Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 08:24, курс лекций
Экономическая теория {economics - англ.) изучает каким образом общество с ограниченными ресурсами решает, что, как, и для кого производить.
Экономическая теория исследует проблему такого использования или применения редких ресурсов, при котором достигается наибольшее, максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества.
Если олигополистические фирмы сталкиваются с одинаковыми или очень похожими условиями спроса и издержек, они будут вступать в тайный сговор и максимизировать общие прибыли. Итоговые цена и объем производства являются, по существу, такими же, как и при чистой монополии.
Тайное соглашение может принимать форму картеля - соглашения относительно цены и объемах выпуска.
Лидерство в ценах как молчаливый сговор.
Доминирующая
на рынке фирма оценивает, сколько
товара продадут при каждой возможной
цене прочие фирмы, и вычитает этот объем
из оценки общего спроса на рынке. Таким
образом, она оценивает чистый спрос на
свой товар, Dn.
Затем она высчитывает предельную выручку
для этого спроса, MRn,
и производит количество товара Ql,
соответствующее точке, в которой МRn
= МС. Остальные фирмы-последователи
производят при цене Pl =
MC. В равновесии Ql
+ Qf
= Qd
при Р = РL.
Ломаная кривая спроса.
Пусть при цене Ро одна из трех фирм повысит цену. Если остальные за ней не последуют, то сокращение спроса на ее продукцию будет значительным даже при малом увеличении цены в силу эластичности спроса выше Ро. Если же эта фирма понизит цену, то соперники поступят также, а тогда в силу неэластичности спроса ниже Ро она лишь незначительно увеличит сбыт.
Модель объясняет, почему даже при изменении издержек в пределах разрыва MR, цены на олигополистическом рынке остаются сравнительно стабильными.
Монополистическая конкуренная - рынок, где много продавцов конкурируют при продаже дифференцированного продукта и на который возможен приход конкурентов.
Монополистические конкуренты сталкиваются с убывающей кривой спроса и выбирают выпуск Qo, где MR == МС. Получаемая прибыль (затененный прямоугольник) привлекает в отрасль новые фирмы.
Монополистическая конкуренция и равновесие в коротком периоде
Монополистическая конкуренция и равновесие в длительном периоде
В длительном периоде прибыль привлекает новые фирмы ди тех пор, пока она не станет равной нулю из-за смещения кривой спроса из положения Do в положение D1. Это смещение говорит о том, что спрос на продукцию каждой данной фирмы падает в связи с дополнительным предложением новых фирм.
Как
и в коротком периоде, MR = LMC, aP- AOLMC.
Равновесие устанавливается в точке Еi,
- точке касания кривой спроса и кривой
средних издержек (D1
и LAC).
Тема 7. Рынки ресурсов
Спрос на ресурсы - производный спрос, то есть определяется спросом на товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов.
MRP - предельный продукт в денежной форме - показывает прирост общей выручки в результате использования дополнительной единицы фактора.
MRP = МРf х MRo
При
совершенной конкуренции MRo =
Pq, отсюда MRP =
МРf x Pq
MRC
- предельные издержки
на ресурс - показывают прирост
издержек на каждую дополнительную единицу
задействованного ресурса.
Правило
оптимизации:
MRPf
= MRCf
Фирма
задействует ресурс до тех пор, пока
предельный продукт фактора в денежном
выражении не сравняется с предельными
издержками использования его услуг.
На
конкурентных рынках фирма использует
максимизирующее прибыль сочетание ресурсов,
если каждый из ресурсов используется
в таком объеме, что его цена равна его
предельному продукту в денежном выражении.
Рf = MRPf
Если конкурентная фирма использует два фактора (капитал - К; труд -L), то это выражение можно представить как:
Оптимизация использования факторов тождественна максимизации объема прибыли.