Естественные монополии в России: история, перспективы развития и реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Естественная монополия — официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................4
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ..............6
1.1 Виды и характеристика монополий........................................................6
1.2 История возникновения и развития монополий в России....................13
1.3 Свойства и особенности естественных монополий..............................18
2 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ.....................................................................................22
2.1 Особенности регулирования естественных монополий в России.......22
2.2 Тенденции развития и реформирования естественных монополий в России....................................................................................................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................................46

Вложенные файлы: 1 файл

ВСЕ ВМЕСТЕ.docx

— 81.82 Кб (Скачать файл)

- развитие  интегрированной системы контроля  безопасности на транспорте;

- формирование  и отработка механизмов проектного  управления инвестициями.

 Реформирование  услуги общедоступной электрической  и почтовой связи осуществляется  с помощью Проекта концепции развития рынка услуг почтовой связи, разработанный по поручению Правительства Российской Федерации от 07.03.2002 года № 8 и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 года № 885-р.

Целями  настоящей Концепции являются:

- обеспечение  граждан страны универсальными  услугами высокого качества;

- повышение  качества оказываемых услуг почтовой  связи и расширение их перечня  за счет внедрения новых технологий;

- активизация  рыночных механизмов функционирования  почтовой связи, развитие конкуренции,  создание благоприятных условий  для развития предпринимательства;

- повышение  инвестиционной привлекательности  организаций почтовой связи;

- совершенствование  механизма защиты прав пользователей  услуг, гарантированных Конституцией  Российской Федерации и другими  нормативно-правовыми актами.

Для достижения вышеперечисленных целей требуется  решение следующих основных задач:

- пересмотреть  систему качественных показателей  универсальных услуг почтовой  связи и привести ее в соответствие  с требованиями экономики и  потребностями граждан страны;

- изменить  механизм финансирования деятельности  организаций федеральной почтовой  связи по оказанию универсальных  услуг;

- усовершенствовать  порядок лицензирования деятельности  по оказанию услуг почтовой  связи;

- усовершенствовать  систему нормативно-правового регулирования  деятельности в области почтовой  связи;

- сформировать  систему мониторинга состояния  и тенденций развития рынка  услуг почтовой связи.

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов".

Регулирование тарифов основывается на следующих  принципах:

а) ведение  раздельного учета субъектами естественных монополий доходов и расходов по регулируемым видам деятельности;

б) возмещение экономически обоснованных расходов субъектов  естественных монополий, непосредственно  связанных с оказанием услуг  по транспортировке нефти и нефтепродуктов, включая налоги и иные обязательные платежи в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Применяются следующие методы государственного регулирования:

а) метод  экономически обоснованных расходов;

б) метод  экономически обоснованной доходности инвестированного капитала;

в) метод  предельных максимальных тарифов или  предельного соотношения со стоимостью транспортировки нефти и нефтепродуктов по альтернативному маршруту альтернативными  видами транспорта;

г) метод  индексации тарифов.

При установлении (изменении) тарифов используется один или несколько из следующих показателей:

а) расчетный  объем услуг по транспортировке  нефти и нефтепродуктов на период регулирования, определяемый исходя из показателей за отчетный период с  учетом заявок пользователей услуг  на планируемый период, копии которых  субъект естественной монополии  направляет в регулирующий орган  по его запросу;

б) расчетный  плановый объем выручки на период регулирования, требуемой для возмещения экономически обоснованных расходов субъектов  естественных монополий, связанных  с оказанием услуг по транспортировке  нефти и нефтепродуктов;

в) эффективность  транспортировки нефти и нефтепродуктов по альтернативному маршруту трубопроводным транспортом или альтернативными  видами транспорта, определяемая на основе мониторинга рынка транспортных услуг путем сопоставления суммарных  затрат заказчиков услуг по транспортировке  нефти и нефтепродуктов при их транспортировке трубопроводным транспортом  с затратами при перевозке  по альтернативным маршрутам альтернативными  видами транспорта.

