Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:57, курс лекций

Краткое описание

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1 Что изучает экономическая теория
1.2 Важнейшие экономические понятия, проблемы эффективности.
1.3 Методы экономической теории
1.4 Из истории развития экономической теории

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по экономики.docx

— 719.51 Кб (Скачать файл)

 

Существуют  различные взгляды на роль монополий  в эффективном использовании  ресурсов и обеспечении научно-технического прогресса. Но общепризнанно, что монополист стремится к производству, продаже меньшего объёма продукции и по более высокой цене, чем его конкурентный коллега. Таким образом, складывается картина недостаточно эффективного распределения и использования ресурсов. Комплекс подобных причин побуждает государство заниматься регулированием деятельности таких монополий. Основным инструментом такого регулирования является антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Антимонопольные законы могут регламентировать цены на производимую продукцию и могут регламентировать процессы слияния и демонополизации компаний. Примером является решение о демонополизации (разделе на 2-3 самостоятельных фирмы) компании Microsoft.

 

3.5 Недостатки  рынка и необходимость государственного  регулирования

 

Из  рассмотренного предыдущего параграфа  мы уже можем сделать вывод  о том, что рынок, и особенно рынок  несовершенной конкуренции, не лишен  недостатков. Недостатки, как известно, принято маскировать и исправлять, используя для этого макияж или  более кардинальные способы. Такую  лечебно-исправительную функцию в  отношении рынка призвано играть государственное регулирование. Давайте  определим, что рынку неподвластно и неинтересно.

А также, какими методами государство  может исправить недостатки рынка. К недостаткам рынка можно  отнести следующие:

    • Макроэкономическая нестабильность.
    • Монополизм, угасание конкуренции.
    • Игнорирование рынком внешних эффектов (экстерналий):
      • отрицательные внешние эффекты (издержки перелива);
      • положительные внешние эффекты (выгоды перелива).
    • Отсутствие интереса к производству общественных благ.
    • Равнодушие рынка к социальным проблемам.

1. Макроэкономическая  нестабильность. Функционирование рыночного механизма приводит к равновесию между спросом и предложением. Но такое равновесие может установиться при неполной занятости экономических ресурсов или при высоком уровне инфляции. Рынок самостоятельно (без осмысленной государственной политики) не может справиться с высокой безработицей и инфляцией, с сглаживанием циклических колебаний в экономике. Государственное регулирование в этой области состоит в проведении бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики (см. темы 9,10,11).

2. Монополизм. Угасание конкуренции. Мы уже говорили в параграфе 3.4 о негативном влиянии монополизации рынка на эффективное распределение экономических ресурсов. Поддержание конкуренции как основного регулирующего механизма в рыночной экономике является одной из приоритетных задач государства. Государственное антимонопольное регулирование сводится к контролю за ценами и стандартами продукции, а также к антитрестовскому законодательству.

3. Внешние  эффекты (экстерналии). Внешними или побочными называются такие выгоды и издержки, с которыми не сталкиваются непосредственные участники рыночной сделки, а весь эффект, положительный или отрицательный, получает третья сторона.

  • Отрицательные внешние эффекты (издержки перелива) обычно иллюстрируются примерами, связанными с загрязнением окружающей среды. Целлюлозно-бумажный комбинат загрязняет своими отходами чистый водоём, вблизи которого он располагается. Стороной, которая страдает в данной ситуации (несёт дополнительные издержки), является население этого региона. Производитель и потребитель выигрывают. Производственные затраты, без учёта расходов на очистку отходов, оказываются достаточно низкими. Производитель привлекает дополнительные экономические ресурсы. Объём производства растёт до уровня выше оптимального с точки зрения всего общества. Цена опускается до уровня ниже оптимального для общества. Таким образом, для производства целлюлозы и бумаги используется избыточное количество ресурсов. Рынок не видит и не может регулировать подобную ситуацию.
  • Государственное регулирование издержек перелива может быть двояким: законодательное ограничение и даже запрещение загрязнения природы; введение штрафных санкций, особых налогов (комплекс законодательных, административных и экономических инструментов государственного регулирования). Такими действиями государство перекладывает на производителя издержки перелива.
  • Положительные внешние эффекты (выгоды перелива) могут возникать для третьих лиц или для общества в целом при производстве и потреблении определённых товаров, услуг. Эти выгоды перелива не оплачиваются и не компенсируются. Примером могут служить услуги здравоохранения и образования. Если проводится вакцинация и лечение больных туберкулёзом или либо другими инфекционными заболеваниями, то выгоду получают не только больные, но и всё население. Образование приносит пользу не только самим учащимся. Предприниматели получают более квалифицированных работников, с высокой производительностью труда. Общество получает активных и думающих граждан. Но так как выгоды перелива не оплачиваются, то объём производства таких товаров и услуг может оказаться заниженным по сравнению с общественными потребностями. Государственное регулирование выгод перелива может заключаться в предоставлении субсидий потребителям и производителям подобных товаров и услуг. Государство само может заняться производством продукции с большим положительным внешним эффектом.

