Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:48, курсовая работа
Современная экономика немыслима без разветвленной, гибкой и многообразной системы кредитных отношений, которые наряду с финансами способствуют ускоренной мобилизации средств для осуществления расширенного воспроизводства, ускорения структурной перестройки экономики, повышения конкурентоспособности, усиления динамизма всех экономических процессов.
1. Введение
2. Сущность кредитной системы
3. Становление кредитной системы Узбекистана
4. Кредитная система Узбекистана в условиях мирового финансово-экономического кризиса
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Реализация выработанных антикризисных мер позволит не только достойно противостоять вызовам и угрозам мирового финансово-экономического кризиса, предотвратить его негативное влияние на экономику Узбекистана, но и выйти после его завершения еще с более сильной, устойчивой, сбалансированной экономикой, занять свою прочную нишу на мировых рынках, обеспечить на этой основе динамичный экономический рост, последовательное решение задач по дальнейшему повышению уровня жизни и благосостояния нашего населения.
Так, итоги деятельности кредитной системы за 2009 год, на который приходится пик кризиса в Узбекистане, были подведены 8 февраля этого года на расширенном заседание Правления Центрального банка Республики Узбекистан.
Вел заседание председатель Центрального банка Файзулла Муллажанов.
Отмечено, что в 2009 году проводимая жесткая денежно-кредитная политика Центрального банка была направлена на укрепление макроэкономической стабильности. Большое значение для смягчения и нейтрализации воздействия кризиса имел принятый правительством страны комплекс антикризисных мер, в частности, в банковско-кредитной системе, рассчитанных на 2009-2012 годы.
В целях предотвращения инфляционных ожиданий в экономике ставка рефинансирования Центрального банка в 2009 году поддерживалась без изменений на уровне 14 процентов годовых.
В результате принятых мер, монетарные факторы не оказали влияния на уровень цен потребительских товаров, а инфляция удерживалась в пределах прогнозных параметров и составила 7,4 процентов.
В отчетном году реализован ряд мер, обеспечивающих устойчивую и бесперебойную работу банковско-кредитной системы, финансовую поддержку предприятий реального сектора экономики, особенно малого бизнеса и частного предпринимательства.
За
последние два года совокупный капитал
коммерческих банков увеличились в
2 раза и на сегодняшний день составляет
более 3 трлн. сумов. (Диаграмма 1)
При
этом уровень достаточности банков
превышает 23 процента, что почти
в 3 раза выше международных стандартов,
установленных Базельским комитетом.
Банковская система Узбекистана отвечает международным требованиям и имеет по ряду нормативов устойчивые позиции. Так, 14 коммерческих банков, чьи активы в совокупности составляют 90 процентов банковской системы, получили высокую рейтинговую оценку «стабильный» от таких ведущих международных рейтинговых компаний, как «Moody's» "Standard & Poor"s” и “Fitch ratings”.
В отчетном году суммарные активы коммерческих банков выросли на 30 процентов, и составил более 15,7 трлн. сумов. Данный показатель более чем в 2 раза превышает объемы средств, находящихся на счетах физических и юридических лиц, обеспечивая их полную защиту и гарантируя своевременность платежей.
Необходимо отметить общая текущая ликвидность банковской системы в 10 раз превышает текущих обязательств банков по внешним платежам. Иными словами, создана прочная «подушка безопасности» всей банковской системы. (Диаграмма 2)
В
настоящее время, можно отметить
кардинальное увеличение объема и изменение
структуры кредитного портфеля отечественных
банков. Несмотря, на продолжающийся мировой
финансово-экономический
В прошлом году сохранилась тенденция роста объема вкладов населения в банках. В течение 2009 года они увеличились в 1,7 раза, что свидетельствует о дальнейшем росте доверия к отечественной банковской системе.
Основным
источникам кредитования в прошлом
году стали собственные и
Отмечено, что с текущего года деятельность коммерческих банков будут оцениваться по иным критериям. В частности, теперь их работа будет оцениваться через призму роста доли долгосрочных кредитных вложений и привлечения для этого внутренних источников. В связи с этим ставится задача, чтобы каждый коммерческий банк принял все необходимые меры по введению новых видов банковских услуг, привлечению свободных денежных средств населения и хозяйствующих субъектов на долгосрочные депозиты банков с ростом не менее 30 процентов в год, созданию прочной основы для увеличения доли долгосрочных кредитных вложений в экономику страны за счет внутренних источников. Для обеспечения исполнения поставленных задач установлены строгие требования по усилению контроля и повышению ответственности руководящих кадров банковской системы.
Вместе с тем, на заседании Правления подверглась критике деятельность отдельных коммерческих банков, которые полностью не используют имеющиеся внутренние возможности.
Также была принята программа мер, предусматривающая обеспечению устойчивости банков, дальнейшею капитализацию и усиление инвестиционной активности банков, увеличение объемов кредитования, направляемых на восстановление и расширение приоритетных направлений структурных преобразований в экономике, модернизацию, техническое и технологическое обновление производства.
На заседании было особо отмечено, что в 2010 году коммерческие банки должны стать крупными инвестиционными институтами.
