Занятость и безработица в России: характеристика и динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
-Исследование занятости и безработицы в России.
-Изучить основы понятия занятости и безработицы.
-Выявить причины возникновения безработицы.
-Рассмотреть динамику занятости и безработицы.
-Рассмотреть возможные меры по борьбе безработицей.

Содержание

Введение. 2
1.Понятие занятости и безработицы. 3
1.1.Понятие занятость. 3-4
1.2.Понятие безработица. 4-5
1.3.Коньюнктурная безработица. Закон Оукена. 5-8
2.Причины вызывающие безработицу. 8
2.1.Причины безработицы. 8 -11
2.2.Виды безработицы. 11-13
3.Динамика занятости и безработицы в России.
3.1 Занятость и безработица в Российской Федерации; 13-16
3.2.Занятость и безработица в Российской Федерации по округам 16-18
4.Последствия безработицы. 18-20
4.1 Социальные и экономические последствия безработицы. 20
5.Ситуация на рынке труда в России 20
5.1.Статистика рынка труда. 21-22
6.Государственная политика борьбы с безработицей в России.22
6.1.Борьба с безработицей. 22
6.2.Активная политика на Рынке труда. 22.
6.4.Методы борьбы с различными типами безработицы . 23-24
6.5.Статистика. 25
Вывод. 25
литература 26

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 209.57 Кб (Скачать файл)

Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в феврале 2012г. составила 44,7%, доля городских жителей - 61,1%. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2012г. это превышение составляло 1,9 раза.

Уровень безработицы  по полу и виду поселения .в процентах

 

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское  
население

2011г.

         

Январь

7,8

8,4

7,1

6,5

11,4

Февраль

7,6

8,3

6,8

6,3

11,2

Март

7,1

7,9

6,3

6,2

10,0

Апрель

7,2

7,9

6,5

5,9

11,0

Май

6,4

6,6

6,2

5,3

9,5

Июнь

6,1

6,4

5,7

5,2

8,5

Июль

6,5

6,9

6,2

5,6

9,2

Август

6,1

6,2

6,0

5,2

8,9

Сентябрь

6,0

6,5

5,5

5,1

8,7

Октябрь

6,4

6,6

6,1

5,5

9,0

Ноябрь

6,3

6,6

6,0

5,2

9,5

Декабрь

6,1

6,3

6,0

5,0

9,6

2012г.

         

Январь

6,6

6,9

6,2

5,3

10,4

Февраль

6,5

7,0

5,9

5,3

10,0


Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в феврале 2012г. составил 35 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,8% (в январе 2012г. - 28,4%), в том числе в возрасте 15-19 лет - 3,8% (4,7%), 20-24 лет - 23,0% (23,7%). Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (28,2%) и 20-24 лет (14,9%). По сравнению с февралем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 2,0 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 1,4 процентного пункта.

В среднем, среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в феврале 2012г. составил 15,9% в том числе, среди городского населения - 14,6%, среди сельского населения - 19,3%. Коэффициент, превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения - 3,6 раза, сельского населения - 2,3 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 29,2% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 34,8% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 40,1% среди городских - 31,4%.

Наличие опыта  работы. В численности безработных 28,3% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2012г. их численность по сравнению с февралем 2011г. уменьшилась на 138 тыс.человек, или на 9,2% и составила 1,4 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 11,5% составляет молодежь до 20 лет, 52,2% - от 20 до 24 лет, 20,7% - от 25 до 29 лет. В феврале 2012г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 19,1%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,5%.

3.2.Безработица  по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо - Кавказском федеральном округе.

Данные по субъектам Российской Федерации приведены в приложении. В целях повышения представительности данных об экономической активности населения показатели занятости  и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем  за три последних месяца.

                            Экономическая активность населения  
                                           в возрасте 15-72 лет 
                  (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за декабрь 2011г. - февраль 2012г.)

 

