Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Макроэкономическое равновесие – состояние экономической системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема покупательского спроса.
В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение.
Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, стабильности цен и экономического роста.
К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 2.08 Мб (Скачать файл)

     3. Эффект импортных закупок. Импорт и экспорт – важные составляющие совокупного спроса. Объемы экспорта и импорта зависят от соотношения цен внутри страны и за границей. Эффект импортных закупок заключается в том, что если уровень цен внутри страны увеличивается, то национальные потребители будут приобретать больше импортных и меньше отечественных товаров, а иностранные потребители сократят покупки товаров, произведенных в данной стране. При этом происходит сокращение экспорта, сопровождающееся ростом импорта. В итоге показатель чистого экспорта будет сокращаться, в результате уменьшится и объем совокупного спроса.

     Все перечисленные факторы обуславливают  изменение объема совокупного спроса под воздействием ценовых факторов. Графическая интерпретация такой зависимости выглядит стандартным образом и похожа на график индивидуального или рыночного спроса.

     

     Кроме ценовых факторов на совокупный спрос  влияют и неценовые факторы. Будем  считать, что уровень цен задан  и неизменен, а изменяются прочие условия, влияющие на совокупный спрос. Действие неценовых факторов будет  приводить к смещению графика AD вправо (совокупный спрос растет) или влево (совокупный спрос сокращается), как  показано на рисунке ниже. Так как  величина AD складывается из четырех  основных компонентов, то выделяют и четыре группы неценовых факторов, влияющих соответственно на потребительские расходы домохозяйств, инвестиционные расходы бизнеса, объемы государственных закупок товаров и услуг и величину чистого экспорта.

     

 
 

     Изменение потребительских расходов может  быть обусловлено:

     1. Изменением благосостояния населения.  Благосостояние населения во  многом определяется реальной  стоимостью финансовых активов. При снижении их стоимости домохозяйства будут пытаться восстановить собственное благосостояние за счет роста Сбережений, при этом совокупный спрос будет сокращаться из-за сокращения потребительских расходов. Подчеркнем, что здесь падение совокупного спроса имеет место при неизменном общем уровне цен в экономической системе. Снижение же стоимости финансовых активов будет обусловлено не ростом уровня цен (как в эффекте богатства), а прочими причинами, например снижением котировок акций.

     2. Ожиданиями населения. Ожидания населения оказывают значительное воздействие на потребительское поведение. Например, если потребители ожидают роста реальных доходов в будущем, то они увеличивают текущие расходы за счет сокращения сбережений. В этом случае кривая совокупного спроса сместится вправо. В том же направлении смещается график AD в случае инфляционных ожиданий.

     3. Задолженностью населения. Чем  больше задолженность население,  тем меньше потребительские расходы,  поскольку домохозяйства будут вынуждены часть своего дохода, которую они могли бы направить на приобретение материальных благ, использовать для погашения имеющейся задолженности. Следовательно, совокупный спрос будет сокращаться.

     4. Уровнем налогов с домохозяйств. Естественно, чем выше уровень  налогов, которые платит население  в бюджеты разного уровня, тем  меньше величина располагаемого  личного дохода, т. е. источника  роста потребительских расходов, а значит, и совокупного спроса.

     Изменение инвестиционных расходов бизнеса может  быть связано с:

     1. Динамикой ставки процента. Чем  она выше, тем меньше совокупный  спрос. Изменение ставки процента  в данном случае, в отличие  от ситуации, рассмотренной в  эффекте процентной ставки, происходит  при неизменном уровне цен  в экономике под действием  ряда прочих факторов, допустим  из-за изменения объема денежной  массы, находящейся в обороте.

     2. Ожиданиями бизнеса. Оптимистические  прогнозы относительно будущей прибыли стимулируют рост спроса на инвестиционные товары и сдвигают кривую AD вправо.

     3. Уровнем налогов на бизнес. Увеличение  налогов ведет к снижению прибыли,  а значит, и инвестиций, и совокупного  спроса.

