Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:57, курс лекций

Краткое описание

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1 Что изучает экономическая теория
1.2 Важнейшие экономические понятия, проблемы эффективности.
1.3 Методы экономической теории
1.4 Из истории развития экономической теории

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по экономики.docx

— 719.51 Кб (Скачать файл)

Дополнительные  издержки (МС), связанные с производством еще одной единицы продукции, называются предельными издержками.

Предельный  доход (MR) представляет собой дополнительный доход, получаемый при производстве дополнительной единицы продукции.

Основной  целью деятельности конкурентной фирмы  является максимизация прибыли. Прибыль  представляет собой разницу между  совокупным доходом и совокупными  издержками за период продаж:

 

П = TR - TC = PQ - TC,

 

  • П - прибыль,
  • TR - совокупный доход (выручка),
  • PQ - цена, умноженная на количество произведённой продукции,
  • TC - совокупные издержки.

Максимизация  прибыли, происходит при условии, что  цена превышает величину средних  совокупных издержек (P > ATC min). Максимизация прибыли подчиняется определенным правилам. Это правило заключается в том, что посредством выпуска продукции повышается прибыль только в том случае, если доход от продаж дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы, т.е. если предельный доход (MR) больше предельных издержек (MC).

Напротив, когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции  выше приносимого за счет ее реализации дохода (MR < MC), то, произведя соответствующую  порцию товара, фирма лишь сокращает  свою прибыль или увеличивает  убытки.

Очевидно, что в этих условиях максимальная прибыль будет достигнута при  том объеме производства, когда предельные издержки сравняются с предельным доходом. На рисунке 5.4. кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет  кривую предельного дохода, т.е. сравняется с ней. Другими словами, прибыль  растет при приближении к точке  равенства предельных издержек и  дохода с любой стороны. А, следовательно, максимум прибыли достигается в  самой точке.

 

 

Эту закономерность в экономической  науке принято называть правилом максимизации прибыли. Согласно ему, максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующей точке равенства предельного дохода и предельных издержек.

Фирма будет максимизировать прибыль, поддерживая величину выпускаемой  продукции на таком уровне, когда  предельный доход будет равен  предельным издержкам при том  условии, что цена продукции превышает  средние совокупные издержки.

MR = MC ( P > ATC )

 

Фирмы-монополисты  или предприятия на олигополистическом рынке стремятся установить цену на свои товары с таким расчетом, чтобы они обеспечивали ей желанный объем прибыли. Предположим, что  фирма назначает на свою продукцию  цены с таким расчетом, чтобы получить максимум прибыли на вложенный капитал. Методика расчетов на получение целевой  прибыли основывается на графике  безубыточности.

 

 

Этот  метод позволяет в наглядной  форме отразить движение не только валовых издержек (ТС), но и изменение  объема производства (Q) и валового дохода (ТR) от реализации продукции, величины прибыли. На графике представлены общие издержки и ожидаемые общие поступления прибыли при разных уровнях объема продаж.

Для обеспечения безубыточности, т.е. для  покрытия валовых издержек поступлениями, фирма должна производить как  минимум Q1 или Q2 товарных единиц и продать  их по определённой цене. Для получения  максимальной прибыли, ей необходимо произвести и продать Q3 товарных единиц по цене P за штуку. Исходя из поставленных целей, то есть масштабов намечаемой прибыли, фирма и определяет цену своей  продукции и её объём.

 

5.3 Издержки  производства в долгом периоде.  Эффект масштаба

 

Положительный эффект масштаба (объема производства)

Положительный эффект масштаба - это сокращение средних издержек, обусловленное ростом масштабов производства.

Причиной  такого снижения издержек производства на единицу выпускаемой продукции  является повышение эффективности  труда, который характеризуется  более глубокой специализацией и  разделением труда.

