Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 15:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение знаний как фактора производства и основного ресурса современной экономики.
Таблица 1 – Явные и неявные знания с позиции их носителей
Виды знаний | Явные | Неявные |
Индивидуальные | Знания отдельных людей, которые могут быть записаны и переданы в виде документов | Умения отдельных людей, их компетенция, их нормы и верования, существующие вместе со своим носителем |
Групповые | Знания групп людей, которые можно кодифицировать (нормы взаимодействия, процедуры) | Знания групп людей, которые невозможно кодифицировать и передать в виде документа |
Широко распространен подход к трактовке знаний на основе последующих действий (Таблица 2). В основе этого подхода лежит представление о том, что знания нельзя отделить от деятельности и что знание того, «что, кто, как, когда, где и почему будет совершаться действие», является важнейшим ресурсов фирмы.
Таблица 2 – Квалификация знаний на основе последующих действий
Типы знаний | Характеристика типов знаний |
Знание «что» | Основной смысл знания. Представляет общепринятые «факты», а также опыт и доступ к обучению. Например, квалифицированный рабочий инстинктивно знает, что причиной поломки является определенный узел. Профессионалы могут мгновенно оценить ситуацию намного быстрее, чем множество вариантов анализа, основанных на использовании информационных технологий. |
Знание «как» | Это знание того, как производить действия. Частично это знание проявляется в организационных процедурах, но на практике оно большей частью имеет неявный характер и находиться в головах людей. Новые методы модернизации процессов рождаются из практики быстрее, чем находят сое отражение в инструкциях и процедурах. Овладение знанием «как» зависит от навыков и опыта, на развитие и совершенствование которых требуется время |
Знание «кто» | Как и другие категории, эти знания основываются в определенной степени на суждении и способности оценить навыки и сильные стороны другого человека. Пример – специалисты, связанные в единую сеть в организации, являются естественным источником такой информации. Они могут не знать, как решить вашу проблему, но знают, кто может ее решить. |
Знание «когда» | Чувство времени. Например, квалифицированные брокеры обладают чутьем покупать, когда все продают. Некоторые компании превратили в преимущество свое умение определить точное время поглощения или выхода на рынок |
Знание «где» | Знание, где лучше всего совершать действия. Движущие силы изменений усиливают свое воздействие или достигают критической массы в определенных местах, где концентрируются люди с определенной квалификацией |
Знание «почему» | Предполагает более широкие контекст и видение, чем предыдущие типы знания. Такое знание позволяет людям приступать к решению неструктурированных проблем самыми подходящими способами. Например, удовлетворение потребностей клиента приемлемым для организации способом, а не беспрекословное следование процедуре |
1.3 Рынок знаний: понятие, участники, формы
Знания в условиях современной экономики становятся фактором производства. От того, насколько развит рынок знаний, в значительной степени зависит эффективность всей национальной экономики.
В традиционном понимании рынок – это абстрактное или реальное пространство, в котором происходит купля – продажа товаров и услуг, а также способ взаимодействия покупателей и продавцов. Кроме того, под рынком понимают совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара или услуги выступают в контакт друг с другом целью осуществления покупки или продажи. По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, средств производства, недвижимости, потребительских товаров, услуг, капитала, валюты, рабочей силы и многие другие. Среди них можно выделить рынки знаний, неуклонно расширяющие свои размеры и оказывающие все большее влияние на социально–экономические процессы и на результат всеобщего производства в целом.
В современном понимании знание – проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение в мышлении человека. Как продукт деятельности они возникают не только в недрах исследовательских подразделений или в рамках тех или иных специальных учреждений, в том числе научно – исследовательских институтов лабораторий. Знаниями являются также подходы, идеи по поводу того, как организовать производство, какой сделать продукт, каким образом организовать его продажу и пр. Знания такого рода возникают в результате практики людей в рамках той или иной организации.
Знания наряду с другими благами могут быть предметов купли – продажи. Они продаются и покупаются как самостоятельно, так и будучи присоединенными к материальному продукту или услуге.
В современной экономике стираются грани между продуктом и услугой, а также между услугой и передачей знания, так что подчас трудно точно определить где продукт, а где услуга. Например, известна дискуссия по поводу того. Что продает фирма Microsoft – продукт или услугу? На вопросы, подобные этому, ответить невозможно. Именно поэтому уже с 1993 г. в ежегодных рейтингах наиболее крупных компаний журнал Fortune перестал различать фирмы – производители услуг и фирмы - производители продуктов. То же происходит и со знаниями. Они перестают быть относительно самостоятельным объектом экономического управления, который традиционно ограничивался в основном сферой НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) . В современных условиях знания проникают во все сферы и стадии экономического процесса, и их сложно отделить от продукта или услуги.
