И.А. Каримов о совершенствовании кредитной системы Республики Узбекистан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика немыслима без разветвленной, гибкой и многообразной системы кредитных отношений, которые наряду с финансами способствуют ускоренной мобилизации средств для осуществления расширенного воспроизводства, ускорения структурной перестройки экономики, повышения конкурентоспособности, усиления динамизма всех экономических процессов.

Содержание

1. Введение
2. Сущность кредитной системы
3. Становление кредитной системы Узбекистана
4. Кредитная система Узбекистана в условиях мирового финансово-экономического кризиса
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

научная работа 123654.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

    Развитие  сети новых банков со 100%-ным частным  капиталом является другим приоритетным направлением в реформировании банковского сектора Узбекистана. Правительство и Центральный банк всячески стимулируют развитие частных банков. Так, им предоставляюися налоговые и иные льготы, оказывается техническая поддержка в подготовке персонала. В настоящее время количество частных банков составляет около половины от общего числа коммерческих банков страны. Стимулирование развития частных банков в республике способствовало повышению конкуренции, улучшению качества предоставляемых банковских услуг, эффективному рыночному распределению финансовых ресурсов. Это, в свою очередь, должно позитивно сказаться на процессах развития и стимулирования частного предпринимательства в стране.

    Наряду  с консолидацией банковского  сектора, важное значение имеет повышение уровня конкуренции на финансовом рынке. С этой целью придается особое значение созданию небанковских финансовых институтов, в частности, кредитных союзов. К настоящему времени сформирована эффективная законодательная и нормативно-правовая база деятельности кредитных союзов. В разных регионах республики функционируют 14 таких финансовых посредников. Создание кредитных организаций альтернативных банкам в значительной степени способствует удовлетворению потребности в финансировании предприятий малого и среднего бизнеса, особенно тех из них, которые находятся на начальном этапе своего развития или же ведут свою деятельность в отдаленных сельских районах.

    Большое внимание уделяется повышению в  целом доверия к банковской системе, где особое значение придается вопросу доверия населения к банкам. Мировая практика показывает, что внедрение системы гарантирования вкладов граждан в банках на законодательной основе положительно влияет на повышение их доверия к банковской системе, в результате чего растет объем личных сбережений в банках. Именно поэтому в 2002 г. парламентом страны был принят Закон “О гарантиях защиты вкладов граждан в банках”. Это позволило создать надежный и эффективный механизм защиты вкладов населения в банках.

    В целях дальнейшего повышения доверия к банковской системе со стороны общественности и законодательного обеспечения тайны банковских операций в 2003 году был принят Закон “О банковской тайне”. Важность данного Закона определяется тем, что устанавливает четкий порядок предоставления и получения сведений, составляющих банковскую тайну, и направлен на предотвращение незаконного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов со стороны третьих лиц. При его разработке максимально были учтены интересы граждан, хозяйствующих субъектов, особенности общественного развития страны, а также опыт функционирования института банковской тайны многих зарубежных государств.

    Коммерческие  банки Узбекистана, кроме выполнения своих классических функций, являются активными участниками на фондовом рынке. За последние годы в целях повышения своей конкурентоспособности они значительно активизировали свою деятельность на этом быстро растущем сегменте финансового рынка.

    На  первых этапах становления фондового  рынка Узбекистана основное внимание банков было обращено на эмиссионную и инвестиционную деятельность, что обеспечивало им поступление дешевых финансовых ресурсов и повышение уровня капитализации, а также извлечение прибыли за счет роста курсовой стоимости акций или получение устойчивого дохода по вложенным инвестициям.

    По  мере наращивания оборотов на национальном рынке ценных бумаг коммерческие банки становятся одними из наиболее активных институциональных его  участников. Они целенаправленно  расширяют объемы эмиссионной деятельности, виды производимых операций и ассортимент оказываемых услуг.

    Горький опыт недавних финансовых кризисов еще  раз напомнил органам банковского  надзора, что их основная функция  заключается не в применении тех  или иных санкций к банкам, не выполнившим определенные требования по нормативам и лимитам, а в сохранении стабильности банковской системы в целом во избежание финансовых потрясений. Именно исходя из этих соображений надзорные функции Центрального банка была изначально построена как “система раннего предупреждения”.