Экономи- 
чески  
активное  
население,  
тыс. 
человек

В том числе

Уровень экономи- 
ческой  
активности населения,  
в %

Уровень занятости, 
в %

Уровень безрабо- 
тицы, 
в %

занятые

безра- 
ботные

Российская Федерация

75065,3

70272,6

4792,7

67,7

63,4

6,4

Центральный  
федеральный округ

20288,4

19499,1

789,3

69,3

66,6

3,9

Белгородская область

780,9

748,7

32,2

65,0

62,4

4,1

Брянская область

657,4

623,7

33,7

65,9

62,5

5,1

Владимирская область

775,3

729,0

46,3

69,4

65,2

6,0

Воронежская область

1136,9

1065,7

71,2

64,5

60,4

6,3

Ивановская область

560,9

520,3

40,6

67,2

62,4

7,2

Калужская область

550,0

515,0

35,0

70,0

65,6

6,4

Костромская область

361,7

341,6

20,2

67,8

64,0

5,6

Курская область

571,9

534,0

37,9

64,3

60,0

6,6

Липецкая область

622,2

595,9

26,4

68,9

66,0

4,2

Московская область

3810,7

3669,7

141,1

71,1

68,5

3,7

Орловская область

400,9

377,6

23,4

63,4

59,7

5,8

Рязанская область

561,8

531,2

30,6

62,7

59,3

5,4

Смоленская область

547,9

511,8

36,1

72,2

67,4

6,6

Тамбовская область

536,2

503,0

33,1

63,3

59,4

6,2

Тверская область

719,1

679,3

39,8

68,6

64,8

5,5

Тульская область

790,9

740,7

50,2

65,7

61,5

6,3

Ярославская область

701,8

670,8

31,0

68,5

65,5

4,4

г.Москва

6201,8

6141,2

60,6

73,2

72,5

1,0

Северо-Западный  
федеральный округ

7514,5

7158,7

355,8

70,6

67,3

4,7

Республика Карелия

357,4

332,5

24,9

66,3

61,7

7,0

Республика Коми

524,0

486,2

37,7

69,2

64,2

7,2

Apxaнгельская область

670,9

630,3

40,6

68,2

64,1

6,0

в том числе 
Ненецкий авт.округ

22,2

20,6

1,6

69,3

64,3

7,2

Вологодская область

645,4

601,1

44,4

68,8

64,1

6,9

Калининградская область

520,8

473,5

47,3

69,7

63,4

9,1

Ленинградская область

901,5

870,6

30,8

69,3

67,0

3,4

Мурманская область

494,7

447,3

47,4

72,4

65,4

9,6

Новгородская область

343,2

322,2

21,1

69,4

65,2

6,1

Псковская область

370,7

344,0

26,7

69,6

64,6

7,2

г.Санкт-Петербург

2685,9

2650,9

35,0

73,3

72,3

1,3

Южный  
федеральный округ

6904,5

6435,6

468,9

64,6

60,2

6,8

Республика Адыгея

208,6

191,1

17,4

61,1

56,0

8,4

Республика Калмыкия

137,4

116,7

20,6

63,9

54,3

15,0

Краснодарский край

2567,7

2413,9

153,8

64,0

60,2

6,0

Астраханская область

505,5

455,8

49,6

65,0

58,6

9,8

Волгоградская область

1323,3

1233,7

89,7

65,4

61,0

6,8

Ростовская область

2162,0

2024,3

137,7

65,0

60,8

6,4

Северо-Кавказский  
федеральный округ

4381,0

3717,1

663,9

64,1

54,4

15,2

Республика Дагестан

1277,3

1115,4

161,9

64,5

56,4

12,7

Республика Ингушетия

252,0

128,7

123,3

68,4

34,9

48,9

Кабардино-Балкарская  
Республика

427,8

371,2

56,7

61,8

53,6

13,2

Карачаево-Черкесская  
Республика

220,2

199,5

20,7

68,4

62,0

9,4

Республика Северная  
Осетия - Алания

340,6

306,4

34,2

64,5

58,1

10,0

Чеченская Республика

515,2

331,3

183,9

61,7

39,7

35,7

Ставропольский край

1347,9

1264,6

83,3

63,9

59,9

6,2

Приволжский  
федеральный округ

15874,1

14863,3

1010,8

67,6

63,3

6,4

Республика Башкортостан

2037,1

1892,6

144,5

65,6

61,0

7,1

Республика Марий Эл

377,2

344,0

33,2

69,0

62,9

8,8

Республика Мордовия

457,8

433,9

23,9

70,1

66,5

5,2

Республика Татарстан

2039,6

1938,4

101,3

69,6

66,1

5,0

Удмуртская Республика

828,1

775,0

53,2

70,0

65,5

6,4

Чувашская Республика

664,3

617,1

47,2

66,9

62,2

7,1

Пермский край

1415,7

1316,5

99,1

67,6

62,9

7,0

Кировская область

733,4

674,0

59,5

67,6

62,1

8,1

Нижегородская область

1835,4

1714,3

121,1

70,7

66,1

6,6

Оренбургская область

1090,9

1018,4

72,5

66,4

62,0

6,6

Пензенская область

673,6

637,8

35,7

62,1

58,8

5,3

Самарская область

1725,2

1628,3

96,9

68,5

64,6

5,6

Саратовская область

1313,5

1235,9

77,7

64,7