Компонент знаний присутствует в различных товарах. То, что знания трудно отделить от носителя, оказывает влияние на формирование рынка знаний. Многие виды рынка знаний неотделимы от рынков их носителей.Так, например, вместе с реактивным истребителем продаются знания, которые были использованы при его создании. Часто акт купли – продажи знаний неотделим от купли продажи той или иной услуги. Это касается в первую очередь образовательных, информационных и консалтинговых услуг: по существу, рынок консалтинговых услуг представляет собой рынок профессиональных умений и знаний. Таким образом, рынки знаний сливаются с рынками товаров и услуг.
Рынки знаний также неотделимы от рынка рабочей силы. Высококвалифицированный специалист (это может быть опытный менеджер, известный хирург или специалист по инвестированию), предлагая свои услуги на рынке труда, фактически предлагает свои знания в той или иной области. В некоторых видах деятельности знания, которыми обладает специалист, становятся ключевым фактором производства и основой конкурентоспособности того или иного предприятия. Примерами могут служить энолог винодельческого хозяйства, шеф – повар ресторана, главный конструктор наукоемкого предприятия и др. Работодатель, нанимающий квалифицированного специалиста, фактически покупает и его знания. Вернее, знания в этом случае не продаются, а сдаются в своеобразную аренду. Действительно, в случае увольнения квалифицированный специалист вместе с собой уносит собственные знания. Таким образом, рынки товаров и услуг инкорпорируют рынки знаний точно так же, как сами продукты и услуги инкорпорируют знания. Поэтому рынки традиционных продуктов и услуг являются в определенной степени рынками знаний.
В связи с тем, что трудно, а часто и невозможно отделить знания от продукта или услуги, границы рынков знаний размыты и нечетки, они носят относительный характер. Рынки знаний существуют не только как обособленное целое, но и как часть традиционных рынков товаров и услуг (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Взаимосвязь рынков товаров, услуг и знаний
Одна из особенностей рынка знаний заключается в том, что в ряде случаев покупатель участвует в создании знания. В частности, для того чтобы передать сложные и комплексные знания по поводу составления стратегического плана развития корпорации, приглашаются консультанты. Роль консультантов не ограничивается передачей знаний относительно того, что такое стратегический план и как его следует составлять. Они, работая вместе с заказчиком, создают новое знание, которое воплощается в том документе, который они формируют совместно,- стратегический план развития корпорации. Таким образом, на рынке знаний в данном случае осуществляется совместная деятельность, в рамках которой одновременно происходят и передача накопленных знаний, и производство нового знания.
В этом контексте важно отметить еще одну особенность рынка знаний. Для того чтобы приобрести те или иные знания, потенциальный покупатель должен обладать изначально необходимым уровнем контекстуальных знаний. Ценность тех или иных знаний зависит от изначальной подготовки реципиента. То, что для одних представляет ценность, для других может оказаться бессмысленным. Без соответствующего контекста многие виды современных знаний не могут быть переданы в принципе. В связи с этим перенос тех или иных технологий требует соответствующей подготовки у тех коллективов, которые стремятся стать реципиентом той или иной технологии.
Участниками рынка знаний становятся также работники и подразделения корпораций, так как во многих корпорациях возникает внутрикорпоративный рынок знаний. Внутрикорпоративный рынок знаний изменяет роль менеджмента в компаниях. Он не является в чистом виде рынком, но на нем происходят трансакции, в которых принимают участие знания, которые иногда обмениваются на деньги либо на другие блага.
На рынке знаний формируются специфические посредники, которые имеют дело не только с присоединенным к своему носителю знанием, но и непосредственно со знанием. В частности, учреждения образования, патентные бюро, хранилища информации и пр. выступают преимущественно как посредники между производителями знаний (институтами и инновационными фирмами) и потребителями (домашними хозяйствами, фирмами, государственными учреждениями).
Специфическими посредниками на рынке знаний в ведущих странах мира в последние годы стали инновационные центры. Их основная функция состоит в том, чтобы поддерживать и ускорять обмен знаниями и информацией между коммерческими фирмами, исследовательскими центрами и другими экономическими субъектами. Важнейшей их функцией является обмен знаниями и технологиями между научно–исследовательскими и производственными предприятиями.
На рынке знаний достаточно ярко проявляются многие дефекты рынка, в том числе общественные блага, внешние эффекты, ассиметричная информация и монополизм.
Многие виды знаний являются общественным благом. Будучи однажды созданными, они доступны всем. Знания – это информационное благо, которое не исчезает после того, как были использованы кем – либо.