Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 08:24, курс лекций

Краткое описание

Экономическая теория {economics - англ.) изучает каким образом общество с ограниченными ресурсами решает, что, как, и для кого производить.
Экономическая теория исследует проблему такого использования или применения редких ресурсов, при котором достигается наибольшее, максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая теория Лекц.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

      Рынок товара

Равновесие  предпринимателя в коротком периоде

     Равновесие  предпринимателя достигается в  точке А, в которой цена товара и предельные издержки равны. Валовый доход предпринимателя (TR) равен площади прямоугольника   0q*Ap. Общие издержки равны площади прямоугольника     0q*BС. Переменные издержки равны площади прямоугольника    0q*EСv. Постоянные издержки равны площади прямоугольника     ВССvЕ. Экономическая прибыль равна площади прямоугольника   АВрС.  Средние общие издержки равны     q*B. Средние переменные издержки равны   q*E. Средние постоянные издержки равны   BE.

Средняя экономическая прибыль равна  АВ.

       p                                                             р,с

               D                                S                                                             МС

                                                                                                                          АТС     

                                                                                                             

                                                                                                                     В

        р1                                                                                                      А       AVC

         р2

                                                                                                                 С           Е

 

      

           0                        Q*            Q                  0                                           q*             q

      Рынок товара

Равновесие  предпринимателя в коротком периоде
 

     Цена  товара ниже средних общих издержек и предприниматель несет убытки. Средние общие издержки равны     q*B. Средние переменные издержки равны   q*E. Средние постоянные издержки равны   BE. Убыток, приходящийся на единицу продукции равен АВ.

     Объем производства, при котором цена товара совпадает с минимумом средних  переменных издержек (точка С на графике) называется точкой принятия решения о прекращении операций (точка закрытия).  р2 = min AVC. 
 

Предложение предприятия в  коротком периоде.

       p                                                             р,с

                                                  S                                                             МС

         р4                                                                                                         4       АТС     

                                                                                                             

         р3                                                                                                     3

             р2                                                                                                  2      AVC

          р1

                                                                                                      1  

 

      

           0                 q1 q2 q3  q4        q                  0                              q1 q2 q3  q4        q

      График функции  предложения товара предпринимателем

График функций  издержек предпринимателя в коротком периоде
 

      По  мере роста цены товара предприниматель  увеличивает предложение  с  q1 до q4. Величина предложения определяется функциональными зависимостями издержек предпринимателя. 

      Равновесие в долгосрочном периоде.

      В длительном периоде предприниматель  имеет возможность выбора производственной мощности. Благодаря свободе входа  и выхода  на рынок предприниматели, привлеченные наличием экономической  прибыли, осваивают производство товара, а в случае наличия  убытков покидают  рынок.

      Изменение числа предпринимателей, ищущих максимум прибыли на данном рынке, является важнейшим  фактором,  определяющим состояние  равновесия  на конкурентном рынке  в длительном периоде. В результате каждый предприниматель в состоянии равновесия имеет нулевую экономическую прибыль в длительном периоде.

      В длительном периоде предприниматель  выбирает оптимальную производственную мощность  предприятия. 

    р                                                          р      MC1  SAC1    

            D           S      S1                                                            MC2    MC3      SAC3

                                                                                          SAC2                           LSAC

    p

    p1 

       0                                     Q                   0  q1                               q2          q3                 q 

      При цене р предприниматель использует небольшое предприятие, которое приносит убытки (р  < SAC1). Предприниматель может увеличить мощности предприятия до уровня q3 и получить экономическую прибыль. 

      Однако  отрасль не будет находиться в  состоянии равновесия. Экономическая  прибыль привлекает других предпринимателей. В результате объем предложения на рынке  увеличится, а цена товара снижается до уровня р1.  Если цена упадет ниже, то начнется уход предпринимателей с рынка и цена опять вернется к величине р1.

      В итоге установится равновесное  состояние рынка в длительном периоде, для которого характерно:

      SMC = P = SACmin= LACmin,

      В длительном периоде уровень издержек всех предпринимателей выравнивается, экономическая прибыль исчезает.

      Равенство предельных издержек, минимума долгосрочных и краткосрочных средних общих  издержек и цены товара означает достижение наиболее эффективного состояния производства товара  и распределения ресурсов, используемых для его производства.

      Монополия

        Монопольный рынок характеризуется  следующими параметрами:

  • отсутствие у товара совершенных заменителей;
  • наличие барьеров входа на рынок, не допускающих появление других предпринимателей в долгосрочном периоде;
  • одному предпринимателю противостоит большое число покупателей.

      Кривая  спроса на товар монополиста имеет  отрицательный наклон и спрос  уменьшается по мере роста цены. Предельный доход монополиста не равен цене товара.

      Взаимосвязь между ценой, объемом выпуска  и предельной выручкой предпринимателя  выражается следующим соотношением:

      

      Второе  слагаемое отрицательно. Поэтому  предельный доход по мере снижения цены снижается быстрее цены товара.

                                     Рm, С

                                                                        MC

                                          Рm     MR    D 

                                                               А

                                      Рc                                           ATC

                                       С                    E

                                           

                                               

                                                              Qm    Qc                                       Q 

      Монополист  выбирает объем выпуска или цену товара, максимизирующие объем прибыли  за период времени.  Условие максимизации – MR = MC. Но цена товара выше средних общих издержек. Предприниматель получает экономическую прибыль на единицу товара   в размере величины отрезка АЕ.

      Объем выпуска монополистом меньше  объема выпуска конкурентного рынка.

      Ценовая дискриминация. 

      Ценовой дискриминацией называют установление продавцом разных цен на различные  единицы одного и того же товара, продаваемых одному или разным покупателям.

      Ценовая дискриминация первой степени –  каждая единица товара продается  по цене ее спроса. В результате кривая спроса и кривая предельного для монополиста дохода совпадают.

      Ценовая дискриминация второй степени –  разные единицы товара продаются  по разным ценам, но каждый потребитель, покупающий одинаковое количество товара, уплачивает одинаковую цену.

       Ценовая дискриминация третьей степени  – разным группам покупателей  товары продаются по разным ценам, но каждая единица товара, покупаемая отдельным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене (рынок сегментируется).

                                                                  р 

        

                                                             р1

                                                                                      р2 

                                                        МС 

                                                        D1       MR1                      MR2             D2  

                                         Рынок 1            Q1           Q2          Рынок 2

      Более высокая цена устанавливается на рынке с меньшей эластичностью  спроса.   
 
 

      Тема 6. Монополистическая конкуренция и олигополия

      Олигополия

      Олигополия - рынок, на котором большая часть продукции реализуется крупными фирмами, причем каждая из них имеет возможность своим поведением влиять на уровень цен и положение других фирм.

      С одной стороны, поведение фирм-олигополистов отличает стремление к сговору ради максимизации общей прибыли.

      Сговор есть явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью устранения или ограничения конкуренции между ними.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"