    Наряду  с вопросами банковского надзора, значительное внимание уделяется укреплению правоприменения в области контроля за валютными операциями, соблюдения налогового и антимонопольного законодательства в банковской сфере, отмывания нелегально полученных доходов.

    Важное направление реформ, осуществляемое органами надзора – обеспечение транспарентности банковских учреждений. Проведение внешнего аудита признанными в мире аудиторскими компаниями позволяет потенциальным отечественным и иностранным инвесторам получить подтверждение достоверности банковской отчетности и ее соответствия установленным стандартам бухгалтерского учета. Требование по регулярной публикации финансовой отчетности позволяет широкой общественности более качественно производить оценку деятельности то или иного банка.

    Благодаря принимаемым мерам коммерческие банки республики становятся более  привлекательными для иностранных  инвесторов. Плодами проводимой работы стал повышенный интерес авторитетных международных организаций к  банкам Узбекистана. Это свидетельствует о том, что они пользуются доверием не только внутри страны, но и за ее пределами. Можно смело утверждать, что банковский сектор нашей республики становится более привлекательным для мирового финансового сообщества. Учитывая, что в последнее время снова стал повышаться интерес к зарождающимся рынкам (emerging markets), можно предположить активизацию деятельности иностранных инвесторов в данном секторе экономики Узбекистана.

    В результате либерализации и углубления реформирования банковской системы  основные показатели, характеризующие ее состояние, имели положительную динамику. Несмотря на существенные достижения в области реформирования, мы должны ясно осознавать, что наблюдающийся в стране экономический рост требует более динамичного развития финансовой инфраструктуры, прежде всего, банковской системы. И хотя на данный момент общее состояние банковского сектора в целом отвечает текущему уровню развития экономики, прогресс еще недостаточен.

    На  сегодняшний день в республике функционируют  следующие банки:

    1. ЧО АКБ ASIA ALLIANCE BANK
    2. ЧО АКБ «InFinBank»
    3. ЗАО RBS O"zbekiston MB
    4. ОАКБ «Алока банк
    5. ГАКБ «АСАКА»
    6. ОАКБ « КИШЛОК КУРИЛИШ БАНК»
    7. ОА ИКБ «Ипак Йули»
    8. АКИБ «Ипотека банк»
    9. ОАКБ "Капиталбанк"
    10. ОАКБ «Кредит-Стандарт»
    11. АКБ "Микрокредитбанк"
    12. ГК «Народный банк»
    13. НБ ВЭД РУз
    14. ЧОАКБ «Amirbank»
    15. АКБ «АГРОБАНК» («ПАХТАБАНК»)
    16. ЧОАКБ «Равнак банк»
    17. Узбекско-германский АКБ «Савдогар»
    18. ДБ "Садерат Иран"
    19. ОАКБ "Samarkand"
    20. ЧО АББ «Траст Банк»
    21. ЧО АКИБ «Туркистон банк»
    22. ОАК «Турон банк»
    23. ЗАО «Узбекско-Турецкий банк»
    24. ОАК ПСБ «Узпромстройбанк»
    25. ОАКБ «УКТАМБАНК»
    26. ЧОАКБ «Универсал банк»
    27. АКБ "Xамкорбанк"
    28. ЧЗАКБ «Давр банк»
    29. АОЗВ «УзКДБ Банк»
 
 

    Сегодня перед банковским сообществом Узбекистана  стоит много непростых задач, но перспектива развития этого сектора  представляется весьма оптимистичной. Естественно, что столь необходимое  развитие банковской системы не произойдет само по себе, а будет результатом повышения эффективности банковской бизнеса, дальнейшей ее либерализации, которые, в конечном итоге, и создадут реальную основу для обеспечения устойчивого роста всей экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Кредитная система Узбекистана в условиях мирового финансово-экономического кризиса. 
 