Многие  фирмы не всегда имеют возможность  воспользоваться более эффективной  техникой. В свою очередь более  эффективное оборудование требует  больших объемов производства. Если посмотреть на функционирование автомобилестроения, то наиболее эффективные методы производства предполагают использование дорогой  и сложной техники. Эксплуатация этого оборудования может потребовать, по оценке экспертов, объема производства от 200 до 400 тыс. автомобилей в год. Только крупные производители могут  позволить себе приобретение наиболее дорогого и наиболее эффективного оборудования.

Мелкие  предприятия и фирмы такой  возможности не имеют. В то же время  крупные предприятия и крупномасштабные объемы производства имеют дополнительные возможности для производства побочной продукции, чем мелкие фирмы. Большие  фабрики, к примеру, по производству мясных пищепродуктов к основной продукции производят клей, удобрения, лекарственные препараты и ряд других продуктов из тех отходов, которые не нашли бы своей переработки в мелких предприятиях и были бы просто выброшены за ненадобностью.

Производство  при использовании дорогостоящего и совершенного оборудования требует  долгосрочного периода его использования  с целью полного возмещения затрат на их приобретение. Рост разделения и специализации трудовых операций, а также утилизация отходов вносят существенный вклад в снижение издержек производства на единицу продукции.

Отрицательный эффект масштаба

Отрицательный эффект масштаба - это увеличение средних издержек, обусловленное ростом масштабов производства.

Главная причина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с ростом управленческих расходов. Этот рост расходов связан с образованием новых структур по контролю, управлению производством, реализации произведенного продукта. На небольшом предприятии один старший  администратор может лично принимать  все важнейшие решения, касающиеся функционирования предприятия. На крупномасштабном предприятии наблюдается разрастание  иерархического аппарата управления вглубь и вширь, что создает трудности  обмена информацией, координации решений  и бюрократической волокиты. В  результате решения принимаются  с опозданием, снижается эффективность  работы, растут средние издержки производства. Увеличение количества всех ресурсов не ведет к пропорциональному  росту отдачи, например, рост ресурсов на 10% приведет к росту объема производства в меньшей степени, например, на 5-6%.

Положительный или отрицательный эффекты масштаба производства имеют огромное значение в процессе преуспевания или выживания  фирмы. Фирмы, сумевшие воспользоваться  расширением масштабов своей  деятельности, как правило, пользуются положительным эффектом массового  производства. Такие фирмы в период экономических потрясений и кризисов выживают и в последствии процветают. Те же, кому не удалось достичь необходимых масштабов, оказываются в тяжелом положении с высокими издержками, обреченные на разорение и банкротство.

 

6. РЫНОК  РЕСУРСОВ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

 

Рынок факторов производства отличается от обычного традиционного рынка, где  реализуются товары для удовлетворения обычных потребностей человека, тем, что на этом рынке покупателями являются производители самых различных  товаров личного и производственного  назначения. Расходы, которые осуществляют в данном случае производители, выступают  как доходы для продавцов ресурсов. Продавцами ресурсов выступают домашние хозяйства. Уровень развития общественного  производства зависит от количества этих ресурсов, их рационального использования.

В рыночной экономике основные факторы  производства - это земля, труд и  капитал. Спрос на ресурсы предъявляют  фирмы для производства товаров, которые потом будут проданы. Предложение исходят главным  образом от агентов, владеющих землей, трудом или капиталом, то есть от домашних хозяйств. Когда фирма обеспечивает себя соответствующим фактором производства, она несет издержки, но надеется, что ее производство возрастет и  что ее выручка также возрастет  с увеличением производства продукции. Для фирмы-производителя большое  значение имеют цены на ресурсы, так  как именно от них будет зависеть уровень издержек производства.

В экономической теории рынок ресурсов рассматривается в следующей  последовательности исходя из той роли, которую выполняют в производстве различные факторы производства, а именно: рынок труда, рынок капитала, рынок земли.

 

6.1 Особенности  спроса на ресурсы

 

На  рынке каждого ресурса цена ресурса  имеет свою специфику и выступает  в особой форме:

    • цена услуг труда - это заработная плата;
    • цена услуг денежного капитала - это ссудный процент;
    • цена услуг физического каптала - арендная плата за капитал;
    • цена использования земли как фактора производства - арендная плата.

