Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 15:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение знаний как фактора производства и основного ресурса современной экономики.
2 Управление знаниями: тенденции и перспективы
2.1 Цели, задачи и функции управления знаниями
Управление знаниями в организации – это систематический процесс идентификации, использования и передачи информации, знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять. Это процесс, в ходе которого организация генерирует знания, накапливает их и использует в интересах получения конкретных преимуществ.
Управление знаниями включает в себя следующие компоненты:
- Стимулирование прироста знаний.
- Отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних по отношению
к данной организации источников.
- Сохранение, классификация, трансформация, обеспечение доступности
знаний.
- Распространение и обмен знаний, в том числе в рамках организации.
- Использование знаний в деловых процессах, в том числе в процессе
принятия решений.
- Воплощение знаний в продуктах, услугах, документах, базах данных и
программном обеспечении.
- Оценка знаний, измерение и использование нематериальных активов
организации.
- Защита знаний.
Управление знаниями – это комбинация отдельных аспектов управления
персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента, а также использования новых информационных технологий в управлении организациями.
Управление знаниями – это не автономная, не самостоятельная активность, а неотъемлемая часть менеджмента любой организации.
Такое управление – это модель, которая объединяет действия, связанные с формированием знаний, их кодификацией, распространением и использованием, а также с развитием инноваций и обучением. Управление знаниями можно определить, как искусство создавать стоимость из нематериальных активов организации, как целенаправленный процесс конвертации знаний в стоимость.
Главная цель управления знаниями – это создание новых и более мощных конкурентных преимуществ.
Управление знаниями обеспечивает интегрированный подход к использованию новых управленческих, маркетинговых и информационных технологий, стимулирует инновационную активность и творчество людей. Процесс управления знаниями воздействует на кругооборот знаний в организации (Рисунок 2): знания генерируются или поступают извне, затем сортируются, кодифицируются. В кодифицированной форме они могут храниться. В любой организации целесообразно также осуществлять охрану знаний. В дальнейшем происходит использование знаний, а потом осуществляется обратная связь, устанавливаются новые потребности в новых знаниях. После этого весть цикл повторяется, независимо от специфики организации.
Рисунок 2 – Кругооборот знаний в организации
Управление знаниями – это работа с каждым видом интеллектуального
капитала и в тоже время со всеми его видами, обеспечивающая необходимую комбинацию человеческого, организационного и потребительского капитала. Система управления знаниями в организации не даст эффекта, если корпоративная культура не поощряет сотрудников к обмену идеями и опытом. Процесс внедрения системы управления знаниями предполагает изменение организационной культуры организации. Корпоративные лидеры должны показать, что открыты для общения с сотрудниками, и ввести в организации систему вознаграждения за передачу знаний.
Точно так же, как управление – это одновременно и деятельность людей, и наука, изучающая эту деятельность, управление знаниями – это и непосредственно деятельность людей, и наука, изучающая эту деятельность. Управление знаниями – многогранная и многоаспектная деятельность, которая может рассматриваться с точки зрения экономики, психологии, социологии, а также бизнеса, образования и информационных технологий.
Сегодня открылись новые возможности в связи с развитием информационных технологий, созданием баз данных, появлением Интернета и Интранета. В то же время управление знаниями не тождественно применению новых информационных технологий в управлении. Важнейшей частью управления знаниями выступают технологии распространения, адаптации, конвертации и использования неявных знаний, которые тесно переплетены с эмоциями, принципами, приверженностью и др.
Одна из основных опасностей при реализации того или иного проекта в рамках управления знаниями – излишне технократический подход. Главное – не расширять информационную базу, а делать ее всеобщей, культивировать свободный доступ к ней и командный подход к работе над общими знаниями. Часто компании терпят поражение в сфере управления знаниями, безуспешно пытаясь осуществить тот или иной проект, в силу того, что не разделяли понятия «информация» и «знания». Управление знаниями не тождественно информационному менеджменту, так как в дополнение к организации информационных потоков менеджмент знаний фильтрует, синтезирует, суммирует информацию, развивает персонал с целью более эффективно использовать информацию и уже имеющиеся знания для создания добавленной стоимости.
Для успешного управления знаниями необходимы, во – первых, технологическая инфраструктура, позволяющая с помощью коммуникаций эффективно переносить и распространять знания; во – вторых, высокая организационная культура, способствующая переносу знаний от одного работника и подразделения к другим; в – третьих, непрерывное и квалифицированное обучение персонала;
Управление знаниями для каждой организации дает возможность:
- быстро отвечать на требования клиентов с помощью более
эффективных инновационных решений и препятствовать тому, чтобы клиенты искали эти решения у конкурентов;
- быстрее воплощать инновации в продукты с тем, чтобы поставить их
клиентам;
- использовать интеллектуальные активы партнеров, осуществляя
совместную техническую, функциональную, отраслевую экспертизу;
- ускорять обучение и передачу навыков среди персонала;
- экономить ресурсы за счет повторного использования однажды
найденных решений.