Также особое внимание
«Принимая во внимание продолжающийся мировой финансово-экономический кризис и его воздействие на экономику страны, важнейшей приоритетной задачей остается обеспечение финансово-банковской устойчивости. Речь идет о дальнейшей капитализации и усилении инвестиционной активности банков, увеличении объемов кредитования, направляемых на восстановление и расширение приоритетных направлений структурных преобразований в экономике, модернизацию, техническое и технологическое обновление производства. Мы все должны хорошо усвоить простую истину – без инвестиций нет модернизации, нет обновления! И здесь мы имеем в виду не только ускорение реализации предприятиями инвестиционных проектов, но и то, насколько активно в осуществлении инвестиционных процессов непосредственно заинтересованы и участвуют коммерческие банки со своими кредитными ресурсами. Для этого коммерческие банки должны иметь достаточный капитал, быть финансово устойчивыми, одним словом, они должны превратиться в крупные инвестиционные институты .Благодаря принятым мерам по стимулированию увеличения доли долгосрочных кредитов коммерческих банков удельный вес кредитов, предоставленных сроком свыше 3-х лет, в общей сумме кредитного портфеля банков достиг в настоящее время 69 процентов, увеличившись за последние 10 лет в 28 раз. Вместе с тем с учетом динамики и масштабов роста экономики, структурных преобразований, реализации инвестиционных проектов требует дальнейшего внимания и поддержки увеличение кредитного потенциала банковской системы. Центральному банку, Министерству финансов совместно с коммерческими банками необходимо разработать программу дальнейшего увеличения совокупного капитала банков, в том числе его роста в 2010 году не менее чем на 20 процентов, с доведением его доли в ближайшие два года не менее 10 процентов к ВВП.
Дополнительно следует проработать вопросы по введению новых видов банковских услуг, привлечению свободных средств населения и хозяйствующих субъектов на долгосрочные депозиты банков с ростом не менее чем на 30 процентов, созданию прочной основы для увеличения доли долгосрочных кредитных вложений в экономику страны за счет внутренних источников.
Необходимо изменить критерии оценки деятельности коммерческих банков – сегодня их работу следует оценивать через призму роста доли долгосрочных кредитных вложений и привлечения для этого внутренних источников.
В этой части хотел бы отметить работу Национального банка внешнеэкономической деятельности и Узпромстройбанка, которые в своем кредитном портфеле имеют соответственно более 85 процентов и 71 процент долгосрочных кредитов. Это должно быть примером и для других банков.
Полностью оправдала себя практика вовлечения коммерческих банков в процесс финансового оздоровления убыточных и экономически несостоятельных предприятий. Думаю, нет необходимости еще раз повторять о недопустимости сохранения таких предприятий с изжившей себя техникой и технологиями, не имеющих никакой экономической перспективы. Их нужно ликвидировать и на их базе создавать новые современные производства.
Необходимо
продолжить работу по усилению роли коммерческих
банков в финансировании развития малого
бизнеса, частного предпринимательства,
фермерства. В 2009 году объемы банковского
кредитования малого бизнеса увеличились
по сравнению с 2008 годом в 1,5 раза, объем
выделенных микрокредитов возрос в 2 раза».
Заключение
Подводя итоги изложенному, можно следующим образом определить спрос на деньги: это спрос на денежные средства, необходимые для товарного обращения, внешнеэкономических сделок для осуществления финансовых операции по приобретению государственных ценных бумаг. Решающее влияние на спрос на деньги оказывает динамика физического объема продукции, а также цены. Базовой основой спроса на деньги являются денежные остатки средства на счетах субъектов рынка и склонность субъектов рынка к сбережениям, доверие к национальной денежной единице и к кредитной политике Центрального банка.
Изобретение кредита вслед за деньгами является гениальным открытием человечества. Благодаря кредиту сократилось время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. Предприятие-заемщик за счет дополнительного привлечения ресурсов получило возможность их преумножить, расширить хозяйство, ускорить достижение производственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, получают возможность направить полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела либо приблизить достижение своих потребительских целей, скорее получить в свое распоряжение вещи, предметы, ценности, которыми, не будь кредита, они могли бы владеть лишь в будущем.
Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые предприятия. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане.
Наша
переходная экономика требует особого
подхода к роли государства, поскольку
это период одновременно и ломки старой
государственной системы управления,
и создания государством новой рыночной
инфраструктуры (в виде законов, институтов
контроля, налоговых сборов и т. п.), без
чего рынок превращается в "дикое поле"
разбоя. А кроме того, переходная экономика
требует проведения активной структурной
политики. Знание теории и опыта развитых
стран, понимание условий, в которых дает
эффект та или иная мера экономической
политики, способны и помочь, и уберечь
от ошибок в ходе ненужного экспериментаторства.
План:
МИНИСТЕРСТВО
ВЫСШЕГО И СРЕДНЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ
ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ
НАУЧНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ
Экономическая теория
На тему:
И.А.
Каримов о совершенствовании кредитной
системы Республики Узбекистан
Подготовила: ст.гр. КБИ-01
Ачилкуватова С.
Ташкент
- 2010
Список использованной литературы
Информация о работе И.А. Каримов о совершенствовании кредитной системы Республики Узбекистан