Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:03, курсовая работа
В Федеральном законе РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением устанавливается экономическая и социальная роль малого предпринимательства.
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................... ...3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В РЫНОМНОЙ ЭКОНОМИКЕ ............ 6
1.1. Понятие и признаки малого предприятия ................................................ 6
1.2. Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран ................................................................................................. 9
1.3. Организационно-правовые формы малого предприятия ....................... 12
1.4. Система государственной поддержки и регулирования малого
предпринимательства . ................................................................................... 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА ПРИМЕРЕ Г.САЛАВАТА ..................................................................................... 18
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Салават .......................... 18
2.2. Показатели развития малых предприятий в г. Салават ........................ 22
2.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса………..……………...…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ
Некоторые
недостатки малого бизнеса могут иногда
становиться его преимуществами. Например,
многие считают основным недостатком
малого предприятия небольшой штат сотрудников,
который, с одной стороны, не позволяет
решать крупные коммерческие задачи, а,
с другой стороны, позволяет быстро адаптироваться
к любым изменениям рыночной ситуации.
Таким образом, как показывает практика,
существуют и преимущества и недостатки
индустриальных предприятий.
Малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства.
Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц.
Одновременно
идет создание инфраструктуры малого
предпринимательства и
В
соответствии с законодательством
финансово-кредитная поддержка
Финансовое
обеспечение фондами
Фонды поддержки малого предпринимательства всех уровней осуществляют следующие мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства, показанные в таблице 1.4.1
Таблица 1.4.1
Мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства
№ п/п | Список мероприятий |
1 | предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность |
2 | предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством |
3 | выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий |
4 | долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка |
5 | финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей |
6 | финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов |
Программы государственной поддержки малого бизнеса с самого начала были ориентированы на создание необходимой для малого бизнеса инфраструктуры и осуществление нормативно-правовой поддержки, заключающейся в разработке и принятии основных необходимых для предпринимательства законодательных актов.
В рамках первой федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса был разработан и принят Федеральный закон РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”.
Закон сыграл свою положительную роль на первом этапе становления сектора малого бизнеса. Однако в настоящее время все чаще звучит критика в его адрес и высказывается мнение о том, что многие его статьи нуждаются в дополнениях и изменениях.
Развитие малого бизнеса в России отстает от возможностей и потребностей российской экономики. Несмотря на то, что за прошедшее десятилетие было принято несколько программ поддержки малого бизнеса, Россия уступает большинству стран с развитой рыночной экономикой по количественным и качественным показателям его развития. Проявляющиеся в последние годы тревожные тенденции сокращения субъектов малого предпринимательства в целом по стране позволяют сделать вывод о том, что потенциал его роста при существующих условиях исчерпан.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
НА ПРИМЕРЕ Г.САЛАВАТА
2.1
Развитие малого предпринимательства
в г. Салават
Развитие предпринимательства в городе Салават берет свое начало с 1987 года. За короткий срок в городе было создано 900 кооперативов, большинство из них объединились в городскую ассоциацию, и тогда впервые в России в Салавате был проведен съезд кооператоров России.
В целях повышения эффективности развития предпринимательства мэром города утверждена “Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Салават на 1998-2000 годы”.
В результате чего получены данные по количеству малых предприятий на период с 1998-2000 года, показанные на рисунке 2.1
Рисунок 1. Количество малых предприятий на период с 1998-2000г
Принятые в рамках постановлений и программы меры в значительной степени способствовали активизации деятельности предпринимательских структур города. Если в 1997 году количество малых и средних предприятий уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 198 единиц, то в 1998 году отмечено увеличение их количества на 333 единицы. За три года прирост составил 1005 предприятий.
На 01.01.10г. число зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса составляет 16487. В то же время в сравнении с 1.01.98г. число предпринимателей без образования юридического лица увеличилось к 1.01.10г. с 19643 до 26561.
На сегодняшний день львиная доля предприятий - около 60 % - заняты торгово-посреднической деятельностью, 14% - промышленным производством, 10 % - строительством, 8 % - сервисом.
Если доля поступлений в бюджет города от предприятий малого и среднего бизнеса в 1994г. составляла 11% и численность работающих на них - 19,5 тыс. человек, то в 2010г. доля малого и среднего предпринимательства в секторе экономики города составляет 38%, а численность работающих на предприятиях малого и среднего бизнеса - около 70 тысяч человек это 33% работающего населения города.
Было принято постановление от 16.02.2006г. № 334 “О мерах по дальнейшему развитию предпринимательства в городе Салават”, в соответствии с которым, начато предоставление льгот по уплате налогов в бюджет города различным категориям действующих предприятий на 1 год, а вновь созданным предприятиям малого и среднего бизнеса на первые три года их работы, независимо от вида деятельности, а также их освобождение от единовременной платы за землю.
