Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 15:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение знаний как фактора производства и основного ресурса современной экономики.
2.2 Правовые основы управления знаниями
Право занимает особое место в жизни любого общества и государства.
Оно регулирует общественные отношения, способствуя устойчивости и динамизму социально- экономических и политических институтов, стоит на страже законных интересов граждан. Предметом правового регулирования являются действия, порождающие материальные, интеллектуальные и духовные ценности. К таковым относится и знание, накопление и использование которого предполагает применение правовых средств.
Прямое или косвенное правовое воздействие на процесс выработки и использования знаний происходит на основе:
a) охвата основных стадий этого процесса;
b) отражения принципов равной доступности и гарантированности знаний
для всех граждан и юридических лиц;
c) создания благоприятных правовых условий и режимов, гарантий
получения знаний;
d) стимулирования участников данного процесса;
e) охрана прав на полученные и приобретенные знания путем формальных
средств их легализации и их публичного признания и поддержки.
Естественно, отличаются своей спецификой содержание и методы
управления в данной сфере. Управление является комплексным и опирается на регуляторы ряда отраслей права – конституционного, административного, гражданского, трудового, уголовного и др. Причем преобладают методы не жесткого, а мягкого воздействия, а именно: правовое целеполагание, признание уровней знаний и способов их достижения, стимулирование и гарантии реализации прав граждан и юридических лиц. Снижают правовой эффект юридические пробелы и коллизии, «разрывы» элементов правовой цепи.
Правовая цепь очень длинна, и в силу общей значимости знаний важным
средством правового регулирования являются международные правовые акты – договоры, соглашения, конвенции, хартии и т.п. Одобренные в соответствии с п. 4 ст.15 Конституции РФ, они определяют общие и согласованные ценности, принципы и стандарты деятельности в разных сферах национальных государств. Причем влияние международных правовых норм разнообразно, что дает государству возможность выбора собственных форм правового регулирования.
Наша страна всемерно использует международные правовые нормы для
создания оптимальных правовых режимов получения и использования знаний. В Конституции РФ закреплены права граждан на доступ к культурным ценностям (ст.44), на образование (ст.43), гарантии и свободы научного творчества (ст.44). Общие вопросы науки, ровно, как и иных социальных сфер, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст.72). Вопросы собственности, в том числе интеллектуальной, находятся в исключительной компетенции Федерации. Эти нормы служат фундаментом правового регулирования всего процесса получения и использования знаний.
В соответствии с конституционными нормами развивается
законодательство в интересующей нас сфере. Оно состоит из комплекса федеральных законов и законов субъектов РФ. В этом комплексе можно выделить, прежде всего, группы отраслевых законов в сфере науки, образования и культуры. Но раздельные характеристики мало о чем скажут, поскольку не менее важно обнаружить и поддержать их системные отношения. Стратегическая цель управления знаниями служит объединяющим ориентиром для соотношения законодательных норм в этих сферах, их связей, взаимопереходов. Ведь культурный и образовательный уровни служат как основой, так и следствием собственного научного блока.
Нормативно – регулирующие функции являются преобладающими в
управлении знаниями. Их содержанию, а также методам управления надо уделять пристальное внимание. Естественно, в этой области осуществляются и другие функции – легализующие, контрольные, распорядительные. К сожалению, на практике еще немало правовых норм, консервирующих устаревшие знания и не побуждающих граждан и организации к обновлению идей, разработок, техники и технологий. Поощрение людей нужно связывать с налоговыми и иными льготами, а главное – с общими благоприятными последствиями прогресса.
Вполне естественно, что реальные изменения в образовательной и научной деятельности определяются уровнем подготовки кадров и стимулами, побуждающими их к труду. Решению этой задачи способствует концепция Федеральной целевой программы «Научные и научно – педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г.
Существенна роль организаций, предприятий и учреждений, непосредственно создающих знания. Из объектов управления они превращаются в субъектов управления, а статусы этих организаций устанавливаются как в законах и типовых положениях, так и в уставах. Их ориентация на достижение высоких конечных результатов на основе целевого бюджетирования означает повышение квалификации сотрудников, создание стимулов выработки новых идей, решений и разработок, гибкого использования ресурсов.
Применительно к субъектам управления следует акцентировать внимание на определении статусов органов государственной власти. Это – законодательные и исполнительные органы Российской Федерации и органы субъектов РФ. Их правовое положение устанавливается в статутных законах и положениях, в тематических законах и иных правовых актах.
Таким образом, управление знаниями в широком смысле предполагает эффективное комплексное правовое обеспечение, которое призвано признавать, поддерживать доступ к культуре и образования, стимулировать положение и охранять знания как высокий результат интеллектуальной и иной деятельности.
