Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 15:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение знаний как фактора производства и основного ресурса современной экономики.
5
Введение
На протяжении всей истории человечества знания были важным фактором его интеллектуального и экономического развития. Однако именно в последние годы знания становятся «пропуском в лидеры» для стран, регионов и организаций. Многие компании в поисках новых конкурентных преимуществ все чаще обращают свой взор на знания. Изменяются факторы развития экономики стран и регионов. Все большее значение среди них приобретают факторы инноваций и распространение новых знаний. Рынок знаний постепенно начинает играть главную роль, опережая в развитии рынок материальных товаров.
Знания в условиях современной экономики становятся фактором производства. От того, насколько развит рынок знаний, в значительной степени зависит эффективность всей национальной экономики.
Знания становятся основной движущей силой экономики и социального развития во всем мире. Вместе с глобализацией и усиленным стремительным распространением и перемещением знаний при помощи информационных и телекоммуникационных технологий это развитие оказывает сильное воздействие на все страны и регионы, государственные и корпоративные организации, на жизни и судьбы людей.
Экономика знаний основана на адаптации и принятии новых знаний, полученных в результате научных исследований и технологического развития, на инвестициях в образование и исследования, использовании наилучших методов и на открытости к социальным, экономическим и культурным инновациям. Промышленно развитым странам с дорогой инфраструктурой и рабочей силой экономика знаний предлагает конкурентные преимущества в высокотехнологичных производствах и высококвалифицированных сферах обслуживания. Для экономики, базирующейся на природных ресурсах, экономика знаний обеспечивает современные технологии для достижения устойчивого развития. Для развивающихся стран знания способствуют
ускоренному процессу, использованию современных технологий и интеграции в мировое экономическое сообщество, создавая привлекательные условия для зарубежных инвесторов.
Целью курсовой работы является рассмотрение знаний как фактора производства и основного ресурса современной экономики.
Исходя из указанной цели, можно выделить основные задачи, поставленные в курсовой работе:
- изучить теоретические аспекты знания как фактора
производства;
- рассмотреть рынок знаний;
- проанализировать тенденции и перспективы управления знаниями;
- выявить препятствия на пути приобретения и использования знаний.
Последнее время в научной и политической жизни России стали актуальными слова: инновации, интеллектуальный капитал, информационные технологии, знания. Д.А. Медведев в статье «Россия, вперед!» утверждает, что «в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности».
Экономика знаний – способ производства материальных благ, при котором знания играют решающую роль, а производство знаний является источником экономического роста. Знания, в свою очередь, ценнейший ресурс, который никогда не изнашивается, а, наоборот, при постоянном использовании развивается и становится более ценным.
Один из авторов американской конституции, третий президент США Томас Джефферсон как-то заметил: «Кто воспринял от меня идею, пользуется ею, не обедняя меня, как получивший свет от моей лампы не погружает меня во тьму».
1 Теоретические аспекты знания как фактора производства
1.1 Знания как экономический ресурс
В настоящее время согласно данным международных аналитических
исследований знания необходимы как для развитых, так и для развивающихся стран. Последним это дает шанс преодолеть болезненные этапы в своем развитии ввиду нехватки финансового капитала, активизировать традиционные виды деятельности, наполняя их новым содержанием и возможностями.
Знания - это совокупность сведений в различных областях. Например, есть житейские знания («знание жизни»), профессиональные знания работников, технологические знания фирмы и т.д.
На протяжении всей истории развития общества основу образования составляли знания о природе, знания о человеке и знания об обществе. Сократ полагал, что единственная функция знания – это самопознание, т.е. интеллектуальный. Нравственный и духовный рост человека. Философ Протагор утверждал, что цель знания – сделать деятельность человека более успешной и эффективной.