Как показывает международный опыт, министерская структура, которой является Минэкономразвития  России, для этих целей значительно  менее пригодна. При формировании ФКР важно учесть реальный опыт регулирования  естественных монополий, который накоплен, например, в таком стратегически  важном секторе экономики как  ТЭК. Главную задачу ФКР – создание условий для эффективного функционирования субъектов естественных монополий  – возможно реализовать лишь на основе обеспечения подлинной независимости регулирующего органа исполнительной власти от различных видов лоббирования политических и коммерческих структур и, естественно, от влияния со стороны субъектов регулирования. Такая независимость гарантируется соблюдением принципов коллегиальности принятия решений и обеспечивается высоким статусом ФКР, председатель которой должен назначаться Президентом России, а его заместители и члены правления – правительством Российской Федерации. Предметом регулирования ФКР на федеральном и региональном уровнях будут являться услуги естественных монополий, регламентированные Федеральным законом «О естественных монополиях», а также виды деятельности, обладающие конкурентным потенциалом, но не выделенные на данном этапе из структуры субъектов регулирования. Регулирование естественных монополий на региональном уровне будет осуществляться региональными структурными подразделениями ФКР, что позволит намного повысить эффективность и скоординированность принимаемых решений.

Таким образом, регулирование деятельности естественных монополий будет способствовать обеспечению добросовестной конкуренции, защите прав потребителей и устранению ценовых диспропорций, угнетающих экономический  рост.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, государственное регулирование  естественных монополий является одним  из главных факторов обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в  государственной собственности, то его регулирование сводится к  следующему: либо цены устанавливаются  на уровне средних издержек монополии, либо применяются двух компонентные тарифы, предусматривающие отдельную  и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также  оплату каждой единицы оплаченных услуг.

Законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий должно быть разумным и  продуманным, т. к. чрезмерно жесткое  применение методов регулирования  может привести к дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать  недовольство со стороны работников крупных организаций.

Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют важное значение для современной России, но их реальное применение сталкивается с определенными трудностями и проблемами.

 Подводя  итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство  является важнейшей составляющей  современной экономики. Сфера  его функционирования затрагивает  интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая  одним возможность реализовать  свой товар на рынке в условиях  конкурентной борьбы, а другим - оптимальные  цены на товары и услуги.

Опыт  западных стран в антимонопольном  законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики  различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. В глобальном масштабе выделяется два  подхода: американский и европейский.

В России на данном этапе проблема монополизации  перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство  в полном объеме сможет заменить десятилетиями  складывающиеся монополии свободным  и самоорганизующимся рынком.

Окончательная цель заключается в том, чтобы  на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое  качество товара, относительно более  низкие цены и быструю сменяемость  ассортимента. Концепции российских инфраструктурных реформ первоначально разрабатывались на основе зарубежного опыта, поэтому их адаптация к реальным отечественным условиям была практически неизбежной. И хотя западные модели существенно различаются между собой, главный принцип реформирования – та или иная организационная форма выделения инфраструктурной составляющей монополий – сохраняется во всех вариантах. Особый интерес для России могли бы представлять те из них, которые не предусматривают резкого изменения структуры собственности и базируется на использовании адекватных целям реформ принципов управления, прежде всего концессионных механизмов.

В электроэнергетике  России был выбран технически более  сложный путь – дробление монополии  на базе разделения собственности. Подобный подход логически должен увязываться  с быстрой либерализацией рынка  электроэнергии, резким сокращениям  государственного присутствия в  отрасли (как собственника и регулятора), более широким привлечением частного сектора не только в генерирующий сегмент, но и к управлению в сфере  инфраструктурной составляющей. Крупный  сбой в электроэнергетических системах в мае 2005 г. явился следствием не только техногенных причин, но и очевидных  просчетов в управлении. В дальнейшем вполне вероятен рост цен на либерализованном рынке. Применительно к другим госмонополиям сомнительна возможность предотвращения дискримирации в доступе к инфраструктурным сетям. Отношения здоровой конкуренции российской экономике все еще развиты недостаточно, и вряд ли в ближайшем будущем они станут действенным фактором повышения эффективности производства.

 Не  получила в России достаточного  развития государственно-частное  партнерство: нет ни контрактного  права, ни специальной законодательной  базы. Не очень понятно пока, как  будет действовать новый закон  о концессионных соглашениях.  Предстоит проделать еще большую  работу: помимо принятия законодательных  актов необходимо создать полноценную  институционную среду, сформировать  соответствующий блок в системе  органов исполнительной власти, ведающий надзором и контролем  в сфере концессионных отношений.

