Кэйнсианство и неоконсерватизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:23, реферат

Краткое описание

Мировой опыт свидетельствует: не все функции жизни общества могут быть реализованы через рыночные отношения. В связи с этим рыночные механизмы необходимо дополнять системой государственного вмешательства, которой свойственна управленческо-плановая и контрольная деятельность соответствующих органов власти.
Государственное регулирование представляет собой комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основ экономических процессов. Государство осуществляет регулирование социально-экономических отношений, используя систему методов и инструментов, которые могут меняться в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Содержание

Введение 3
1. Кризис кейнсианства 4
2. Экспансия неоконсерватизма 5
3.Современное кейнсианство 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Кэйнсианство и неоконсерватизм.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

      Опираясь на эти  установки, неоконсерваторы разработали  концептуальную схему, которой  отвечает большинство созданных ими теорий. Сначала рассматриваются механизмы возникновения экономических проблем (неуправляемой инфляции, высокой безработицы, низкой динамики роста). Эти механизмы искажают мотивы рационального поведения, деформируют рыночные процессы, снижают эффективность использования факторов производства. Деформирующими силами выступают государство, осуществляющее неправильную экономическую политику, профсоюзы, чья деятельность выходит за разумные пределы, и др. Необходимо подчеркнуть, что анализ таких механизмов ведется доказательно, с привлечением результатов обширных эконометрических исследований. После этого объясняется, каким образом можно демонтировать указанные механизмы, например так преобразовать систему государственного регулирования, чтобы она помогла более полно мобилизовать рыночный потенциал экономики, повысить эффективность производства, добиться удовлетворительного решения проблем инфляции, безработицы, экономического роста4.

      Подобный способ  конструирования теории созвучен  традициям неоклассической политэкономии, в частности идеям Хайека. Именно им дано наиболее полное толкование «спонтанного рыночного порядка», когда функции государства сводятся к одному лишь обеспечению условий бесперебойной работы рынка. Развивая линию Хайека, неоконсерваторы утверждают, что иные формы государственного вмешательства (кейнсианское антициклическое регулирование, бюджетное перераспределение доходов, подавление инфляции экономическими или административными методами и др.) расстраивают механизм рынка, наносят ущерб экономике.

      Методология неоконсерватизма  ориентирует на выявление долгосрочных  тенденций развития экономики.  Данное обстоятельство во многом  определяет связь монетаризма  и неокейнсианства. Теория предложения  такой четкой связи не имеет  и, как уже отмечалось, большей частью носит антикейнсианский характер.

      М. Фридмен и  его сторонники, как правило, не  склонны преувеличивать свои  разногласия с кейнсианцами, признавая  их достижения в анализе краткосрочных  экономических изменений. Они  не возражают, например, против того, что в пределах небольших отрезков времени колебания цен и занятости действительно описываются «кривой Филлипса», а кратковременные изменения предложения денег на самом деле влияют на реальные процентные ставки. Немало сходных черт есть и в методологии. Так, и кейнсианцы, и монетаристы активно используют разработанный Дж. Хиксом аппарат анализа взаимодействия товарного и денежного рынков – модели «инвестиции – сбережения – предпочтения ликвидности – деньги» (ISLM models), проявляют повышенное внимание к проблемам совокупного спроса. Многие положения монетаризма, особенно те, что имеют отношение краткосрочным экономическим процессам, выглядят поэтому воплощением влияния кейнсианства на старую чикагскую школу . Зато, доказывают теоретики монетаризма, если брать долговременный аспект, ряд выводов кейнсианцев на практике не подтвердился, оказался ошибочным. По их мнению, как раз поэтому реализация таких положений в экономической политике государства обернулась тяжелыми хозяйственными потерями.

      Немаловажное значение  в методологии монетаризма придается  делению экономики на реальный  и денежный секторы. Первый  из них, где должны действовать  исключительно рыночные силы, отождествляется  с производством и продажами  товаров и услуг. Его характеристиками являются уровни и динамика инвестиций, занятости, цен и т.д. Второй сектор считается сферой деятельности государства. Следуя начальным методологическим установкам, монетаристы видят его задачу в том, чтобы сделать денежный сектор «нейтральным» по отношению к реальному, обеспечить рыночному механизму благоприятные условия функционирования, снабдить товарные рынки нужным количеством денег.

      Столь же существенно  разграничение фактических и  естественных значений экономических  параметров. Фактические величины отражают реальное состояние экономики; естественными считаются такие значения, допустим, безработицы и инфляции, которые свойственны экономике, где не проводится кейнсианское регулирование и отсутствуют монополии. Такая методологическая установка была впервые сформулирована К. Викселлем в теории процента. М. Фридмен, значительно расширив сферу применения этой классификации, сделал ее одним из оснований неоконсерватизма.

