Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:57, курс лекций

Краткое описание

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1 Что изучает экономическая теория
1.2 Важнейшие экономические понятия, проблемы эффективности.
1.3 Методы экономической теории
1.4 Из истории развития экономической теории

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по экономики.docx

— 719.51 Кб (Скачать файл)

Иллюстрацией  закона спроса является кривая спроса.

 

 

Каждой  цене из ряда возможных цен (шкалы  цен) соответствует готовность потребителя  приобрести определённое количество продукта?

Для того чтобы ответить на вопрос, какие  факторы влияют на изменение кривой спроса, необходимо различать два  понятия: изменение величины спроса и изменение спроса (изменение в спросе).

Величина  спроса изменяется под влиянием ценового фактора. Графически это выражается в перемещении по кривой спроса вверх или вниз (см. рис 3.3).

 

 

А изменение спроса (изменение в спросе) выражается в смещении кривой спроса вправо или влево (рис.3.4)

 

 

К факторам, влияющим на смещение кривой спроса, можно отнести следующие:

    • изменение вкусов и предпочтений потребителей;
    • количество потребителей на рынке (размер рынка);
    • изменение денежных доходов потребителя;
    • цены на сопряженные товары (товары-субституты);
    • потребительские ожидания изменений на рынке.

Вкусы и  предпочтения потребителей могут меняться под воздействием моды, образа жизни, рекламы и т.д. Так в течение многих десятилетий большой популярностью пользовались резиновые галоши, но много ли мы найдем сейчас желающих прогуляться в этой обуви по улицам.

Количество  покупателей. Уменьшение или увеличение числа потребителей приводит к соответствующему изменению в спросе. Уменьшение числа студентов в стране может привести к снижению спроса на бумагу, учебники и т.д. Создание различных интеграционных объединений (зон свободной торговли, таможенных союзов) приводит к увеличению размера рынка и к увеличению спроса.

Доход. А. Товары высшей категории (нормальные товары).Спрос на эти товары изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода. В. Товары низшей категории. Спрос на эти товары изменяется в обратной зависимости от изменения денежного дохода.

Цены на сопряжённые товары. Товары-заменители. Если продукты являются взаимозаменяемыми, то цена на один продукт и спрос на другой продукт находятся в прямой зависимости. Взаимодополняющие товары. В этом случае существует обратная зависимость между ценой на один товар и спросом на другой.

Ожидания  потребителей. Ожидание роста или снижения цен, повышения или понижения доходов может привести к увеличению или уменьшению спроса на товары.

Эластичность  спроса

Степень чувствительности потребителей к изменению  цены продукции называется ценовой эластичностью спроса. Для измерения эластичности спроса используют коэффициент эластичности спроса.

Коэффициент эластичности спроса показывает на сколько процентов меняется величина спроса на товар вследствие изменения его цены на один процент.

Формулу коэффициента ценовой эластичности спроса можно представить следующим  образом:

 

 

Если  коэффициент ценовой эластичности меньше 1, то спрос на данный продукт  является неэластичным спросом, если больше 1, то спрос эластичный. Различают  также единичную эластичность (Ed=1), абсолютную неэластичность (спрос не меняется с изменением цены), абсолютно эластичный спрос (самое небольшое снижение цены увеличивает покупки до бесконечности).

 

 

3.2 Предложение  и его факторы

 

Предложение - это количество товаров и услуг, которые производитель готов произвести для продажи по конкретной цене из ряда возможных цен в определённый период времени.

Закон предложения. Высокие цены побуждают производителя предлагать на рынке больше своих товаров, а низкие - меньше.

 

 

Изменение величины предложения - это перемещение по кривой предложения от одной точки к другой под влиянием изменения цены.

Изменение предложения (изменение в предложении) означает смещение всей кривой предложения вправо или влево под воздействием неценовых факторов.

 

 

К неценовым факторам (детерминантам) предложения можно отнести следующие:

    • цены на факторы производства (экономические ресурсы);
    • технология;
    • размер налогов и субсидий;
    • цены на другие товары;
    • ожидания;
    • количество производителей (продавцов).