Вместе  с тем есть и дополнительные особенности  рынков ресурсов, которые усложняют  ценообразование на этих рынках. К  ним относятся:

1. Ограниченность ресурсов в силу того, что они не воспроизводимы. Например, качественная нефть в мире пользуется большим спросом, но её просто очень мало, и её запасы истощаются. То же самое можно сказать о плодородной земле. Высококвалифицированный творческий работник также является редким ресурсом, спрос на таких работников всегда превышает предложение. В то же самое время предложение обычных товаров, например, потребительских товаров, всегда можно увеличить, если они пользуются спросом.

2. Институциональные факторы, влияющие на спрос на ресурсы, (например, можно отнести государственное регулирование рынка земли, деятельность профессиональных союзов).

3. Производный характер спроса на ресурсы - проявляется в том, что спрос на ресурсы определяется и зависит от спроса на продукцию, которая производится с помощью данного ресурса.

Важной  стороной рынка ресурсов является спрос  на ресурсы. Можно выделить несколько  важнейших факторов, влияющих на спрос на ресурс, предъявляемый производителями, фирмами. К ним относятся следующие факторы:

    • цена ресурса,
    • производительность ресурса,
    • цена на продукцию, производимую с помощью ресурса,
    • цена на другие ресурсы, их взаимозаменяемость,
    • число предприятий, предъявляющих спрос на ресурс,
    • ожидания потребителей ресурса,
    • государственное регулирование рынка ресурса.

 

 

6.2 Рынок  труда и заработная плата

 

Рыночный  спрос на данном рынке будет определяться совокупным спросом всех фирм, а  предложение - совокупным предложением всех рабочих, ищущих работу. В свою очередь, всё предложение рабочей  силы на рынке труда можно подразделить на так называемые не конкурирующие  группы. Различия в профессии, квалификации, уровне образования и т.д. разделяют  людей на разные группы, и в поисках  работы эти группы практически не конкурируют друг с другом.

Рабочая сила в рыночной экономике приобретает  также форму человеческого капитала. Человеческий капитал представляет собой оценку потенциальной способности  индивидуума приносить доход; он включает в себя врождённые способности  и таланты, а также полученное образование, приобретённую квалификацию, накопленный опыт.

Инвестиции  в человеческий капитал выступают, прежде всего, в трех видах:

    • инвестиции в образование. Этот вид инвестиций является наиболее значительным, так как он закладывает основу будущего развития и совершенствования знаний человека, дает ему определенную профессию и квалификацию, делает рабочую силу более эффективной;
    • инвестиции в здравоохранение. Затраты на здоровье - это главным образом затраты на профилактику заболеваемости, позволяющие увеличить работоспособность рабочего, удлинить его жизнь, повысить производительность его труда;
    • инвестиции в мобильность. Расходы на мобильность, способность человека к передвижению в поисках работы, позволяет человеку лучше ориентироваться в оценке состояния рынка труда, предприимчиво и активно осуществлять поиск работы, отвечающей его способностям, осуществлять попытки проявить себя в смежных видах работы, повысить свою квалификацию.

Инвестиции  в человеческий капитал выгодны  как обществу, так и отдельному работнику.

    • С точки зрения общества, более квалифицированный рабочий при соответствующей высокой организации труда дает обществу большую массу производимых материальных благ и величину валового национального продукта.
    • С позиции предпринимателя, такой труд обеспечивает меньший объем переменных и постоянных издержек производства и большую прибыль.
    • Для отдельного человека рост профессионализма и квалификации создают дополнительные условия для реализации своих собственных способностей в трудовой и общественной деятельности.

Заработная  плата представляет собой доход в денежной форме, получаемой наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги. Ее также определяют как цену производственного ресурса, название которого труд.

В ситуации, когда спрос на труд равен  предложению труда, устанавливается равновесный уровень заработной платы (см. рис. 6.1.). Если же предложение рабочей силы превышает спрос на неё, то возникает безработица.

 

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"