Занятость и безработица в России: характеристика и динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
-Исследование занятости и безработицы в России.
-Изучить основы понятия занятости и безработицы.
-Выявить причины возникновения безработицы.
-Рассмотреть динамику занятости и безработицы.
-Рассмотреть возможные меры по борьбе безработицей.

Содержание

Введение. 2
1.Понятие занятости и безработицы. 3
1.1.Понятие занятость. 3-4
1.2.Понятие безработица. 4-5
1.3.Коньюнктурная безработица. Закон Оукена. 5-8
2.Причины вызывающие безработицу. 8
2.1.Причины безработицы. 8 -11
2.2.Виды безработицы. 11-13
3.Динамика занятости и безработицы в России.
3.1 Занятость и безработица в Российской Федерации; 13-16
3.2.Занятость и безработица в Российской Федерации по округам 16-18
4.Последствия безработицы. 18-20
4.1 Социальные и экономические последствия безработицы. 20
5.Ситуация на рынке труда в России 20
5.1.Статистика рынка труда. 21-22
6.Государственная политика борьбы с безработицей в России.22
6.1.Борьба с безработицей. 22
6.2.Активная политика на Рынке труда. 22.
6.4.Методы борьбы с различными типами безработицы . 23-24
6.5.Статистика. 25
Вывод. 25
литература 26

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 209.57 Кб (Скачать файл)

6.Государственная политика  борьбы с безработицей.

6.1Борьба с безработицей.

Борьба с безработицей- комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны. Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что только факторно -ориентированная политика воздействия на рынок труда может принести результаты. Сокращение  безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы. Описанные ниже меры рассматриваются применительно к рыночной экономике, но некоторые могут применяться в рамках командной экономики или только в ней, о чём будет особо отмечено.

6.2. Активная полита на рынке труда.

Помощь молодым специалистам в интеграции на рынок труда. На рынке  труда  молодёжь часто оказывается в невыгодном положении по сравнению с более опытными старшими работниками.

Улучшение обеспечения рынка  труда информацией о существующих вакансиях. Безусловно, если безработный  не владеет этой информацией, он не сможет устроиться на работу. Для решения  этой проблемы создаются биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации. Не менее важны систематические исследования рынка труда. Они должны проводиться по нескольким направлениям:

  1. исследование структуры занятости на полном рынке труда государственных субъектов;
  2. исследования проблем регистрируемой безработицы;
  3. исследования по проблеме взаимодействия с работодателями;
  4. исследования по проблемам занятости отдельных категорий населения;
  5. исследования по проблемам организации работы службы занятости и ее отдельных направлений;

Кроме того, проводятся различные  ярмарки вакансий, дни открытых дверей и тому подобное.

Устранение препятствий мобильности рабочей силы. Важна как географическая мобильность, то есть миграция рабочей силы, так и межпрофессиональная мобильность.

Снижение пенсионного возраста. Это позволяет освободить некоторую  часть рабочих мест, но создаёт  дополнительную нагрузку на систему пенсионного обеспечения.

 Судебное преследование безработных  с целью побудить их к поиску  работы (так называемые статьи  «За тунеядство»). Этот метод распространён в государствах с плановой экономикой. В СССР лица, не работавшие более четырех месяцев подряд, подлежали уголовной ответственности. Объяснялась такая мера тем, что каждый гражданин СССР был обязан заниматься общественно полезным трудом. Исключение делалось лишь для нетрудоспособных граждан и для домохозяек, имеющих детей. Кампания борьбы с тунеядством особых результатов не дала. Статья просуществовала 30 лет и была отменена 19 апреля 1991 года законом «О занятости населения», легализовавшим безработицу.

6.3.Пассивная политика  на рынке труда с безработицей.

Пассивная политика на рынке труда с безработицей направлена на формирование определённого отношения к безработице в обществе, и сглаживание её негативных последствий. С точки зрения пассивной политики, Субсидирование занятости — это поддержка безработных, открывающих собственное дело и льготное кредитование. Помощь в оформлении досрочного выхода на пенсию, с частичным или полным сохранением её размера, в тех государствах, где такая возможность предусмотрена законодательством .

Пособия по безработице поддерживают тех, кто не имеет работы. Они позволяют безработным искать место работы, частично сохраняя прежний уровень жизни, поддерживают внутренний спрос и ослабляют социальное неравенство. Но увеличение количества безработных и продолжительности безработицы создают угрозы финансовому равновесию всей системы пособий. Сторонники политики дерегламентации считают, что повышение пособий по безработице способствует её увеличению, однако существует и противоположное мнение. Наблюдение за обязательностью выплаты установленного минимума заработной платы и пособий является необходимой мерой для снижения уровня безработицы. Политика пассивной занятости в отличие от активной включает много мер, не уменьшающих скрытую безработицу и ограниченных следующим:

— вопросами учёта и регистрации безработных в ее различных проявлениях;

— поиском рабочих мест для безработных, их трудоустройством;

— поиском соответствующих работников на вакантные рабочие места и  материальной поддержкой безработных.

6.4.Методы борьбы  с различными типами безработицы

Общие для всех типов безработицы меры;

  • создание новых рабочих мест
  • создание бирж труда и иных видов служб занятости.

Меры для борьбы с фрикционной  безработицей:

  • усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда;
  • создание специальных служб для этого.

Меры для борьбы со структурной  безработицей:

  • создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;
  • поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются.

С маргинальной безработицей:

  • социальная защита слабо-защищённых слоёв населения;
  • борьба с преступностью.

С технологической безработицей:

  • повышение квалификации работников;
  • сдерживание технологического прогресса и/или замедление темпов внедрения его результатов.