Цены на ресурсы (факторы производства). Увеличение или уменьшение цен на ресурсы, которые используются для производства продукта, ведёт к увеличению или снижению издержек производства.

Технология. Применение современной технологии позволяет затрачивать на производство единицы продукции меньше ресурсов. Следовательно, уменьшаются издержки, предложение растёт.

Налоги  и субсидии. Размер налогов можно рассматривать как фактор, который увеличивает издержки и сокращает предложение. Государственные субсидии напротив уменьшают издержки и увеличивают предложение.

Цены на другие товары. Предприятие (фирма) может переориентироваться на производство другой продукции, цены на которую возросли. В то же время фирма сократит предложение или совсем прекратит производство данного товара, если цена на него упадет или даже останется неизменной.

Ожидания. Существуют различные варианты, как могут отреагировать производители, например, если ожидается повышение цен. Возможно, фирмы увеличат предложение или, наоборот, сократят текущее предложение в ожидании будущего роста цен.

Количество  продавцов. Увеличение числа фирм, занимающихся производством данного продукта, приведёт к увеличению рыночного предложения и сдвигу кривой предложения вправо (конечно, если объёмы производства каждого предприятия при этом не сократятся).

 

3.3 Цена  и ценообразование

 

Мы  рассмотрели спрос и предложение  по отдельности. Теперь попробуем соединить  их вместе. Такое объединение происходит через особенности поведения  потребителя и производителя (подробнее  об этом в лекциях 4 и 5). Решающую роль в этом единении играет цена.

Цена - это та денежная сумма, за которую потребители готовы приобрести или реализовать товар (услугу).

Среди множества цен (шкалы цен) существует только одна, по которой продавцы желают и могут приобрести, а продавцы готовы реализовать определённое количество товара. Такая цена называется равновесной (рыночной) ценой.

При любой другой цене, которая будет  выше или ниже равновесной, существует разрыв между спросом и предложением. Цена выше равновесной стимулирует  производителей производить больше продукции, но у потребителей снижает  желание покупать этот товар, переключая их спрос на другие товары. Как следствие, на рынке появляется избыточное предложение  данного товара. Однако такое положение  не может сохраняться постоянно. Наличие избыточного товара у  производителей будет побуждать  их к снижению цены, в результате цена может упасть даже ниже равновесной. По новой цене производители будут  готовы предложить гораздо меньшее  количество товара, но число покупателей, готовых приобрести этот продукт, возрастёт. Спрос превысит предложение, образуется дефицит. В свою очередь, конкуренция  между покупателями приведет к росту  цены, а рост цены подтолкнёт производителей к увеличению выпуска товара.

Избыток товара будет опускать его цену, а нехватка (дефицит) вызовет рост цены на продукт. Так будет продолжаться до тех пор, пока при определенной цене количество продукта, которое  готовы приобрести покупатели, не совпадёт с количеством товара, которое производители готовы выпустить и продать по этой же цене. Это и будет равновесная цена, а объём продукции будет называться равновесным количеством.

В данном случае мы видим действие уравновешивающей функции цен. Суть этой функции заключается  в том, что конкурентные силы спроса и предложения способны прийти к  такому уровню цен, при котором решения  о купле и продаже будут  совпадать по месту и по времени. Существуют и другие функции цен: информационная, организующая, регулирующая, санирующая (побуждающая наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы) и  т.д.

Что же будет происходить с равновесной  ценой, если будут меняться известные  нам неценовые факторы. Как вы помните, изменение этих факторов приводит к сдвигу кривых спроса и предложения  вправо-влево. В этом случае можно  рассмотреть простые и сложные  случаи.

 

В простых случаях меняется или  спрос, или предложение, в сложных  случаях спрос и предложение  изменяются одновременно. К более  сложным случаям относятся следующие:

1. Предложение  растет, спрос сокращается. При этом происходит снижение равновесной цены. Изменение равновесного количества может быть со знаком +, - или 0. Все зависит от количественного соотношения изменений спроса и предложения.