2.3 Препятствия на пути приобретения и использования знаний
Реальные шансы на успешное создание и внедрение новых знаний и прорывных разработок появляются тогда, когда имеются действительные механизмы, стимулирующие общую инновационную активность. При этом необходимо преодолевать влияния различных институциональных, инфраструктурных и прочих барьеров, препятствующих эффективному инновационному развитию. Ориентировочный перечень таких барьеров, в какой – то мере обобщающий возможные препятствия на пути приобретения новых знаний, приводится в таблице 4.
Таблица 4 – Препятствия на пути приобретения и использования знаний
Люди | Управление | Структура | Знания |
Инерция по отношению к изменениям Слишком заняты – нет времени учиться Отсутствие ответственности за действия и решения Отсутствие мотивации Постоянная реорганизация штатов Передача знаний новым людям Трудности восприятия старыми кадрами новых идей
| Страх перед изменениями Трудности отказа от привычных дел Нежелание отказываться от традиционного стиля управления Непредвиденные реакции исполнителей Продолжительное освоение новых подходов и методов | Негибкие организационные структуры компании Фрагментарная организация деятельности Функциональные просчеты и провалы Неудачи в модернизации старых структур | Трудности в поиске знаний Категорирование знаний Вознаграждение за поиск знаний Понимание сущности управления знаниями Распределение ресурсов между творческими группами Создание возможностей повсеместной доступности знаний |
В настоящее время менеджмент, преодолевая препятствия, содействует порождению знаний и созданию новых ценностей. Система управления знаниями воздействует на формирование компетентности организации – совокупности знаний, умений, навыков и накопленного опыта.
В условиях рыночной экономики главной целью овладения знаниями становится достижение компанией конкурентных преимуществ. Именно этому подчинена оценка ее активов, инвентаризация внутренних и внешних источников информации, данных и знаний, которыми владеют люди и которые содержатся в процессах и инфраструктуре. Каждая компания находит собственный путь аккумулирования знаний, исходя из своих активов и стратегических целей.
Однако выработаны некоторые общие принципы, которые целесообразно использовать во всех возможных случаях. Речь идет о выявлении полезности знаний, их определенности, вознаграждений за знания, создании системы уже выявленных знаний, обеспечении их новизны. Все это должно стать предметом предварительного проектирования систем управления знаниями.
Главное – способность фирм воспринимать нововведения как конкурентное преимущество. Формирование и развитие такой способности – цель и назначение управления знаниями. Разумеется, при этом можно управлять только процессами и системами, посредством которых происходит возникновение знаний, их распространение и применение.
Заключение
Знания выступают как продукт деятельности, как предмет конечного потребления, производственный ресурс и как средство трансакции.
Традиционно под знаниями понимают то, что знает конкретный человек. В экономике, основанной на знаниях, под термином «знания» понимается не только массив информации, которым обладают конкретные люди, но и часть продукта или услуги.
Процесс получения новых знаний в настоящее время невозможен без использования мировых информационных ресурсов, представленных в традиционном печатном и электронном виде. Основными источниками формирования знаний являются библиотечные фонды, периодические издания, электронные библиотеки, профессиональные базы данных, Интернет – ресурсы, мировая и отечественная патентная информация.
Для успешного осуществления инноваций и обеспечения их новизны необходимым, но не достаточным условием является знание того, что достигнуто мировым сообществом в конкретной специализированной области.
На сегодняшний день одним из крупнейших российских ресурсов знаний по праву считается государственная система научно – технической информации (ГСНТИ).
В современном понимании знания – проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение в мышлении человека.
Рынок знаний существует не только как обособленное целое, но и как часть традиционных рынков товаров и услуг.
Формы, в которых существует рынок знаний, постоянно претерпевают изменения и трансформации.
Управление знаниями – это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации, знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять. Это процесс в ходе которого организация генерирует знания, накапливает их и использует в интересах получения конкурентных преимуществ. Ключевой момент в управлении знаниями – создание связей между людьми, знающими необходимые рецепты и обладающими необходимыми компетенциями и опытом.
Существенным для управления знаниями является их разделение на явные и неявные, так как для того, чтобы управлять этими видами знаний в организации, требуются различные методы. Для управления явными знаниями – информационные системы, обучение, системы обмена информацией и пр., для управления неявными знаниями – система наставничества, корпоративная культура, создание и поддержка специальных рутин, сообществ профессионалов.
Управление знаниями как целенаправленная деятельность, ориентированная на инновационное развитие, вызвано к жизни динамическими переменами в технологии, потребительском спросе и в конкурентной рыночной среде.
Реальные шансы на успешное создание и внедрение новых знаний и прорывных разработок появляются тогда, когда имеются действенные механизмы, стимулирующие общую инновационную активность.
Список использованных источников
1. Конституция РФ
2. Диалектика материального и духовного производства в экономике знаний / Под. общ. ред. акад. РАН А.И.Татаркина, д.э.н. В.И. Ефименкова. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. – Шадринск: Изд – во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008. – 295 с.