Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 08:24, курс лекций
Экономическая теория {economics - англ.) изучает каким образом общество с ограниченными ресурсами решает, что, как, и для кого производить.
Экономическая теория исследует проблему такого использования или применения редких ресурсов, при котором достигается наибольшее, максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества.
Рынок товара |
Равновесие предпринимателя в коротком периоде |
Равновесие предпринимателя достигается в точке А, в которой цена товара и предельные издержки равны. Валовый доход предпринимателя (TR) равен площади прямоугольника 0q*Ap. Общие издержки равны площади прямоугольника 0q*BС. Переменные издержки равны площади прямоугольника 0q*EСv. Постоянные издержки равны площади прямоугольника ВССvЕ. Экономическая прибыль равна площади прямоугольника АВрС. Средние общие издержки равны q*B. Средние переменные издержки равны q*E. Средние постоянные издержки равны BE.
Средняя экономическая прибыль равна АВ.
p
D
р1
р2
0
Q*
Q
0
Рынок товара |
Равновесие предпринимателя в коротком периоде |
Цена
товара ниже средних общих издержек
и предприниматель несет
Объем
производства, при котором цена товара
совпадает с минимумом средних
переменных издержек (точка С на
графике) называется точкой принятия решения
о прекращении операций (точка закрытия). р2
= min AVC.
Предложение предприятия в коротком периоде.
p
р4
р3
р2
р1
0 q1 q2 q3 q4 q 0 q1 q2 q3 q4 q
График функции предложения товара предпринимателем |
График функций издержек предпринимателя в коротком периоде |
По
мере роста цены товара предприниматель
увеличивает предложение с
q1 до q4. Величина предложения определяется
функциональными зависимостями издержек
предпринимателя.
Равновесие в долгосрочном периоде.
В длительном периоде предприниматель имеет возможность выбора производственной мощности. Благодаря свободе входа и выхода на рынок предприниматели, привлеченные наличием экономической прибыли, осваивают производство товара, а в случае наличия убытков покидают рынок.
Изменение числа предпринимателей, ищущих максимум прибыли на данном рынке, является важнейшим фактором, определяющим состояние равновесия на конкурентном рынке в длительном периоде. В результате каждый предприниматель в состоянии равновесия имеет нулевую экономическую прибыль в длительном периоде.
В длительном периоде предприниматель выбирает оптимальную производственную мощность предприятия.
р
D
S S1
p
p1
0
При цене р предприниматель использует небольшое предприятие, которое приносит убытки (р < SAC1). Предприниматель может увеличить мощности предприятия до уровня q3 и получить экономическую прибыль.
Однако отрасль не будет находиться в состоянии равновесия. Экономическая прибыль привлекает других предпринимателей. В результате объем предложения на рынке увеличится, а цена товара снижается до уровня р1. Если цена упадет ниже, то начнется уход предпринимателей с рынка и цена опять вернется к величине р1.
В итоге установится равновесное состояние рынка в длительном периоде, для которого характерно:
SMC = P = SACmin= LACmin,
В
длительном периоде уровень издержек
всех предпринимателей выравнивается,
экономическая прибыль
Равенство предельных издержек, минимума долгосрочных и краткосрочных средних общих издержек и цены товара означает достижение наиболее эффективного состояния производства товара и распределения ресурсов, используемых для его производства.
Монопольный рынок
Кривая спроса на товар монополиста имеет отрицательный наклон и спрос уменьшается по мере роста цены. Предельный доход монополиста не равен цене товара.
Взаимосвязь между ценой, объемом выпуска и предельной выручкой предпринимателя выражается следующим соотношением:
Второе слагаемое отрицательно. Поэтому предельный доход по мере снижения цены снижается быстрее цены товара.
Монополист выбирает объем выпуска или цену товара, максимизирующие объем прибыли за период времени. Условие максимизации – MR = MC. Но цена товара выше средних общих издержек. Предприниматель получает экономическую прибыль на единицу товара в размере величины отрезка АЕ.
Объем выпуска монополистом меньше объема выпуска конкурентного рынка.
Ценовая
дискриминация.
Ценовой дискриминацией называют установление продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемых одному или разным покупателям.
Ценовая дискриминация первой степени – каждая единица товара продается по цене ее спроса. В результате кривая спроса и кривая предельного для монополиста дохода совпадают.
Ценовая дискриминация второй степени – разные единицы товара продаются по разным ценам, но каждый потребитель, покупающий одинаковое количество товара, уплачивает одинаковую цену.
Ценовая дискриминация третьей степени – разным группам покупателей товары продаются по разным ценам, но каждая единица товара, покупаемая отдельным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене (рынок сегментируется).
D1 MR1
MR2
D2
Более
высокая цена устанавливается на
рынке с меньшей эластичностью
спроса.
Тема 6. Монополистическая конкуренция и олигополия
Олигополия - рынок, на котором большая часть продукции реализуется крупными фирмами, причем каждая из них имеет возможность своим поведением влиять на уровень цен и положение других фирм.
С одной стороны, поведение фирм-олигополистов отличает стремление к сговору ради максимизации общей прибыли.
Сговор есть явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью устранения или ограничения конкуренции между ними.