Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:57, курс лекций
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1 Что изучает экономическая теория
1.2 Важнейшие экономические понятия, проблемы эффективности.
1.3 Методы экономической теории
1.4 Из истории развития экономической теории
Дополнительные издержки (МС), связанные с производством еще одной единицы продукции, называются предельными издержками.
Предельный доход (MR) представляет собой дополнительный доход, получаемый при производстве дополнительной единицы продукции.
Основной целью деятельности конкурентной фирмы является максимизация прибыли. Прибыль представляет собой разницу между совокупным доходом и совокупными издержками за период продаж:
П = TR - TC = PQ - TC,
Максимизация прибыли, происходит при условии, что цена превышает величину средних совокупных издержек (P > ATC min). Максимизация прибыли подчиняется определенным правилам. Это правило заключается в том, что посредством выпуска продукции повышается прибыль только в том случае, если доход от продаж дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы, т.е. если предельный доход (MR) больше предельных издержек (MC).
Напротив, когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции выше приносимого за счет ее реализации дохода (MR < MC), то, произведя соответствующую порцию товара, фирма лишь сокращает свою прибыль или увеличивает убытки.
Очевидно, что в этих условиях максимальная прибыль будет достигнута при том объеме производства, когда предельные издержки сравняются с предельным доходом. На рисунке 5.4. кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет кривую предельного дохода, т.е. сравняется с ней. Другими словами, прибыль растет при приближении к точке равенства предельных издержек и дохода с любой стороны. А, следовательно, максимум прибыли достигается в самой точке.
Эту закономерность в экономической науке принято называть правилом максимизации прибыли. Согласно ему, максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующей точке равенства предельного дохода и предельных издержек.
Фирма будет максимизировать прибыль, поддерживая величину выпускаемой продукции на таком уровне, когда предельный доход будет равен предельным издержкам при том условии, что цена продукции превышает средние совокупные издержки.
MR = MC ( P > ATC )
Фирмы-монополисты или предприятия на олигополистическом рынке стремятся установить цену на свои товары с таким расчетом, чтобы они обеспечивали ей желанный объем прибыли. Предположим, что фирма назначает на свою продукцию цены с таким расчетом, чтобы получить максимум прибыли на вложенный капитал. Методика расчетов на получение целевой прибыли основывается на графике безубыточности.
Этот метод позволяет в наглядной форме отразить движение не только валовых издержек (ТС), но и изменение объема производства (Q) и валового дохода (ТR) от реализации продукции, величины прибыли. На графике представлены общие издержки и ожидаемые общие поступления прибыли при разных уровнях объема продаж.
Для обеспечения безубыточности, т.е. для покрытия валовых издержек поступлениями, фирма должна производить как минимум Q1 или Q2 товарных единиц и продать их по определённой цене. Для получения максимальной прибыли, ей необходимо произвести и продать Q3 товарных единиц по цене P за штуку. Исходя из поставленных целей, то есть масштабов намечаемой прибыли, фирма и определяет цену своей продукции и её объём.
5.3 Издержки
производства в долгом периоде.
Положительный эффект масштаба (объема производства)
Положительный эффект масштаба - это сокращение средних издержек, обусловленное ростом масштабов производства.
Причиной такого снижения издержек производства на единицу выпускаемой продукции является повышение эффективности труда, который характеризуется более глубокой специализацией и разделением труда.
Многие
фирмы не всегда имеют возможность
воспользоваться более
Мелкие
предприятия и фирмы такой
возможности не имеют. В то же время
крупные предприятия и
Производство
при использовании
Отрицательный эффект масштаба
Отрицательный эффект масштаба - это увеличение средних издержек, обусловленное ростом масштабов производства.
Главная
причина возникновения
Положительный
или отрицательный эффекты
6. РЫНОК
РЕСУРСОВ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
Рынок
факторов производства отличается от
обычного традиционного рынка, где
реализуются товары для удовлетворения
обычных потребностей человека, тем,
что на этом рынке покупателями являются
производители самых различных
товаров личного и
В
рыночной экономике основные факторы
производства - это земля, труд и
капитал. Спрос на ресурсы предъявляют
фирмы для производства товаров,
которые потом будут проданы.
Предложение исходят главным
образом от агентов, владеющих землей,
трудом или капиталом, то есть от домашних
хозяйств. Когда фирма обеспечивает
себя соответствующим фактором производства,
она несет издержки, но надеется,
что ее производство возрастет и
что ее выручка также возрастет
с увеличением производства продукции.
Для фирмы-производителя
В
экономической теории рынок ресурсов
рассматривается в следующей
последовательности исходя из той роли,
которую выполняют в
6.1 Особенности спроса на ресурсы
На рынке каждого ресурса цена ресурса имеет свою специфику и выступает в особой форме:
Вместе с тем есть и дополнительные особенности рынков ресурсов, которые усложняют ценообразование на этих рынках. К ним относятся:
1. Ограниченность ресурсов в силу того, что они не воспроизводимы. Например, качественная нефть в мире пользуется большим спросом, но её просто очень мало, и её запасы истощаются. То же самое можно сказать о плодородной земле. Высококвалифицированный творческий работник также является редким ресурсом, спрос на таких работников всегда превышает предложение. В то же самое время предложение обычных товаров, например, потребительских товаров, всегда можно увеличить, если они пользуются спросом.
2. Институциональные факторы, влияющие на спрос на ресурсы, (например, можно отнести государственное регулирование рынка земли, деятельность профессиональных союзов).
3. Производный характер спроса на ресурсы - проявляется в том, что спрос на ресурсы определяется и зависит от спроса на продукцию, которая производится с помощью данного ресурса.
Важной стороной рынка ресурсов является спрос на ресурсы. Можно выделить несколько важнейших факторов, влияющих на спрос на ресурс, предъявляемый производителями, фирмами. К ним относятся следующие факторы:
6.2 Рынок труда и заработная плата
Рыночный спрос на данном рынке будет определяться совокупным спросом всех фирм, а предложение - совокупным предложением всех рабочих, ищущих работу. В свою очередь, всё предложение рабочей силы на рынке труда можно подразделить на так называемые не конкурирующие группы. Различия в профессии, квалификации, уровне образования и т.д. разделяют людей на разные группы, и в поисках работы эти группы практически не конкурируют друг с другом.
Рабочая
сила в рыночной экономике приобретает
также форму человеческого
Инвестиции в человеческий капитал выступают, прежде всего, в трех видах:
Инвестиции в человеческий капитал выгодны как обществу, так и отдельному работнику.
Заработная плата представляет собой доход в денежной форме, получаемой наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги. Ее также определяют как цену производственного ресурса, название которого труд.
В ситуации, когда спрос на труд равен предложению труда, устанавливается равновесный уровень заработной платы (см. рис. 6.1.). Если же предложение рабочей силы превышает спрос на неё, то возникает безработица.