Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:03, курсовая работа
В Федеральном законе РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением устанавливается экономическая и социальная роль малого предпринимательства.
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................... ...3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В РЫНОМНОЙ ЭКОНОМИКЕ ............ 6
1.1. Понятие и признаки малого предприятия ................................................ 6
1.2. Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран ................................................................................................. 9
1.3. Организационно-правовые формы малого предприятия ....................... 12
1.4. Система государственной поддержки и регулирования малого
предпринимательства . ................................................................................... 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА ПРИМЕРЕ Г.САЛАВАТА ..................................................................................... 18
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Салават .......................... 18
2.2. Показатели развития малых предприятий в г. Салават ........................ 22
2.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса………..……………...…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ
Наименование сфер | Средняя численность работников |
Промышленность | 100 чел |
Строительство | 100 чел |
Транспорт | 100 чел |
Сельское хозяйство | 60 чел |
Научно-техническая сфера | 60 чел |
Оптовая торговля | 50 чел |
Розничная торговля и бытовое обслуживании населения | 30 чел |
Остальные отрасли | 50 чел |
В Федеральном Законе РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [4, c.32]. В соответствии с законодательством средняя за отчетный период численность работающих малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица.
Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни развитых стран. В США в 1986-1990 гг. небольшие фирмы производили более 40 % валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. В отдельных сферах экономики малые предприятия доминируют. Количество процентов валового продукта частного сектора на долю малых предприятий показано в таблице 1.2.1.
Таблица 1.2.1
Количество валового продукта частного сектора на долю малых предприятий, %
№ п/п | Наименование сфер | Кол-во валового продукта частного сектора |
1 | Оптовая торговля | 86 |
2 | Сфера обслуживания | 81 |
3 | Строительство | 80 |
4 | Финансовая сфера | 60 |
5 | Розничная торговля | 55 |
6 | Обрабатывающая промышленность | 21 |
На малые фирмы в указанный период приходилась почти половина всех занятых в частном секторе, количество которых показано в таблице 1.2.2.
Таблица 1.2.2
Количество занятых в частном секторе, млн.чел.
№ | Наименование сфер | Кол-во занятых |
1 | Сфера обслуживания | 12 |
2 | Розничная торговля | 10,1 |
3 | Оптовая торговля | 4,4 |
4 | Обрабатывающая промышленность | 8 |
5 | Строительство | 4,3 |
6 | Транспорт | 2 |
7 | Добывающая промышленность | 0,5 |
8 | Сельское хозяйство | 0,8 млн. чел. |
9 | Финансовая деятельность | 3,2 млн. чел. |
Особо важную роль малый
Процесс
развертывания малых
Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.
В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.
В
Италии малые и средние компании,
число которых превышает
Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.
В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 % [7, c.13].
В пределах одной страны на отраслевую структуру малого предпринимательства оказывают влияние региональные особенности развития экономики. В Италии действуют три различные региональные экономические модели, показанные в таблице 1.2.3.
Таблица 1.2.3
Региональные экономические модели Италии
№
п/п |
Экономический регион | Описание |
1 | Первая экономическая модель сложилась на Северо-западе страны, центрами которого являются такие крупные города, как Милан, Турин, Генуя. |
Для этого региона характерно обилие крупных промышленных предприятий, специализирующихся на массовом производстве или непрерывных технологических процессах. Соответственно здесь развитие малых и средних предприятий подчинено крупной промышленности. Растущее взаимодействие малых и крупных предприятий затрагивает не только само производство. Оно охватывает все виды деятельности, обслуживающие промышленность – финансовую и технологические сферы, проектирование и инновации, снабжение и сбыт. |
2 | Второй экономический регион Италии - Северо-восточный и Центральный районы, включая области Тоскана (Флоренция), Эмилия - Романья и Венето. | В этом регионе малые и средние предприятия развивались автономно. Промышленные зоны, в которых располагаются сотни и тысячи мелких предприятий традиционных для Италии производств (керамическая плитка, одежда, обувь, трикотаж и т.п.), высоко специализированы. |
3 | Третья экономическая модель сложилась на Юге Италии - на территории от Неаполя до Сицилии. |
Здесь традиционно низкий уровень экономического развития и социальная несбалансированность в значительной степени сохраняются и поныне. Попытки правительства провести индустриализацию региона путем строительства государственных предприятий и привлечения сюда частного капитала не дали желаемого результата. Постоянная миграция молодых и наиболее энергичных людей в другие области страны препятствует развитию малого бизнеса. |
Таким образом, становление и развитие различных форм предпринимательства во многом - следствие специфических особенностей регионов. Наряду с этим жизнеспособность малых предприятий обеспечивается в первую очередь социальной и институциональной структурой общества. По опыту Италии малое предпринимательство обусловлено социальной организацией общества, поэтому надежды на возможность построения системы устойчивого развития малого и среднего бизнеса с помощью лишь экономических мер воздействия недостаточны
В соответствии с законодательством малые предприятия как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой, так как ведущим критерием отнесения предприятий (организации) к субъектам малого предпринимательства является средняя численность работников за отчетный период.