    Мировой финансовый кризис 2008 года — экономический кризис, проявившийся в 2008 году в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран. Его непосредственным предшественником был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов (subprime). Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надежные заёмщики. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и стал затрагивать не только США. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объемов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы. Помимо этого кризис затронул все сферы экономики, в том числе и кредитную систему.

    Многие  ведущие аналитические и экспертные центры, анализируя и обобщая материалы, связанные с состоянием и возможными последствиями глобального финансового кризиса, приходят к следующим выводам:  

    Первое  — подтверждаются практически глобальные масштабы кризисных процессов, происходящих в финансово-банковской системе, неизбежность рецессии и экономического спада, свертывание объемов инвестиционной активности, снижение спроса и сокращение объемов международной торговли, а также серьезные социальные потери, которые могут коснуться многих стран в мире. 

    Второе  — разразившийся глобальный финансовый кризис продемонстрировал серьезные пробелы и необходимость кардинального реформирования действующей мировой финансово-банковской системы, подтвердил отсутствие должного контроля за деятельностью банков, которые

    в основном обслуживали свои корпоративные  интересы, увлекаясь различными спекулятивными операциями на кредитном рынке и рынке ценных бумаг. 

    Третье  — масштабы, глубина и последствия  финансово-экономического кризиса  в каждом отдельном государстве  будут во многом зависеть, прежде всего, от прочности финансово-валютной системы, капитализации и ликвидности национальных кредитных институтов, их зависимости от иностранных и корпоративных банковских структур, а также размеров золото- валютных резервов и способности оплачивать зарубежные кредиты, в конечном итоге — от уровня устойчивости, диверсификации и конкурентоспособности экономики страны. 

    Как видно из перечисленного, то насколько  развита и стабильна кредитная  система и ее институты, будут  зависеть и последствия мирового финансового кризиса. Поэтому приоритетной остается и задача по дальнейшему

    совершенствованию банковского дела, стимулированию привлечения  свободных средств населения и хозяйствующих субъектов на депозиты в коммерческие банки. Развитию и укреплению банковской системы в Узбекистане постоянно уделяется самое пристальное внимание, и это дает свои положительные результаты. Однако эту работу необходимо еще более углубить и расширить, имея в виду, что именно банки являются той, образно говоря, кровеносной системой, которая питает всю нашу экономику, от состояния которой зависит финансово-экономическая стабильность в стране.

    В первую очередь банкам, их учредителям  необходимо завершить начатую работу по повышению уровня капитализации, довести размеры своих уставных капиталов до установленных параметров.

    Необходимо самым тщательным образом проанализировать, какие факторы сегодня сдерживают рост сбережений, их приток в банковскую систему, и принять дополнительные меры.

    Речь  идет о создании действенных и  долгосрочных стимулов в привлечении  свободных средств населения и хозяйствующих субъектов в банковский сектор, о наращивании возможностей банковского сектора для расширения кредитования реального сектора экономики.

    Кардинально следует перестроить работу банков в связи с возложением на них  задач по расширению инвестиционной деятельности. В первую очередь надо укрепить специальные службы коммерческих банков, которые занимаются экспертизой и открытием финансирования инвестиционных проектов.

    В Узбекистане созданы достаточный  запас прочности и необходимая  ресурсная база для того, чтобы обеспечить устойчивую и бесперебойную работу финансово-экономической, бюджетной, банковско-кредитной системы, а также предприятий и отраслей реальной экономики.

    Ни  для кого не секрет, что одним  из наиболее важных составляющих мирового финансового кризиса является обострение проблемы ликвидности банков, кризис на кредитном рынке, проще говоря, нехватка денежных средств.

    Сумма активов коммерческих банков Узбекистана, составляющая сегодня с учетом сформированных в соответствии с Законом «О гарантиях защиты вкладов граждан в банках» резервов, превышает 13 триллионов 360 млрд. сумов, или примерно в 2,4 раза превышает объемы привлеченных депозитов и населения, и хозяйствующих субъектов.

Информация о работе И.А. Каримов о совершенствовании кредитной системы Республики Узбекистан