Хозяйственная жизнь требует самых разнообразных знаний. Их набор, уровень, новизна отличается по категориям работников, предприятиям, отраслям и секторам хозяйственной деятельности. Набор знаний, необходимый инженеру предприятия по выпуску автомобилей, совсем другой, чем у финансового директора этого предприятия. Профессиональные знания подчиненных этого инженера обычно меньше, проще и старее, чем у инженера. Наконец, технологические знания данной фирмы и ее работников сосредоточены на производстве автомобилей, а технологические знания соседней фирмы относятся к другой отрасти – страхованию.
Знания для ведения хозяйственной деятельности обретаются разными способами: через приобретение опыта, получение образования, покупку технологических знаний в виде лицензий, патентов.
Лицензия – разрешение на право осуществления той или иной хозяйственной деятельности; на использование защищенных патентами изобретений, технологий, технической и коммерческой информации; на ввоз-вывоз товаров, художественных ценностей и пр. Лицензия выдается на определенный срок (не менее 3 лет) или бессрочно.
Патент – это: 1) документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительное право на изобретение; 2) документ на право заниматься определенной деятельностью – торговлей, промыслом, предпринимательской деятельностью. Действует в течение установленного срока (обычно 15-20 лет) и только на территории той страны, где был выдан.
Но главным источником знаний для хозяйственной жизни является наука. Именно научные достижения и составляют основу тех знаний, которые работники получают во время своей учебы и работы, а фирмы – в ходе приобретения новых технологий.
Основы изучения знаний как экономического явления были заложены и развиты в 1960-е годы в работах, среди которых наиболее заметны публикации Д. Стиглера «Экономика информации», Ф. Махлупа и К. Эрроу. Данное направление экономических исследований сосредоточилось в первую очередь на анализе факторов, влияющих на цену информации (знаний), и определило роль знаний как фактора производства. Были рассмотрены различные ситуации неопределенности, ассиметричности информации, морального риска и т.п.
Информация обладает рядом свойств, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, что дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т.д.) при анализе информационного производства.
В условиях информационного общества знания по своей значимости и весу превосходят материальную продукцию, энергию, услуги. Самовозрастание информации играет в информационном обществе ту же роль, что и самовозрастание капитала – в индустриальном.
Знания проходят этапы трансформации: создание, хранение, передача, использование.
Создание – это поиск, обобщение, фиксация, осмысленное представление в новом виде знаний.
Сохранение – преобразование, кодировка, накопление и представление знаний на информационном носителе, внедрение в информационные базы.
Передача знаний – это процесс переноса знаний между информационными базами, техническими средствами, людьми. Реализуется передача знаний в виде технической операции обучения персонала.
Использование знаний предполагает вовлечение в процесс выработки решений, дальнейшее наращивание.
М. Портер и С. Штерн (2000г.) [7, стр.249] обосновывают измерение знаний количеством патентов, различая национальные патенты и патенты, купленные США. Последние считаются знаниями для мира, а первые – знаниями для данной страны. Заслуживают внимания выводы, подтвержденные результатами этой работы. Первый: скорость (годовой поток патентов) пропорционален накопленным патентам в данной стране за весь период. Второй: прослеживается отрицательная зависимость между международным объемом накопленных знаний и национальной продуктивностью исследований и разработок. Иначе говоря, мировые знания создают барьер для национальных разработок. Это новый момент, поскольку во многих работах доказывалось, что знания переходят границы и позитивно влияют на других, особенно с общим языком или общими границами. По – видимому, данная зависимость относится не ко всем вообще, а к неосвоенным знаниям, накопленным в других странах. Третья: наблюдается малый, но позитивный эффект влияния потока знаний (патентов) на общую продуктивность факторов производства.
В исследованиях В. Келлера (2002 г.) привлекает внимание следующее. Во – первых, высокие технологии, затраты на создание которых сконцентрированы в пяти ведущих странах (США, Великобритания, Япония, Германия, Франция), распространяются на другие страны обратно пропорционально (физическому) расстоянию (с корректировкой на межконтинентальность). Во – вторых, скорость и величина диффузии технологий возрастает со временем.