      Неотъемлемой частью  методологии современного консерватизма является «метод фальсификации», свойственный многим социальным учениям позитивистской ориентации. Общий смысл этого метода состоит в том, чтобы, логически развивая теорию своего оппонента, доказать несовместимость ее выводов с фактическими процессами. В данном случае неоконсерваторы, применяя эконометрическую технику, доказывают несовершенство тех или иных вариантов кейнсианской политики. Нельзя не отметить, что «метод фальсификации» по сути дела избавляет теоретиков неоконсерватизма от необходимости приводить эконометрические свидетельства правильности собственных воззрений.

      Стержень монетаристских  представлений о занятости образуют  четыре категории: равновесная,  естественная, вынужденная и кейнсианская  безработица. Первое понятие выступает  в качестве характеристики долгосрочного равновесия рынка труда в трактовке Л. Вальраса. В этой ситуации, свойственной системе свободной конкуренции, заработная плата уравновешивает предложение труда со спросом на него. Поэтому безработными являются лишь те субъекты, у которых оценки полезности свободного времени выше оценок полезности денежных доходов, извлекаемых в результате труда. Если, например, на таком рынке предложение труда превышает спрос, заработная плата падает. Занятость начинает терять свою привлекательность, предпочтения самодеятельного населения смещаются в сторону праздности, и предложение труда сокращается. Равновесие таким образом восстанавливается5.

      Естественная норма  безработицы характеризует уже  довольно устойчивое искажение  рыночных процессов. По оценке М. Фридмена, это «такой уровень безработицы, который совместим с реальными естественными условиями рынка труда». Естественная норма, как правило, выше уровня равновесной безработицы. Тому способствует несколько причин.

      Как считают монетаристы, негативно влияет несовершенство информации о свободных рабочих местах, инерционность рынка труда, вызывающая постоянные несоответствия структуры профессий быстро меняющимся потребностям производства. К естественной безработице относится также незанятость, возникающая в результате добровольной миграции трудящихся, которые в течение сравнительно непродолжительного времени остаются без рабочих мест. В целом, если следовать М. Фридмену, естественная безработица включает в себя любые ее типы, порожденные микроэкономическими факторами и институтами рынка труда.

      Сторонники  теории предложения подчеркивают, что главный фактор естественной  безработицы – система государственного  социального обеспечения, когда  последняя выходит за разумные  рамки. С этим связывается ослабление стремления незанятых к поиску рабочих мест, что вызывает деформацию свободного рынка труда, сокращение предложения рабочей силы, увеличение безработицы. Широкомасштабные социальные программы рассматриваются также как причина роста расходов государственного бюджета, а значит, и появления высоких ставок налогообложения. Тогда уровень реальных доходов после уплаты налогов отклоняется от величины, характерной для свободного рынка труда, уменьшая привлекательность занятости и заработной платы по сравнению с праздностью. Возникает эффект замены, когда все больше людей, не удовлетворенных своими реальными доходами, добровольно переходит в разряд безработных. Получается, что высокие налоги удваивают отрицательный эффект чрезмерных пособий по безработице и иных форм социального обеспечения.

      Кроме  того, излишние государственные  затраты на социальные цели  изменяют соотношение между расходуемой  и сберегаемой частями денежных  доходов. Увеличивается доля текущего  потребления, поскольку занятые, оценивая свое благосостояние в длительной перспективе, рассчитывают на финансовую и другую помощь государства в пенсионный период. В результате происходит снижение доли сбережений в совокупном доходе, уменьшается объем кредитных ресурсов и источников накопления, что вызывает замедление экономического роста и отрицательно сказывается на занятости.

      Как утверждают  неоконсерваторы, уменьшить естественную  норму безработицы можно, но  только путем микроэкономического  регулирования или институциональных изменений. Речь идет, например, о разумном сокращении социальных расходов государства с целью сместить предпочтения субъектов в пользу занятости, о развитии системы профессионального обучения и переквалификации, об улучшении информации о свободных рабочих местах и т.п. Само же установление естественного уровня безработицы в принципе обеспечивается рыночным механизмом, а краткосрочные колебания занятости есть лишь проявления его действия, моменты движения к равновесию. Потому устранение таких колебаний должно быть исключено из списка целей макроэкономической политики государства.

