Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 08:24, курс лекций

Краткое описание

Экономическая теория {economics - англ.) изучает каким образом общество с ограниченными ресурсами решает, что, как, и для кого производить.
Экономическая теория исследует проблему такого использования или применения редких ресурсов, при котором достигается наибольшее, максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория Лекц.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

      Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения.

 

       Тема 3. Поведение  потребителей

      Эффект  дохода и эффект замещения

      Изменение цены товара влияет на объем спроса через эффект замещения и эффект дохода.

      Эффект  дохода. При данной величине денежного дохода изменение цены товара увеличивает (при снижении цены) и уменьшает (при увеличении цены) реальный доход (покупательную способность) потребителя.

      Реакция покупателей на увеличение реального  дохода (при снижении цены товара) зависит от их отношения к данному товару. Потребление качественного товара увеличивается за счет части прироста реального дохода. Потребление некачественного товара в зависимости от величины прироста реального дохода  может не измениться или  упасть.

      Эффект замещения. Эффект замещения является результатом относительного изменения цен. При прочих равных условиях, потребление товара, подешевевшего относительно других товаров, увеличивается за счет сокращения потребления других товаров. При повышении цены зависимость противоположная.  Эффект замещения всегда отрицательный.
 

     Совместное  действие эффектов замещения  и дохода.

     Для качественных товаров при снижении цены прирост потребления под  влиянием  эффекта  замещения  усиливается эффектом дохода.

     Для некачественных товаров эффект замещения и дохода действуют в противоположных направлениях. В результате прирост потребления товара замедляется, а для некоторых товаров, в случае резкого возрастания реального дохода может уменьшиться.

      

     Теория  предельной полезности

      Поведение индивидуального покупателя на рынке товара зависит от того, как удовлетворяются его потребности, какую полезность приносит ему тот или иной товар.

      Под полезностью товаров или услуг  понимают удовлетворение, которое получают покупатели от их потребления. Максимизация полезности является руководящим психологическим принципом поведения людей в их стремлении избежать страданий и увеличить удовольствия или счастье.

      Теория  потребительского поведения основана на гипотезах о сопоставимости полезности самых разных благ и исключительно рациональном поведении потребителя. Принято, что при заданных ценах покупатель распределяет свой доход на покупку различных благ так, чтобы максимизировать ожидаемую полезность от их потребления.

      Существует  два основных подхода к решению проблемы сопоставимости полезности различных благ: количественный и порядковый. Количественный подход исходит из возможности измерения полезности различных благ в единицах полезности – ютилах. Количественные оценки полезности товара имеют исключительно субъективный характер.

      Например, ежедневное потребление  яблок приносит потребителю полезность:

Количество  ежедневно потребляемых яблок  (Q) Общая полезность потребляемых яблок (TU) Предельная  полезность потребляемых яблок (MU)
1 20 20
2 35 15
3 45 10
4 45 0
 

      Предельная  полезность товара (MU) – прирост общей полезности (TU) при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу:

      

      Если  учесть, что потребитель приобретает  много видов товаров,  то математически  – предельная полезность товара есть частная производная общей полезности товарного набора по объему потребления i-го товара:

      

      Геометрически значение предельной полезности равно  тангенсу угла наклона касательной  к кривой, отображающей функцию общей полезности.

      Можно утверждать, что если потребление  остальных товаров не меняется, то по мере насыщения потребности в товаре i, удовлетворение от потребления последующей единицы этого товара падает, т.е. предельная полезность каждой последующей единицы товара i снижается. Данное положение носит фундаментальный характер, относится ко всем товарам и носит название закона убывающей предельной полезности.

      На  практике принцип убывающей предельной полезности начинает действовать после  достижения определенного уровня удовлетворения потребности (на интервале от Q'i   до Q"). 

      Условие равновесия потребителя.

      Потребитель располагает некоторым доходом. Цены на товары А, В, С,… не зависят  от него и равны Ра, Рв, Рс,… .  Товары бесконечно делимы.

      Для всех покупаемых товаров выполняется равенство:

      

      λ – величина, характеризующая предельную полезность денег. Она показывает, на сколько ютилов увеличивается общая  полезность при увеличении дохода потребителя  на 1 денежную единицу. Таким образом, в состоянии равновесия полезность последних денежных единиц, потраченных на любой товар, равны.