Субъектами малого предпринимательства могут быть граждане (физические) и юридические лица.
Физические лица (граждане) могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме:
Основными
организационно-правовыми
Таблица 1.3.1
Основные организационно-правовые формы субъектов малого предпринимательства
№
п/п |
Организационно-правовые формы | Характеристика |
1 | Полные товарищества (ПТ) |
ПТ - товарищество,
участники которого (полные товарищи)
в соответствии с заключенным между ними
договором занимаются предпринимательской
деятельностью от имени товарищества
и несут ответственность по его обязательствам,
принадлежащим им имуществом (ст. 69 ГК
РФ).
Особенность - положение о том, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, а участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, наравне с другими участниками отвечает по обязательствам, возникшим до его вступления в полное товарищество |
2 | Товарищества на вере (коммандитные) (ТВ) |
ТВ - признается
товарищество, в котором наряду с участниками,
осуществляющими от имени товарищества
предпринимательскую деятельность и отвечающими
по обязательствам товарищества своим
имуществом (полными товарищами), имеется
один или несколько участников вкладчиков
(коммандитистов), которые несут риск убытков,
связанных с деятельностью товарищества,
в пределах сумм внесенных ими вкладов
и не принимают участия в осуществлении
товариществом предпринимательской деятельности.
Участниками могут быть в качестве полных товарищей индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, а в качестве вкладчиков - граждане и юридические лица. Финансируемые собственниками учреждения могут быть вкладчиками в товариществе на вере с разрешения собственника, если иное не установлено законом |
3 | Общества с ограниченной ответственностью (ООО) |
ООО признается
учрежденное одним или |
4 | Открытые и закрытые акционерные общества (ОАО, ЗАО) |
АО признается
коммерческая организация, уставный капитал
которой разделен на определенное число
акций, удовлетворяющих обязательственные
права участников общества (акционеров)
по отношению к обществу.
ОАО имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Закрытым акционерным обществом признается общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. ЗАО не имеют права проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному числу лиц. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров, которое должно проводиться ежегодно (годовое общее собрание акционеров) |
Анализируя гражданское законодательство и практику функционирования субъектов рыночной экономики в отдельных развитых странах, можно привести следующие организационно-правовые формы субъектов малого и среднего предпринимательства, которые представлены в таблице 1.3.2.
№ п/п | Страна | Организационно-правовые формы предприятий |
1 | Великобритания | Индивидуальное
предприятие ассоциированные |
2 | Франция | Индивидуальное
предприятие акционерная |
3 | США | Единоличное владение товарищество корпорация |
4 | Германия | Индивидуальная трудовая деятельность партнерство (общее и ограниченное) малые акционерные общества |
Из таблицы наиболее распространенной организационной формой малого предпринимательства является индивидуальное предприятие. С введением в действие первой части ГК РФ индивидуальные (семейные) частные предприятия (ИЧП) в России не создаются.
Рассмотрим преимущества и недостатки индустриальных предприятий, которые представлены в таблице 1.3.3.
Таблица 1.3.3
Преимущества и недостатки индустриальных предприятий
№ п/п | Преимущества индустриального предприятия | Недостатки индустриального предприятия |
1 | полная самостоятельность,
свобода и оперативность |
высокий уровень банкротства (в США ежегодно разоряются около 50 % из вновь созданных фирм) |
2 | максимум побудительных мотивов. Все доходы поступают к единому владельцу предприятия, поэтому он заинтересован в упорной работе, в тщательном собственном контроле над делами, в принятии обдуманных решений, увеличении объемов продаж | слабость управления. Обычно владелец является управляющим по всем вопросам: экономическим, финансовым, кадровым, маркетингу, закупкам, продаже и др. Как правило, владельцам не хватает профессиональных знаний и опыта менеджмента |
3 | конфиденциальность деятельности, поскольку в некоторых сферах бизнеса производственные секреты и специальная технология являются главным капиталом фирмы, а единоличное владение дает возможность сохранить в тайне секрет предприятия | недоверие со стороны государственных учреждений и крупных предприятий |
4 | неограниченная (полная) имущественная ответственность за долги в случае банкротства | |
5 | трудность в получении кредита | |
6 | ограниченность привлечения значительных финансовых средств |
Информация о работе Малое предпринимательство и его место в экономике РФ