      Устойчивые  же отклонения текущих значений  безработицы от ее естественной  нормы, отвечающей долгосрочному  равновесию рынка труда, могут  быть следствием двух основных  причин. Во-первых, это глубокие структурные и технологические преобразования производства, которые часто оборачиваются безработицей больших масштабов и немалой продолжительности. Во-вторых, это давление профсоюзов, ведущее к неоправданному росту доходов занятых, снижению нормы накопления, увеличению безработицы за пределы естественного уровня. Указанные виды незанятости характеризуют уже вынужденную безработицу.

      Ее преодоление  связывается с повышением мобильности  трудовых ресурсов, снижением ставок  налогообложения прибыли, которое расширит финансовую основу накопления и спрос на труд. Считается необходимым последовательное ограничение прав профсоюзов, поскольку в экономике, где поддерживается естественная безработица, не должно «оставаться места коалициям рабочих», – утверждает Э. Фелпс. Наряду с этим допускается кратковременное кейнсианское регулирование рынка труда, правда, только до предела, обозначенного естественной нормой незанятости. Распространение кейнсианской политики за эти пределы, утверждают неоконсерваторы, станет причиной стагфляции.

      Если государство  не временно, а систематически  осуществляет кейнсианское регулирование  занятости, возникает наиболее  опасное для экономики сочетание  безработицы с инфляцией. Снижение  процентных ставок, расширение бюджетных расходов, применение иных инфляционных средств воздействия на экономику дают лишь кратковременное уменьшение безработицы. Последняя может даже опуститься ниже естественного норматива, став, по терминологии неоконсерваторов, «кейнсианской». Однако в длительной перспективе неизбежен рост безработицы до естественной нормы, но уже в сопровождении ускоренной инфляции.

      Анализируя  экономику развитых стран Запада 70-х годов, сторонники неоконсерватизма  предлагали следующий сценарий  решения проблемы безработицы. Так как во многих государствах она является преимущественно продуктом кейнсианского регулирования (т.е. ее уровень ниже естественной нормы), прекращение такого регулирования должно привести к ее временному увеличению вплоть до естественной отметки. Затем под влиянием радикальной перестройки социальной политики и налоговой реформы в полную силу заработает механизм рынка труда. Начнется снижение безработицы в сторону равновесия.

      Объяснение  механизма инфляции разработано  большей частью теоретиками монетаризма. Выделяются два ее основных типа – ожидаемая и непредвиденная. С точки зрения методологии первая выполняет ту же роль, что и равновесная безработица, представляя собой условие долгосрочного равновесия свободных товарных рынков. Под ожидаемой инфляцией понимается такой темп роста цен, когда он отвечает рациональным ожиданиям – прогнозам динамики цен, которые используются субъектами в процессе принятия рыночных решений и основаны на их стремлении оптимизировать свое благосостояние в условиях свободной конкуренции. Если текущая инфляция является полностью ожидаемой, она лишь подтверждает принятые ранее экономические решения, гарантирует по линии цен суверенитет рыночной системы.

      Когда  государство заботится о работоспособности  рыночной системы, оно помогает превратить текущую безработицу в естественную, а потом, возможно, и в равновесную. Иное дело – переход от реальной инфляции к полностью ожидаемой. «Инфляция всегда и везде есть денежный феномен» – таков один из главных монетаристских постулатов. В денежном секторе экономики господствует государство, и тем самым сохранение инфляции на ожидаемом уровне становится его важнейшей задачей. Если «реальный» сектор (т.е. сфера производства товаров и услуг), формируя рациональные ожидания, обеспечивает необходимое условие решения проблемы инфляции, то денежный сектор создает достаточное условие в виде долгосрочной стратегии в сфере денежного обращения.

      Ожидаемой  противопоставляется непредвиденная  инфляция. Под ней подразумевается  такой темп роста цен, который не соответствует ожиданиям субъектов, деформирует рыночные процессы в реальном секторе хозяйства. Тем самым государству вменяется в обязанность перекрыть все каналы непредвиденной инфляции.

      Согласно  представлениям монетаристов, один из таких каналов – действия профсоюзов. Когда вопреки требованиям рынка они удерживают рабочие места в бесперспективных отраслях и, пользуясь своей немалой силой, добиваются роста денежных доходов занятых, становится реальностью инфляция спроса. Более того, она имеет все признаки непредвиденной. Ведь профсоюзы, повышая цены на труд, вынуждают бизнес отвечать подорожанием продукции хотя бы потому, что ему не по силам предугадать действия профсоюзов. Видный теоретик монетаризма А. Мелцер в этой связи подчеркивает: «Инфляция возникает потому, что монополисты увеличивают цены. Наиболее известными монополистами являются профсоюзы. Инфляцию нельзя уменьшить до тех пор, пока не будет урезана власть профсоюзов».

Информация о работе Кэйнсианство и неоконсерватизм