     4. Уровнем избыточных мощностей.  Чем больше на предприму яти  и неиспользуемых  мощностей, тем меньше потребность в приобретении нового оборудования, тем реже будут осуществи литься инвестиционные расходы.

     5. Существующим уровнем технологии  и быстротой морального старения оборудования. Чем быстрее развивается научно-технический прогресс, тем чаще предприниматели испытывают необходимость в обновлении оборудования, тем выше инвестиционные расходы и совокупный спрос.

     Динамика  государственных расходов будет  определяться целями макроэкономической политики, проводимой правительством. Так, в случае осуществления стимулирующей политики государство будет увеличивать государственные расходы, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, поведение сдерживающей экономической политики будет иметь следствием обратный результат – совокупный спрос будет сокращаться.

     Изменения в расходах, связанных с чистым экспортом, могут быть вызваны:

     1. Изменением уровня ВВП в странах  торговых партнерах. Чем выше  ВВП в этих странах, тем выше  уровень их благосостояния. Рост благосостояния означает, что в этих странах увеличивается спрос, в том числе и на импортную продукцию, которую экспортирует страна, AD которой мы изучаем. В таком случае будет расти показатель чистого экспорта, так как спрос со стороны иностранных покупателей расширил национальный экспорт. Увеличение Хn будет означать и возрастание совокупного спроса.

     2. Динамикой валютных курсов. Так,  обесценивание национальной валюты по отношению к валютам других стран увеличивает экспорт и затрудняет импорт, т. е. Х будет расти, будет расти и совокупный спрос. Удорожание национальной валюты, естественно, будет иметь обратный результат. 
 
 

2.2 Совокупное предложение 

     Совокупное  предложение(AS) – это количество материальных благ и услуг, которые предприятия предлагают на рынке домохозяйствам, государству и друг другу по соответствующим ценам. Основным фактором, влияющим на величину  AS, являются уровень цен, причем зависимость между этим показателем прямая. Чем выше уровень цен, тем больше заинтересованность в дополнительном производстве товаров и услуг.

     Однако  связь данных категорий трактуется различными направлениями экономической  теории неоднозначно.

     Классическая  школа, которая господствовала до Великой депрессии, полагает, что механизм рыночной конкуренции автоматически уравновешивает совокупный спрос и совокупное предложение. Вследствие этого длительное нарушение такого равновесия, экономические кризисы и вынужденная безработица объективно невозможны. Главный аргумент классиков: в рыночной экономике цены и заработная плата являются гибкими и при любом уровне совокупного спроса быстро уравновешивают его с совокупным предложением при сохранении естественного объема ВВП и полной занятости населения.

     Если  исходить из гибкости цен, то сокращение совокупного спроса не означает падения  ВВП. Просто цены передвинуться вниз по вертикальной прямой совокупного  предложения, и снова будет достигнут  баланс спроса и предложения при  P1 < P0(рис.1). Вся произведенная продукция будет продана, хотя и по более низким ценам. Таким образом, классическая школа полагает, что совокупное предложение может быть представлено в виде вертикальной линии, а потому изменения кривой AD достаточно безобидны: они влияют лишь на уровень цен, но не на реальный объем национального производства и занятость населения. Классики убеждены, что национальная экономика способна быстро приспосабливаться к изменениям конъюнктуры, что она неизменно тяготеет к естественному уровню реального выпуска. По их мнению, в экономической системе существуют механизмы, которые выступают амортизаторами, смягчающими кризисные потрясения и не позволяющими, наоборот, чрезмерно расширять объем производства.

     

     Рисунок 1. Последствия уменьшения совокупного  спроса в трактовке классиков. 

     Кейнсианская  школа, напротив, настойчиво отстаивает тезис о неизменности цен, заработной платы и процентных ставок. При этом она приводит следующие аргументы:

     1.Профсоюзы заключают с предпринимателями коллективные договоры, в которых оговаривается не подлежащий пересмотру уровень заработной платы.

