления – правительством Российской Федерации. Предметом регулирования ФКР на федеральном и региональном уровнях будут являться услуги естественных монополий, регламентированные Федеральным законом «О естественных монополиях», а также виды деятельности, обладающие конкурентным потенциалом, но не выделенные на данном этапе из структуры субъектов регулирования. Регулирование естественных монополий на региональном уровне будет осуществляться региональными структурными подразделениями ФКР, что позволит намного повысить эффективность и скоординированность принимаемых решений.
Таким образом, регулирование деятельности естественных монополий будет способствовать обеспечению добросовестной конкуренции, защите прав потребителей и устранению ценовых диспропорций, угнетающих экономический рост.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двух компонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг.
Законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий должно быть разумным и продуманным, т. к. чрезмерно жесткое применение методов регулирования может привести к дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных организаций.
Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют важное значение для современной России, но их реальное применение сталкивается с определенными трудностями и проблемами.
Подводя
итог сказанному, можно утверждать,
что антимонопольное
Опыт
западных стран в антимонопольном
законодательстве велик и разнообразен.
Возникновение подобного
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.
Окончательная
цель заключается в том, чтобы
на рынке остались лишь те предприятия,
которые обеспечат более
В электроэнергетике
России был выбран технически более
сложный путь – дробление монополии
на базе разделения собственности. Подобный
подход логически должен увязываться
с быстрой либерализацией рынка
электроэнергии, резким сокращениям
государственного присутствия в
отрасли (как собственника и регулятора),
более широким привлечением частного
сектора не только в генерирующий
сегмент, но и к управлению в сфере
инфраструктурной составляющей. Крупный
сбой в электроэнергетических
Не
получила в России
В России такая работа во многом подменяется усилением прямой регулирующей роли государства и сохранением в госсобственности значительной части активов естественных монополий. При этом концепции их реформирования разрабатываются менеджментом самих государственных корпораций и нередко преимущественно отвечают именно его интересам в ущерб интересам основного собственника – государства (что особенно заметно в реформировании РАО ЕЭС и “Газпрома”) В результате в рамках монополий возникает внутренний конфликт: их менеджмент заинтересован в либерализации тарифов, а государство вынужденно проводить жесткую тарифную политику в целях как сдерживания инфляции, так и поддержания платежеспособности населения.
В ходе реформирования
российские монополии сохраняют
форму крупных вертикально
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Естественные монополии в России: история, перспективы развития и реформирования