60,9

5,9

Ульяновская область

682,2

637,1

45,1

66,1

61,7

6,6

Уральский  
федеральный округ

6620,7

6170,0

450,7

68,9

64,2

6,8

Курганская область

447,0

398,9

48,0

61,2

54,6

10,7

Свердловская область

2317,0

2158,2

158,8

67,4

62,8

6,9

Тюменская область

1936,6

1820,2

116,4

71,4

67,1

6,0

в том числе: 
Ханты-Мансийский  
авт.округ - Югра

903,3

846,1

57,2

73,5

68,9

6,3

Ямало-Ненецкий  
авт.округ

331,2

319,1

12,1

76,2

73,4

3,7

Челябинская область

1920,1

1792,7

127,5

70,3

65,6

6,6

Сибирский  
федеральный округ

9971,1

9198,5

772,6

65,6

60,5

7,7

Республика Алтай

99,9

84,6

15,3

65,3

55,3

15,3

Республика Бурятия

447,6

409,1

38,5

61,5

56,2

8,6

Республика Тыва

130,0

102,3

27,6

57,9

45,6

21,3

Республика Хакасия

263,6

241,6

22,0

63,2

57,9

8,4

Алтайский край

1248,9

1164,4

84,5

64,3

59,9

6,8

Забайкальский край

538,2

478,9

59,3

63,4

56,4

11,0

Красноярский край

1561,9

1463,1

98,8

68,5

64,1

6,3

Иркутская область

1281,0

1179,9

101,1

66,3

61,1

7,9

Кемеровская область

1413,9

1308,0

106,0

64,4

59,6

7,5

Новосибирская область

1400,4

1309,9

90,6

67,4

63,0

6,5

Омская область

1057,4

971,8

85,6

67,1

61,7

8,1

Томская область

528,3

485,1

43,3

63,8

58,5

8,2

Дальневосточный  
федеральный округ

3510,9

3230,3

280,6

68,6

63,1

8,0

Республика Саха (Якутия)

487,9

439,6

48,2

68,0

61,2

9,9

Камчатский край

206,1

193,4

12,6

73,7

69,2

6,1

Приморский край

1069,2

981,3

87,9

67,0

61,5

8,2

Хабаровский край

794,9

731,4

63,5

70,7

65,1

8,0

Амурская область

439,4

410,6

28,8

64,9

60,6

6,6

Магаданская область

102,4

98,3

4,1

77,7

74,6

4,0

Сахалинская область

287,2

261,7

25,6

69,9

63,7

8,9

Еврейская авт.область

93,8

85,4

8,4

64,4

58,6

8,9

Чукотский авт.округ

30,2

28,7

1,5

79,1

75,2

4,9


Также можно добавить; Россия в цифрах.(динамика) Занятость и безработица. http://www.vesti.ru/videos?vid=285080

4.Последствия  безработицы.

4.1.Социальные  и экономические последствия  безработицы

Поскольку определенное своеобразие  ситуации в экономической и социальной сферах свидетельствует о невозможности механического переноса и копировании применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

4.Последствия  безработицы.

4.1Социальные и  экономические последствия безработицы.

•Социальные последствия безработицы

 

Отрицательные

  1. Обострение криминогенной ситуации.
  2. Усиление социальной напряженности.
  3. Рост количества физических и душевных заболеваний.
  4. Увеличение социальной дифференциации.
  5. Снижение трудовой активности.

Положительные

  1. Повышение социальной ценности рабочего места.
  2. Увеличение личного свободного времени.
  3. Возрастание свободы выбора места работы.
  4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

• Экономические  последствия безработицы

Отрицательные

  1. Обесценивание последствий обучения.
  2. Сокращение производства.
  3. Затраты на помощь безработным.
  4. Утрата квалификации.
  5. Снижение жизненного уровня.
  6. Недопроизводство национального дохода.
  7. Снижение налоговых поступлений.

       Положительные

  1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
  2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
  3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
  4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

 Было проведено исследование  последствий безработицы, в ходе которого предстояло выяснить, во-первых, приводит ли безработица как социально-экономическое явление к выявленным экономическим и социальным последствиям. Во-вторых, оценить силу и степень проявления экономических и социальных последствий безработицы. В-третьих, определить направленность влияния каждого из выявленных экономических и социальных последствий безработицы. В итоге  были получены следующие результаты.