Гибкая система предоставления налоговых льгот распространилась и на некоторые убыточные предприятия, которые подлежат оздоровлению, а также для решающих проблему занятости молодежи, инвалидов, матерей-одиночек, многодетных матерей и других категорий населения, нуждающихся в социальной защите. Всего за 2000-2010гг. было предоставлено льгот 1446-ти вновь созданным предприятиям на сумму 122956,3 млн. руб.
Данные
по льготам,предоставленным
Наименование | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Итого: |
Количество вновь зарегистрированных предприятии, шт | 519 | 659 | 369 | 1547 |
Количество предприятий, получивших льготы, шт | 73 | 181 | 192 | 446 |
Сумма льгот, тыс. руб. | 2000,000 | 50147,300 | 60909,900 | 1130572,2 |
Количество рабочих мест, созданных по условиям предоставления льгот, чел | 967 | 1527 | 4521 | 7015 |
Кроме средств местного бюджета было выделено 3,5 млрд. рублей в 2010г. Республиканским Фондом финансовой поддержки предпринимательства предпринимателям города, хотя в последующие годы такой помощи не было оказано. Мэрией города выделено 10 млн. руб. бюджетных средств в качестве товарного кредита и отработан механизм его предоставления через городской фонд финансовой поддержки малого предпринимательства для инвестирования бизнес проектов предприятий малого и среднего бизнеса.
Администрация города предоставляет льготы предпринимателям без образования юридического лица. В республике принято решение о лицензировании данной деятельности, а в Салавате предприниматели уступают 50 % стоимости лицензии, благодаря чему в городе появилось около 23000 предпринимателей без образования юридического лица.
В 2010г. предпринимательскими структурами выпущено продукции и оказано услуг на 3050,1 млн. рублей, что составляет 101% к уровню прошлого года. В том числе в промышленности выпущено продукции на 700 млн. рублей, или 14% от общего объема промышленной продукции по городу. В строительстве выполнено подрядных работ на 163,9 млн. рублей, или 21,7% от общего объема подрядных работ по городу. В торговле реализовано товаров на 1518,2 млн. рублей или 47,4% от общего объема товарооборота по городу. В прочих отраслях - 668 млн. рублей, или 39,5% от общего объема оказанных услуг по городу. В период с 2006 по 2010г. Созданы следующие организации, предоставленные в таблице 2.1.2.
Таблица 2.1.2
Организации, направленные на помощь малому предпринимательству
№ | Организация | Описание |
1 | Городской фонд
финансовой поддержки малого предпринимательства,
зарегистрированный постановлением мэра
города № 1652/5 от 16.09.2006г.
(некоммерческая организация) |
Фонд создан для финансирования мероприятий по развитию малого предпринимательства и инвестирования на конкурсной основе проектов, разработанных предпринимателями. |
2 | Региональное представительство Фонда НИОКР, созданное Постановлением Государственного Комитета РБ по управлению государственным имуществом № 195 от 29.07.2009г. | Предметом деятельности
профсоюзной организации |
3 | Научно-производственное некоммерческое партнерство “Технопарк”, созданное в 1996г. постановлением мэра города №2533/4 от 20.11.2006г. | Фонда НИОКР
и НПНП “Технопарк” занимается:
- реализацией программы обучения; - подготовкой специалистов; - созданием базы данных по инновациям; - участием в работе Экспертного Совета города; - привлечением специалистов КамПИ |
4 | Городское некоммерческое партнерство по поддержке предпринимателей без образования юридического лица, созданное в августе 2007г. постановлением мэра города №1509/1 от 13.08.07г. | Занимается просветительской, консультационной, правовой и финансовой деятельностью в области предпринимательства. |
5 | Городской выставочный центр “Салаватский базар”, созданный постановлением мэра города №879/8 от 17.04.07г. | Занимается расширением рынка сбыта производимой в городе и регионе продукции. |
6 | Городской центр
правовой защиты предпринимателей “АРГУС”,
созданный постановлением мэра города
№675/1 от 07.05.08г.
(некоммерческая организация) |
Занимается финансированием мероприятий по развитию малого предпринимательства и инвестированием на конкурсной основе проектов, разработанных предпринимателями |
7 | Городская профсоюзная организация работников малого и среднего бизнеса и предпринимателей без образования юридического лица | Объединяет на добровольных началах работников предприятий малого и среднего бизнеса, частных предпринимателей и наемных работников предприятий и организаций. |
Информация о работе Малое предпринимательство и его место в экономике РФ