С циклической безработицей:

  • проведение стабилизационной политики:
  • создание дополнительных рабочих мест государством.

Приказ Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации. (Минздравсоцразвития России) от 30 января 2012 г. N 67н г. Москва ". Об утверждении формы соглашения между Федеральной службой по труду и занятости и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации,  о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации"

В Минздравсоцразвития подготовили изменения в закон «О занятости населения в РФ». Чиновники предлагают выплачивать единовременное денежное пособие безработным, переселяющимся для трудоустройства в другую местность. По мнению авторов, это позволит снизить продолжительность безработицы в трудоизбыточных регионах и обеспечить трудовыми ресурсами регионы, испытывающие в них наибольшую потребность.  На данный момент в России на учете в в органах занятости состоит более 20 тыс. человек, готовых перебраться в другой регион или район своего субъекта. Вместе с тем в некоторых регионах есть вакансии, долгое время не занимаемые. Центры занятости населения имеют в своем распоряжении данные о более чем 200 тыс. вакансий, не занимаемых в течение трех и более месяцев, поясняют в министерстве.  
Размер «подъемных» будет зависеть от региона, в который переедет россиянин. Финансовая поддержка распространяется только на граждан России, официально признанных нетрудоустроенными. Эксперты полагают, что компенсация затрат на переезд, жильё и единовременными «подъемными» проблему безработицы не решит. Необходимы места в социальной инфраструктуре для детей служащих, рабочее место для жены или мужа и т.д. Вместо этого специалисты предлагают рассмотреть вариант вахтовой работы, когда сотрудник приезжает на службу на три-шесть месяцев и имеет возможность периодически возвращаться домой. Аналогичные меры «добровольного переселения» недавно были озвучены как официальная стратегия развития Северо-Кавказского региона. В начале октября на сайте правительства Российской федерации была опубликована подписанная премьер -министром Владимиром Путиным «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года», в которой предполагаются меры по «предотвращению оттока и возвращению русского населения» в регион, а также помощь кавказским безработным в переезде на новые места.

6.5.Статистика

  • 5.4 миллиона человек — общая безработица в России
  • 1.6 миллиона безработных зарегистрировано в ценрахзанятости
  • 189 тысяч человек прошли переобучение в 2009 году
  • 95 тысяч человек нашли работу по программе поддержки малого бизнеса
  • Количество зарегистрированных безработных в среднем по России 6,9 %, в Москве 0,7 %

Есть мнение, что все эти меры не решают принципиально проблему безработицы  и даже мешают «излечению страны от кризиса». Мнение это таково:

  • Кадровые агентства не способствуют росту занятости, а только помогают компаниям найти нужного высококвалифицированного работника. Остальными безработными они не занимаются, так как не получают за это больших денег.
  • Поддерживая не конкурентно-способные предприятия, государство не позволило экономике «вылечиться» от кризиса. Это может привести к новому кризису в начале 2012 года.
  • Улучшилась ситуация для высокооплачиваемого персонала, но с рабочими и инженерными кадрами ситуация как была тяжёлой, так и осталась.

Вывод

Полная занятость не предполагает, что 100% рабочей силы занято в производстве. Она имеет место, когда в стране безработица находится на естественном уровне. В условиях рыночной экономики  безработица – постоянное явление  развитых странах.  Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Так же можно сделать вывод, что из основных задач службы занятости населения является оказание незанятым лицам помощи в начале , или возобновление трудовой деятельности ,т.е. подыскание им подходящей работы и содействие заключению трудовой договора между работником и нанимателем. Таким образом, в сфере обеспечения занятости населения складывается отношения, прямо связанные с трудовыми. Они преследуют цель обеспечения незанятых граждан работой, а нанимателей необходимой рабочей силой, т.е. неправленых на возникновение трудовых правоотношений, этим и обусловлено их вхождение в сферу отношений регулируемых трудовым правом.

 

 

 Литература.

1.С.А.Марыганова.  С.А.Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное    пособие 2010.(Безработица. Взаимосвязь безработицы и инфляции.(стр.-108))

2.Л.С. Тарасевич. П.И.Гребенников. А.Н.Леусекий. Учебник «Макроэкономика». 6 издание 2006г.(стр193), (стр.216), (стр.202), (стр.207)

3.Л.А.Андреев. О. М.Медведев. Учебник «Правовое регулирование. Обеспечение занятости в России» (стр116)

4.Е.Г.Ефимова. М.Д..Заславская. и.др. «Макроэкономика» учебное пособие 2 часть.3-е издание. Москва 2006г.(стр. 25)

5. Матвеева Т.Ю. "Макроэкономика: Курс лекций для экономистов", 2001 год. http://www.ereport.ru/articles/macro/macro12.htm

6. Российская газета «Документы»   № 573116   марта 2012г «Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 30 января 2012 г. N 67н »

7Rabota.ru.http://orenburg.rabota.ru/research/statistika_rynka_truda/prognozy__2012.html(Прогнозы 2012. Статистика.Рынок труда.)

8 Борьба с безработицей — Википедия

9Вести.Ru: Россия в цифрах. Занятость и безработица.

http://www.vesti.ru/videos?vid=285080

10.Ежедневнаяобщественная газета  «Новые известия» (Экономика). Безработных  хотят переселять. № за 30 ноября 2010гhttp://www.newizv.ru/lenta/2010-11-30/137245-bezrabotnyh-hotjat-pereseljat.html

11. Федеральная служба государственной статистики. Занятость и безработица. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/wages/#

 

 

 

 

                               

 


Информация о работе Занятость и безработица в России: характеристика и динамика