      Поскольку категория предельной полезности носит сугубо субъективный характер, т.е. для каждого отдельного потребителя полезность любого товара теоретически всегда индивидуальна, то ее невозможно измерить. В связи с этим используется т.н. ординалистский "порядковый" вариант теории, в нет необходимости определять саму  степень удовлетворения.

      Кривые  безразличия – множество точек, каждая из которых представляет такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбирать. Множество кривых безразличия образует карту безразличия. Карта безразличия – это система предпочтений потребителя.

      Кривые  безразличия имеют отрицательный  наклон, никогда не пересекаются, выпуклы к началу координат.

      

                              Y

        
 

                                                         В 
 
 

                                                                                                       Х 

      Предельная норма замещения блага Х благом У называют количество блага У, потребление которого должно быть сокращено “в обмен” на увеличение потребления  количества блага Х на одну единицу.

      

      Предельная  норма замещения в точке В  представляет собой наклон касательной к кривой безразличия, т.е. по величине соответствует первой производной функции кривой безразличия в этой точке.

       

      Бюджетная линия. Бюджетная линия – это множество доступных потребителю товарных наборов.

      

      Равновесие  потребителя

                                                               

      Точка Е соответствует оптимальному товарному  набору потребителя:

      

      Наклоны кривой безразличия и бюджетной  линии совпадают.  

Тема 4. Издержки производства. 

      Производство  – любая деятельность по использованию  ресурсов для получения материальных и нематериальных благ.

Производственная  функция характеризует зависимость между количеством применяемых факторов (ресурсов) производства и объемом выпускаемой продукции в единицу времени.

Каждый  производственный процесс характеризуется  определенной комбинацией ресурсов, необходимой для получения единицы  продукции. Производственная функция показывает максимально возможный выпуск при использовании данного количества факторов производства.

      Предельной  нормой технического замещения одного ресурса другим называют количество ресурса (К), потребление которого должно быть сокращено “в обмен” на увеличение потребления  количества ресурса L  на одну единицу.                            

                                                   

      Предельная  норма технического  замещения  в точке А представляет собой  наклон касательной к изокванте, т.е. по величине соответствует первой производной производственной функции  в этой точке.

     Отдача  от масштаба
 

      Увеличение  выпуска возможно за счет увеличения использования всех производственных ресурсов.

      Первоначальный  объем производства – Q0 = f (K,L).

      Увеличим  объемы потребления ресурсов в k раз. Новый объем выпуска составит – Q1 = f (kK, kL).

      Если Q1 = k Q0, то отдача от масштаба постоянна;

      Если Q1 < k Q0, то отдача от масштаба убывает;

      Если Q1  > k Q0, то отдача от масштаба возрастает.

     Краткосрочный и долгосрочный периоды
 

      Краткосрочный период - это промежуток времени, в течение которого предприниматель варьирует объемы производства, не изменяя количества некоторых факторов производства. Неизменяемые факторы производства называются постоянными; в их число, как правило, включают капитальное оборудование, а также землю, услуги высококвалифицированных специалистов. Факторы производства, которые по мере колебаний выпуска товаров и услуг могут изменяться в краткосрочном периоде, называются переменными. К ним относят услуги наемных рабочих, сырье, вспомогательные материалы, электро- и теплоэнергию и т.п.

      Под долгосрочным периодом понимают такой промежуток времени, в течение которого предприниматель изменяет объемы всех используемых факторов производства. В длительном периоде предприниматель должен решить, входить или не входить ей в новую отрасль, расширять или сокращать масштабы предприятия, перемещать, модернизировать, или реорганизовывать производство?

      Краткосрочный и долгосрочный периоды не должны ассоциироваться с каким-то конкретным промежутком времени. Эти периоды различаются только тем, какие факторы производства меняет предприниматель.  

Общий продукт (ТР) – общий выпуск фирмы.

Предельный  продукт какого либо ресурса (МРL) – прирост выпуска за счет использования дополнительной единицы какого-либо фактора (в нашем случае – труда). (Предельный продукт может быть определен также как частная производная общего продукта по данному ресурсу)

МРL = ΔTP/ΔL 

Средний продукт ресурса (АРL) – общий выпуск,   деленный   на   число затраченных единиц фактора.

    АРL == TP/L

      Закон убывающей производительности переменного  ресурса – в краткосрочном  периоде увеличение потребления  переменного ресурса приводит к  сокращению предельного и среднего продукта этого ресурса.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"