В России такая работа во многом подменяется  усилением прямой регулирующей роли государства и сохранением в  госсобственности значительной части  активов естественных монополий. При этом концепции их реформирования разрабатываются менеджментом самих государственных корпораций и нередко преимущественно отвечают именно его интересам в ущерб интересам основного собственника – государства (что особенно заметно в реформировании РАО ЕЭС и “Газпрома”) В результате в рамках монополий возникает внутренний конфликт: их менеджмент заинтересован в либерализации тарифов, а государство вынужденно проводить жесткую тарифную политику в целях как сдерживания инфляции, так и поддержания платежеспособности населения.

В ходе реформирования российские монополии сохраняют  форму крупных вертикально интегрированных  компаний. Все еще отсутствует  ясность в вопросах выделения  из них устойчивого и жизнеспособного  естественно монопольного ядра и  разработки соответствующих методов  регулирования его деятельности, обоснования степени вмешательства  государства и возможностей свободной  конкуренции. Пока большинство задач, к сожалению, решается “точечно”, по мере возникновения конкретных проблем, конфликтов интересов и социального  напряжения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Федеральный Закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 04.05.2006) «О естественных монополиях» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995) 
  2. Баранов Э.Ф., Соловьев Ю.П., Посвянская Л.П. Тарифы на услуги естественных монополий и инфляционные процессы [Текст] // Вопросы экономики, 2007, с.114-121.
  3. Белоусова Н.И. Методология структурного регулирования российских естественных монополий на федеральном и региональном уровне [Текст], 2008. – c. 57 - 94
  4. Васильева Е.М., Формирование оценок эффективности естественно-монопольных производственных систем [Текст], 2008. - c.153
  5. Мартусевич Р. Конкурсы за концессии в отраслях естественной монополии Вопросы экономики [Текст], 2008. – c. 119
  6. Матвеева Н.А. Параграф 5.3. Меры государственной поддержки развития высокотехнологичных отраслей российской промышленности» в книге: «Теория экономического развития [Текст] / авторы Кохно П.А., Онищенко П.В. Отв. ред. П.А. Кохно. – М.: Граница [Текст], 2011. – 544 c.243-248.
  7. Макконнелл К. Р., С. Л. Брю. «Экономикс», 14-е издание [Текст] /Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2007. — с. 215 - 247
  8. Пигу А. “Экономическая теория благосостояния”, Т.1, М. [Текст], 1985 г., с.326
  9. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. [Текст] 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007
  10. Саакян Ю. Федеральный справочник. М. [Текст], 2008. – c. 37 - 45
  11. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия [Текст] / предисл. В. С. Автономова. — М.: ЭКСМО, 2007. - c. 86
  12. Янковский К.А. Естественные монополии в системе экономических отношений. [Текст] Москва: Просвещение, 2007, - 274с.
  13. Буркеева Р.Г. Природа и функции естественных монополий [Текст] / Р.Г. Буркеева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 8 (114), август
  14. Кононкова Н.П. Естественная монополия как объект государственной собственности [Текст] / Н.П. Кононкова, П.Ф. Кононков // Вестник Московского университета, Сер. 6. Экономика 2008. - N 6. - С. 12.
  15. Мировой опыт регулирования естественных монополий [Электронный ресурс] // http://www.urbaneconomics.ru/publications/?mat_id=26
  16. Федеральная антимонопольная служба России [Электронный ресурс] // http://www.fas.gov.ru/
  17. Экспертный институт. Естественные монополии [Электронный ресурс] // http://www.gazeta.ru/2006/12/20/oa_227149.html
  18. Энциклопедия Википедия. Монополия [Электронный ресурс] // http://www.wikipedia.org/wiki/Естественная_монополия
  19. Энциклопедия статей. Монополизации как фактор максимизации прибыли [Электронный ресурс] // http://www.articles.excelion.ru/science/em/47067409.html
  20. Центр креативных технологий. Статья «Что такое монополия?» [Электронный ресурс] // http://www.inventech.ru

Информация о работе Естественные монополии в России: история, перспективы развития и реформирования