По продолжительности безработицы,  респонденты распределились на четыре группы: менее 4 месяцев — 45,5 % от общего числа;  от 4 до 8 месяцев — 25,3 %; от 8 до 18 месяцев — 15,0 %; более 18 месяцев — 14,2 %. Причины увольнения: по собственному желанию — 65,5 %;   высвобождение — 19,7%; выпускники учебных заведений — 11,3 %; уволены за нарушение трудовой дисциплины — 2,9 %; прибывшие из мест лишения свободы — 0,3%; уволены из Вооруженных Сил — 0,3%. Несомненный интерес представляет распределение ответов в отношении оценки затрат на помощь безработным в разрезе периода безработицы. 41,8% респондентов, отметивших это последствие как отрицательное, не имело работы менее 4 месяцев. В то время как представители второй (от 4 до 8), третьей (от 8 до 18) и четвертой (более 18 месяцев) групп отметили отрицательное влияние этого последствия соответственно только в 22,9%, 13,9% и 13,7% случаев.

5 Ситуация на рынке  труда

5.1 Статистика рынка труда.

После ощутимого роста в первой половине года осень 2011 года отметилась стагнацией рынка. Несмотря на отсутствие очевидных показателей рецессии и массовых увольнений, напряженность на рынке труда фиксируют многие работодатели и кандидаты. Напряженность проявляется в осторожном подходе к любым инвестициям. Компании не заморозили подбор персонала и не отменили переданные в работу проекты, но сохраняют режим экономии, в том числе в части подбора и инвестиций в персонал. К середине этого года рынок вышел на докризисные показатели по большинству отраслей экономики. Количество открытых позиций к концу года практически сравнимо с докризисным периодом. В 2011 г. количество запросов работодателей на подбор персонала увеличилось на 25% по сравнению с 2010 г., что символизирует эффект отложенного спроса не персонал после кризиса. Однако в этом году рост показали лишь 4 отрасли: фармацевтика, промышленный сектор, информационные технологии и сфера товаров народного потребления. Вслед за восстановлением потребительского спроса на продовольственные товары произошла стабилизация объемов найма персонала в сфере товаров народного потребления. Рост по сравнению с 2008 г. составил около 5%.Фармацевтическая отрасль — одна, из стабильно растущих. Фармацевтический бизнес практически не пострадал от кризиса и к концу 2011 г. демонстрирует высокие темпы найма персонала. В этом году к тройке лидеров присоединился промышленный сектор, который демонстрирует рост. Высока потребность в сотрудниках среднего звена, преимущественно в инженерных кадрах. Восстановление российской промышленности произошло во многом благодаря госсубсидиям, но эффект от них из-за более медленных процессов в отрасли стал заметен только сейчас. Спрос на продукцию, предназначенную для защиты информации, автоматизация производства и всеобщая компьютеризация предопределяют потребность в квалифицированных специалистах.  «В настоящее время рынок труда восстановился практически полностью. Потребность компаний в персонале сравнима с 2008 годом. Дальнейший рост будет обусловлен прогнозом МВФ по росту ВВП России на 3,5%. Таким образом, рост отраслей экономики отразится на появлении новых рабочих мест на рынке труда. Несмотря на то, что компании предпочитают сохранять экономный режим расходования бюджетов и экономическая ситуация сейчас не располагает к инвестициям, вступление России в ВТО приведет к росту конкуренции на российском рынке. Компаниям придется конкурировать между собой, в том числе за квалифицированный персонал, перекупать сотрудников и ценные кадры, способные вывести их бизнес на новый уровень. В некоторых отраслях будут открываться новые рабочие места — например, в индустриальном секторе. Бизнес в данной экономической ситуации не делает долгосрочных вложений в любые активы, в том числе в персонал. Поэтому повышение зарплат в 2012 г. будет находиться в пределах инфляционных показателей — не более 8%. Но для ключевых сотрудников повышение может быть более существенным. Несмотря на то, что 44% работающих кандидатов постоянно мониторят предложения рынка, многие из них не готовы на смену места работы. Опасения относительно нестабильности ситуации в будущем году, вероятно, будут сохраняться и усиливаться. Уже сейчас квалифицированные специалисты зачастую отказываются от хороших предложений в пользу текущего работодателя, мотивируя это тем, что в кризис сокращению в первую очередь подвергаются новички. В следующем году подвижность рынка труда может замедлиться из-за разговоров о грядущем кризисе и нестабильности. При этом для определенных категорий специалистов предложений на рынке труда будет достаточно, и никакие изменения их не коснутся. Это, прежде всего, наиболее дефицитные инженерно-технические специальности, специалисты и менеджеры по продажам, специалисты в области информационных технологий. В свете сложной демографической ситуации в ближайшие годы сохранится устойчивый дефицит квалифицированных специалистов».

Информация о работе Занятость и безработица в России: характеристика и динамика