2. Предложение  сокращается, спрос растет. Здесь наблюдается повышение равновесной цены тоже за счёт изменения и спроса, и предложения. Изменение равновесного количества может быть различным, как и в 1-ом случае, оно зависит от соотношения изменений спроса и предложения.

3. Предложение  и спрос растут. В этом случае на равновесную цену воздействуют две противоположные тенденции:

  • рост предложения в направлении понижения цены;
  • рост спроса в направлении повышения цены. При этом равновесное количество увеличивается.

4. Предложение  и спрос сокращаются. В такой ситуации воздействие на равновесную цену неопределённо. Если объёмы сокращения предложения больше сокращения спроса, то равновесная цена повышается. В случае если объёмы сокращения предложения меньше сокращения спроса, то равновесная цена уменьшается. Равновесное количество в любом случае сократится.

(Попробуйте  построить графики спроса и  предложения для сложных случаев  и рассмотреть изменения равновесной  цены и равновесного количества.)

Теперь  необходимо выяснить, что произойдет, если произойдут нарушения в действии механизма рыночного ценообразования. Например, кто-нибудь (государство, монополия) установит законодательным, приказным, волевым порядком цену выше или ниже равновесной. Имеются в виду так  называемые цены "пола" и "потолка". Но в отличие от обыкновенной комнаты  потолок цены устанавливается ниже равновесной цены (выше потолка нельзя подпрыгнуть), а низший предел цены (цена "пола") выше равновесной  цены (ниже пола невозможно упасть).

 

Как мы видим из рис. 3.7, результатом применения потолка цены или низшего предела  цены будет дефицит или излишек. Зачем же применяют такие способы  контроля за ценами?

Потолки цен применяют обычно для сдерживания инфляционных процессов, решения социальных проблем, например, доступность каких-либо продуктов беднейшим слоям населения. Необходимость такого регулирования цен возникает во время войн, стихийных бедствий. Неизбежным спутником дефицита являются очереди и "чёрный" рынок. Всё это вынуждает применять различные способы нормирования товаров, в частности, карточки, талоны и т.д.

Низшие  пределы цен могут устанавливаться  для поддержки отечественного производителя, для решения социальных вопросов (закон о минимальной заработной плате). Во многих странах практикуется использование цен "пола" для поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, т.е. государство устанавливает минимальную цену, ниже которой продавать-покупать нельзя. При цене выше равновесной появляется избыток предложения, излишек продукции. Что делать с этим излишком? Можно попробовать договориться с производителями товара, ограничить предложение. Можно найти новые области применения продукта, и тем самым увеличить спрос. В противном случае государство должно будет закупить излишек продукции. Таким образом поступает правительство США, закупая излишки зерна у фермеров и предлагая его затем на экспорт. В Бразилии нашли способ избавиться от излишков сахарного тростника путём переработки его в спирт, который используется вместо бензина для заправки автомобилей.

 

3.4 Конкуренция  и модели рынка

 

Рыночные  цены формируются в результате конкуренции. Фирмы (производители) вступают между  собой в соревнования за платёжеспособный спрос потребителя, за его предпочтения, за его деньги. Такое соревнование можно назвать экономической  конкуренцией. Формы и характер экономической  конкуренции могут значительно  меняться в зависимости от того, на каких рынках действуют рыночные субъекты и как эволюционирует рыночная ситуация.

 

Характеристика основных моделей рынка

Признаки модели рынка

Модели рынка

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Количество фирм

Множество

Много

Несколько

Одна фирма

Тип продукции

Однородная, стандартизированная

дифференцированная

Однородная или дифференцированная

Уникальная продукция

Степень контроля над ценой

Отсутствует контроль

Слабый, незначительный контроль

Частичный контроль

Высокая степень контроля

Условия вступления в отрасль

Ограничений нет, равный доступ к информации

Относительно лёгкие, удовлетворительный доступ к информации

Ограничен доступ на рынок и к  информации

Доступ на рынок блокирован

Примеры

Фермерские хозяйства

Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д.

Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д.

Электрические и газовые, местные  телефонные компании и т.д.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"