Более информированный человек – это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем числе коммуникаций. Люди действуют, использую информацию. В некотором смысле информация – это коммуникации, побуждающие к действию. При таком отношении к информации становится понятным, почему главным феноменом нашей эпохи стал интернет, а не гигантские электронные банки данных или искусственный интеллект. В интернете сегодня не создается никакого знания, но зато сеть многократно увеличивает возможности осуществления коммуникаций.
1.2 Классификация знаний как экономического актива
О разнице между знаниями и информацией К. Вииг [5,стр.52], автор термина» управление знаниями», пишет так: «Знания состоят из истин и представлений, точек зрения и концепций, суждений и предположений, методологий и ноу – хау . Мы накапливаем знания, организуем их, интегрируем и храним в течении долгого времени для того, чтобы применить их к конкретным ситуациям или проблемам. Информация состоит из фактов и данных, описывающих отдельную ситуацию или проблему. Мы последовательно применяем знания для интерпретации имеющейся информации по отдельной ситуации и для принятия решения о том, как к ней подходить». К. Вииг предложил разделить знания на четыре концептуальных уровня: 1) знания о цели, или идеалистические знания; 2) систематические знания; 3) практические знания; 4) автоматические знания.
Знания о цели, или идеалистические знания, – это мировоззрение, цели, система понятий. Частично эти знания являются явными, однако большую их часть мы не представляем и пользуемся ими подсознательно. С их помощью мы определяем свои возможности, чтобы поставить цели и сформулировать ценности.
Систематические знания – это знания систем, схем и методов. Мы используем их для глубокого анализа причин, формулирования новых подходов и принятия альтернативных решений.
Практические знания – это умение принять решение. Мы используем их для выполнения ежедневной работы и принятия решений.
Автоматические знания – это те знания, к которым мы привыкли и которые применяются в случаях, когда не прибегают к логическим рассуждениям.
Знания могут быть формализованными и неформализованными (явными и неявными).
Формализованное (явное, передаваемое) знание – это знание, которое может быть кодифицировано и передано средствами формального, систематического языка от одного лица другому. К этому типу могут быть отнесены знания, содержащиеся в докладах, отчетах и др. Это, как правило, около 20% знаний компании. Остальная часть (80%) включает опыт, интуицию, умения, впечатления, мнения, отношения и др. и относится к неявным знаниям организации.
Формализованные знания имеют определенные преимущества перед неформализованными. Точное знание может быть выражен в форме текста, образа, графика, таблицы и системы, поэтому его можно интерпретировать и применить. Кроме того, формализованное знание может легко храниться и распространяться на бумаге или электронном носителе через репозитарии (средства перемещения) знаний. И, наконец, формализованными знаниями в виде символов можно манипулировать, создавая новые знания в форме умозаключений и утверждений.
Неформализованное (неявное, неотделяемое) знание приобретается на практике и только частично может передаваться от одного лица другому, ведь люди имеют разные способности к приобретению неявных знаний. Неформализованное знание рассматривается в качестве наиболее важного компонента мотивов человеческого поведения. К неявным знаниям организации могут быть также отнесены уникальные бизнес – процессы, включающие сочетание организационной структуры предприятия, культуры, системы стимулирования и непосредственно процесса производства.
Неформализованное знание должно быть переведено в область формализованного как можно быстрее, иначе оно может быть утрачено, как это происходит со многими хорошими идеями, которые забываются, если их не записать. Источники неформализованных знаний – это сотрудники фирмы, клиенты, поставщики, контролеры, исполнительная власть, представители науки и промышленности. Неформализованные источники включают коммуникационные системы, такие как устная передача знаний, наблюдения за поведение лидеров и сотрудников, принятая в организации система мотивации и вознаграждений. Основные виды знаний (Таблица 1) с позиции их носителей.