4. Общественные  товары и услуги. Многие товары и услуги начинают приносить выгоду сразу после их производства. Поэтому невозможно не допустить к этим благам тех, кто не платит за их использование. Такие товары и услуги называются общественными. Рынок не заинтересован в производстве подобных благ. Освещение городских улиц жизненно необходимо, но собирать плату с индивидуальных пользователей трудно и, наверное, невозможно. Оборона страны, охрана общественного порядка, противопожарные мероприятия, мониторинг стихийных бедствий, строительство и обслуживание маяков и т.д. Государственное регулирование заключается в аккумулировании средств через налоги и направлении государственных расходов на производство общественных товаров. Эти товары и услуги могут производиться и предприятиями государственного сектора.

5.Социальные  проблемы. Рынок предъявляет одинаковые требования ко всем. Однако у кого-то есть экономические ресурсы, а у кого-то их нет. Таким образом, существуют значительные слои населения, у которых отсутствует сама возможность участвовать в конкурентных, рыночных отношениях и получать какие-либо доходы. Инвалиды, больные, сироты и престарелые нуждаются в государственной поддержке. Государственное регулирование заключается в различных программах борьбы с бедностью, в трансфертных (безвозмездных) платежах обездоленным слоям населения, регулировании ценообразования и определении минимального размера заработной платы. Прогрессивная шкала обложения индивидуальных доходов (богатые платят больше, чем бедные) также является инструментом государственного регулирования социальных проблем.

Таким образом, недостатки рыночного экономического механизма требуют государственного вмешательства в экономику. В реальной действительности развитые рыночные экономики являются смешанными экономиками, где наряду с частным сектором развит и государственный сектор экономики.

 

4. ПОВЕДЕНИЕ  ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР

 

4.1 Простейшая  модель поведения потребителей

 

Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен.

Наш выбор товаров и услуг для  потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.

Предпочтения  потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.

Одно  из теоретических объяснений закона спроса, а также потребительского выбора связано с законом убывающей  предельной полезности.

Полезность  блага - это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.

В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага, а зная полезность разных благ, он может сделать выбор  из различных благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки  зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.

Потребляя разные количества одного и того же блага, мы замечаем, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. Первый съеденный  нами беляш в университетской  столовой приносит нам наибольшее удовлетворение, второй беляш приносит меньшее удовлетворение, третий ещё меньше. Этим также руководствуется  потребитель, покупая различные  количества благ. В теории данная закономерность получила название закона убывающей  предельной полезности.

Предельная  полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.

Закон убывающей  предельной полезности предполагает зависимость между увеличением количества потребляемого блага и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличением количества потребляемых благ общая величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся величину полезности.

Закон убывающей  предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.

Принципом убывающей предельной полезности руководствуется  потребитель, выбирая такой потребительский  набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага  и при данном доходе потребителя.

Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя  на рынке, то есть модель его поведения.

    • Выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями.
    • Поведение потребителя является рациональным, в частности, он выдвигает определённые цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма.
    • Потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности.
    • На выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности.
    • При выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением.

Модель  поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.

Изложенная  выше модель поведения потребителя  является простейшей моделью. Некоторые  положения этой модели слишком абстрактны. Например, трудно представить, что, съев два беляша, мы мысленно определили количество полученного удовлетворения; больше того, мы вряд ли думали о максимизации полезности в данном случае. Тем  не менее, эта упрощённая модель поведения  потребителя является очень полезной, многое объясняет в поведении  покупателей на рынке, в том числе  и то, от чего зависит спрос на товары.

 

4.2 Потребительский  набор и бюджетное ограничение

 

По  существу, теория поведения потребителя - это теория потребительского выбора. В изложенной выше модели поведения  потребителя были сформулированы важнейшие  принципы этого выбора. В дальнейшем мы рассмотрим некоторые положения  этой теории более подробно. В частности, остановимся на понятии бюджетного ограничения и потребительского набора.

Бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ.

Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении.

Потребительский выбор. Правило максимизации полезности характеризуется предпочтениями покупателя. При этом предполагается, что этот выбор представляет собой лучшую комбинацию благ (или потребительский набор) из всех возможных комбинаций. Лучшую в том смысле, что этот потребительский набор приносит покупателю наибольшую полезность.

Совокупная  полезность - это общая полезность всех единиц данного блага, кроме этого, совокупная полезность - это общая полезность всего потребительского набора.

Предельная  полезность на затраченный рубль - это величина предельной полезности, получаемая путём деления предельной полезности блага на цену этого блага.

Чем больше приобретено благ, тем больше совокупная полезность этих благ.

Функция полезности - это прямо пропорциональная зависимость между совокупной полезностью благ и их количеством.

Потребительский выбор представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения.

Мы  подошли к главному вопросу теории потребительского выбора. Чем руководствуется  потребитель, выбирая лучший набор  благ, набор с максимальной полезностью? В чём состоит правило максимизации полезности?

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"