Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:57, курс лекций
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1 Что изучает экономическая теория
1.2 Важнейшие экономические понятия, проблемы эффективности.
1.3 Методы экономической теории
1.4 Из истории развития экономической теории
К основным макроэкономическим проблемам можно отнести как внутриэкономические, так и внешнеэкономические проблемы:
О состоянии экономики в целом, об её макроэкономических проблемах и перспективах можно судить по различным показателям. К важнейшим макроэкономическим показателям относятся:
Валовой внутренний продукт (GDP Gross Domestic Product) - это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведённой в экономике страны за год, независимо от источника использованных ресурсов.
ВВП включает в себя стоимость всех товаров и услуг, произведённых, например, в экономике России, в том числе и продукцию, произведённую на предприятиях, принадлежащих иностранному капиталу. Стоимость продукции, произведённой в России на предприятиях компании "Данон", принадлежащей иностранцам, будет входить в состав российского ВВП. Но прибыль, полученная на предприятии, принадлежащем России, но расположенном в одной из стран СНГ, не будет включена в состав российского ВВП.
Валовой национальный продукт (GNP Gross National Product) - это совокупная рыночная стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведённой в экономике страны за год, исключая стоимость продукции, произведённой на предприятиях, принадлежащих иностранцам.
Например, стоимость продукции, произведённой в России на предприятиях компании "Данон", принадлежащей иностранцам, не будет входить в состав российского ВНП. Но прибыль, полученная на предприятии, принадлежащем России, но расположенном в одной из стран СНГ, будет включена в состав российского ВНП.
Таким образом, разница между ВВП и ВНП небольшая, - это чистая стоимость продукции (чистый доход), созданной на территории России с помощью ресурсов, принадлежащих иностранцам. Чистый доход рассчитывается как разница между доходом от факторов производства, поступившим в Россию извне, и дохода от факторов производства, выплачиваемого Россией остальному миру.
Для понимания сущности как ВВП, так и ВНП ключевыми понятиями являются понятия конечного продукта, промежуточного продукта, повторного счёта и добавленной стоимости.
Конечный продукт представляет собой стоимость товаров и услуг, произведённых в данном году и приобретённых для конечного потребления, то есть не используемых для промежуточного потребления.
Промежуточный продукт представляет собой стоимость товаров и услуг, произведённых в данном году и приобретённых для промежуточного потребления, то есть для дальнейшей переработки или перепродажи.
При подсчёте ВВП возникают различные проблемы. Главная из них это проблема повторного счёта.
В общем виде это звучит так: чтобы избежать повторного счёта из стоимости произведённой продукции вычитается стоимость использованных предметов труда, то есть стоимость промежуточного продукта. В итоге остаётся стоимость конечного продукта. Это и есть валовой внутренний продукт.
Добавленная стоимость - это стоимость, добавленная переработкой, представляет собой разность между стоимостью произведённой продукции и стоимостью предметов труда, использованных в производстве этой продукции.
ВВП, ВНП = Стоимость всех произведенных продуктов и услуг - Промежуточный продукт
ВВП, ВНП = Сумма произведенных
Существуют три метода измерения ВВП и ВНП:
При расчёте ВВП производственным методом (по добавленной стоимости) суммируются добавленные стоимости, произведённые на каждом предприятии, а затем суммируются добавленные стоимости по отраслям производства. ВВП, рассчитанный производственным методом, даёт представление об отраслевой структуре народного хозяйства.
Определение ВВП по расходам (методом конечного использования) используется лишь тогда, когда осуществлены расходы на приобретение товаров и услуг. Все расходы можно сгруппировать в зависимости от того, кто их осуществляет:
Таким образом, ВВП по расходам можно представить следующим образом:
GDP = C + I + G + NX
Определение ВВП по доходам, (распределительным методом) осуществляется путём суммирования всех видов первичных доходов:
К ним добавляются две величины, которые не являются доходами. Это амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги (налоги минус субсидии).
В наибольшей степени используются производственный метод и метод конечного использования.
7.2 Основные
показатели национальных
Система национальных счетов (СНС) - это система взаимоувязанных макроэкономических показателей, отражающих информацию о всех стадиях экономического кругооборота - производстве и обмене товаров и услуг, распределении и перераспределении доходов, потреблении и сбережении.
Показатели
СНС используются для описания, анализа
и прогнозирования
Важнейшими
разделами СНС являются счет производства
товаров и услуг, счёт использования
валового внутреннего продукта, счёт
образования доходов. Данные системы
национальных счетов России ежегодно
публикуются Государственным
Главные макроэкономические показатели системы национальных счетов, валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт, были нами рассмотрены в предыдущем разделе.
Существуют и другие показатели СНС, используемые в макроэкономике, в частности к ним относятся следующие показатели:
Чистый внутренний продукт (NDP) - это стоимость валового внутреннего продукта за вычетом стоимости той части ВВП, которая пошла на возмещение основного капитала, потреблённого в производстве.
Национальный доход (NI) представляет собой совокупный доход общества, произведённый в экономике и полученный владельцами всех факторов производства. Он рассчитывается как разница между чистым внутренним продуктом, чистым доходом, полученным в стране иностранцами, и косвенными налогами на бизнес.
Располагаемый доход - это доход, остающийся в распоряжении домашних хозяйств после вычета чистых индивидуальных налогов из национального дохода.
В заключение соотношение между показателями системы национальных счетов можно представить в виде простейших уравнений:
Уровень цен и его измерениеВ макроэкономическом анализе используются разнообразные показатели уровня цен в экономике, важнейшими из которых являются следующие:
Индекс цен - это отношение совокупности цен определённого набора товаров и услуг в данном периоде к совокупности цен сходного набора товаров и услуг в базовом периоде, умноженное на 100.
стоимость рыночного набора в текущем году
Индекс
цен = ------------------------------
стоимость рыночного набора в базисном году
Индекс потребительских цен (CPI) - это отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем году к его стоимости в базисном году.
Индекс цен производителя (PPI) представляет собой отношение стоимости представительного набора товаров и услуг производственного назначения в текущем году к его стоимости в базисном году.
Дефлятор ВВП - индекс цен, рассчитываемый для всех произведенных в экономике товаров и услуг, исчисляется как отношение номинального ВВП к реальному ВВП.
номинальный ВВП
Дефлятор
ВВП = ------------------------------
реальный ВВП
Это более ёмкий показатель по сравнению с индексом цен производителя или индексом потребительских цен. Он включает в себя цены и потребительских товаров, и товаров производственного назначения.
Номинальный валовой внутренний продукт (ВВП) - это стоимость всех произведённых в данном году товаров и услуг, выраженная в текущих ценах.
Реальный валовой внутренний продукт (ВВП) - это стоимость всех произведённых в данном году товаров и услуг, выраженная в постоянных (базисных) ценах.
В
действительности ВВП, как правило,
увеличивается. Но расширение его стоимостного
объёма, то есть его рост, происходит
как в результате действительного
увеличения физического объёма произведённых
товаров и услуг, так и в
результате роста цен. Номинальный
ВВП увеличивается, даже если не произошло
увеличения физического объёма производства
по сравнению с прошлым годом.
Это происходит просто из-за роста
цен на ту же самую продукцию. Поэтому
для определения реального ВВП
и реального роста ВВП
7.3 Совокупный
спрос и предложение, их
Совокупный спрос (AD) - это объём товаров и услуг в экономике в целом, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при определённом уровне цен (другими словами, это величина запланированных расходов на товары и услуги в экономике в целом при данном уровне цен).