Управление знаниями – это не абсолютно новая парадигма, а лишь вновь осмысленные известные технологии управления, применяемые по-новому в современных условиях. В любой период истории происходило накопление ценного опыта, профессиональных знаний, которые надо было систематизировать и каким – либо образом использовать. Современная форма управления знаниями поистине революционна в одном – в своем масштабном проникновении во все аспекты практического менеджмента.
Управление знаниями становится ведущим направлением стратегического менеджмента, который обращает внимание на ресурсы, ставшие сегодня главными и в то же время менее эффективно используемыми.
Управляя знаниями, организация старается достичь следующих основных целей:
- создать и закрепить свои конкурентные преимущества;
- превратить организацию в самоорганизующуюся систему;
- максимально реализовать профессиональные и личностные возможности сотрудников.
Достичь поставленных целей, как считают в сообществе консультантов, рассматривающих проблемы менеджмента знаний, можно решением двух глобальных задач управления знаниями:
1 создание условий, способствующих лучшему пониманию, осмыслению
всего происходящего в организации для того, чтобы в случае необходимости принимать эффективные управленческие решения;
2 поддержка инноваций. В свою очередь достижению этих задач
способствуют такие действия, как сбор, хранение и анализ имеющихся знаний и построение системы распределения зон ответственности; развитие знаний организации по приоритетным направлениям.
Спектр задач управления знаниями многообразен и неоднозначен. Не случайно существуют различные подходы к формулировке задач управления знаниями. Один из таких подходов предложен известным российским ученым Б.З. Мильнером.
Первая задача управления знаниями – повышение эффективности, рост производительности путем снижения затрат. Автор идеи предлагает определить эту задачу так: «сделай, как надо», или «знания для применения». Задача «сделай, как надо» делает акцент на том, чтобы знания систематизировались и передавались. Она подразумевает создание технологической инфраструктуры для передачи определенных знаний. При этом принимаются во внимание такие процессы и проблемы, как разработка методов получения и группирования знаний, предоставление возможностей и поощрение обмена знаниями, работа с другими культурными и организационными факторами, которые могут влиять на обмен и использование знаний. Хранилища знаний, научные базы данных и программы управления активами знаний, такими как патенты, обычно попадают в категорию «сделай, как надо». Они способствуют росту производительности путем сокращения времени, затрачиваемого на поиск знаний, исключения дублирования действий и поиска новых возможностей использования существующих знаний.
Вторая задача – использование инноваций. Создание новых продуктов и услуг, новых организаций и бизнес – процессов – называется «придумай сам», или «знания для исследования». Внедрение инноваций может быть стимулировано путем создания соответствующих условий для совместной работы, коммуникаций людей, долгое время работающих вместе. Любой обмен знаниями может привести к инновациям: даже работники, впервые получившие доступ к существующим знаниям, могут создать новые комбинации идей, которые впоследствии окажутся ключевыми для развития организации.
У менеджмента знаний три объекта управления – организация, информация, человек. Их взаимосвязи как раз и формулируют практические задачи управления знаниями. Это:
- диагностика и анализ знаний, которыми располагает организация;
- получение необходимых знаний;
- создание системы управления знаниями;
- использование системы управления знаниями;
В качестве относительно самостоятельной задачи управления знаниями
можно выделить обмен неявными знаниями. Если обмен явными знаниями организовать просто, то обмен неявными знаниями вызывает трудности. Как наиболее эффективно использовать неявное знание своих сотрудников, как их превратить в труднокопируемое конкурентное преимущество – в этом состоит одна из актуальных задач управления знаниями.
Само по себе управление знаниями в условиях революционных изменений в экономике приравнивают к новой функции управления. Рассматривая функцию как назначение, действие, свойство, а также как смысловую, знаковую и ценностную роль вещи, можно выделить собственно функции управления знаниями.
В общем виде управление знаниями включает в себя функции по обеспечению персонала необходимыми знаниями и их применению, контролю над их использованием, а также по организации хранения и распространения знаний (Таблица 3).
Таблица 3 – Функции управления знаниями
Функция | Содержание |
Аналитическая | Поиск знаний в потоке информации; фильтрация информации; выбор эффективных информационных ресурсов, анализ методов деятельности, опыта и квалификации персонала; придание дополнительной ценности имеющейся информации путем выявления, отбора, обобщения. |
Распределительная | Упорядочение знаний, оценка их полезности, классификация по определенным критериям существующих знаний, накопленного опыта, методов работы и квалификации персонала; внесение квалифицированных знаний в корпоративную память |
Охранная | Построение барьеров на пути утечки знаний и информации. Распространяется на производственные процессы, знания о клиентах, на финансовые результаты, приобретенный опыт, стратегические планы и цели и др. |
Интеграционная | Извлечение знаний из корпоративной памяти (путем обмена знаниями между подразделениями, различными уровнями управления, а также обмена экспертными знаниями и опытом сотрудников и т. п.) и обеспечение их доступности при принятии управленческих решений, поиске и генерировании идей, обучении |
Создание новых знаний | Наблюдение за клиентами, анализ обратной связи, эталонное тестирование, а также различного рода исследования и эксперименты и т.д. |