     2.Государство  устанавливает минимальный размер  оплаты труда(МРОТ), регулирует цены(например, закупочные цены на сельхозпродукты  в ЕС ограничиваются правительством  снизу, а цены товаров, реализуемых  на монопольных рынках угля  и стали, — сверху).

     3.Многие  фирмы связаны между собой  долгосрочными контрактами, соблюдение  которых делает невозможным резкие  колебания цен вслед за изменениями рыночной ситуации; к тому же сама монополизация экономики препятствует гибкой реакции цен на колебания совокупного спроса.

     Раз цены и заработная плата являются негибкими, то, по мнению кейнсианцев, линия AS является горизонтальной (рис.2).

     

 

     Рисунок 2. Последствия сокращения совокупного  спроса в трактовке кейнсианцев. 

     Пусть первоначально линия совокупного  спроса AD0 пересекает  линию совокупного предложения AS в точке, которой соответствует реальный ВВП Y0. Если совокупный спрос возрастает(например, в результате роста государственных закупок), то он отражается линии AD1, при этом реальный ВВП равен Y1. Таким образом, рост совокупного спроса приводит не к повышению цен(они негибки), а к увеличению реального ВВП и сокращению масштабов безработицы. И наоборот, сжатие совокупного спроса способно резко сократить объемы производства и занятость населения.

     Кейнсианцы  соглашаются с классиками лишь в  том, что сокращение совокупного  спроса  вызывает  скольжение экономики  вниз вдоль кривой совокупного предложения, что порождает сокращение цен, объема производства и занятости. Однако  отвергается позиция оппонентов в том, что кривая совокупного предложения при этом непременно сдвигается вправо, ведь собственники едва ли захотят снизить цены на поставляемые ими  факторы производства, особенно в случае монополизации соответствующих рынков, например рынка труда. Однако же если работодателям удается сократить заработную плату, объем совокупного предложения едва ли начнет расти: снижение заработной платы означает падение покупательной способности населения, и в этих  условиях у фирм отсутствует стимулы к наращиванию объема производства во избежание затоваривания.

     Следовательно, даже при понижении цен экономика  не способна сама по себе  вернуться  к естественному объему реального  выпуска; и дальнейшее падение цен и заработных плат не сделало бы такой возврат возможным. Кризисное сокращение объема ВВП вполне может быть продолжено. По мнению кейнсианцев, какого-либо автоматического механизма возращения к состоянию полной занятости попросту не существует.

     Национальная  экономика может надолго застрять в ситуации экономического спада, и  только стимулирующие действия государства  по оживлению совокупного спроса – прежде всего рост государственных расходов вкупе с понижением налогов – способны в этих условиях кардинально улучшить хозяйственную ситуацию в стране.

     В настоящее  время является точка  зрения, что допущение о гибкости цен и заработной платы оправдано  для долгосрочного периода. При  исследования же краткосрочных(например,сезонных) явлений следует опираться на предложение об относительной стабильности данных показателей.

     Приближение экономической теории к реальности делает необходимым синтез рассматриваемых  научных направлений. В результате кривая совокупного предложения  состоит из трёх отрезков(рис.3): 
 

     1. Кейнсианского (горизонтального);

     2. Промежуточного (восходящего);

     3. Классического (вертикального); 

     1. Горизонтальный отрезок.

     Кейнсианская  модель рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде. Экономика находится в состоянии  экономического спада, недоиспользования  производственных мощностей и избытка  рабочей силы. Реальный объем производства значительно ниже объема производства при полной занятости. При сокращении производства  увеличения или уменьшения заработной платы и уровня цен  не происходит. Причины различны: длительность трудовых договоров, государственное регулирование минимальной заработной платы, постепенное изменение цен и заработной платы, сроки действия контрактов на поставки сырья и готовой продукции, деятельность профсоюзов. Цены на некоторые товары являются негибкими и не приспосабливаются к изменениям спроса. Фирмы стремятся полностью удовлетворить существующий на данном уровне цен спрос покупателей на свою продукцию. Таким образом, в краткосрочном периоде расширение спроса всегда может быть встречено увеличением объема продаж без существенного изменения цен.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS