Малое предпринимательство и его место в экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

В Федеральном законе РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением устанавливается экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................... ...3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В РЫНОМНОЙ ЭКОНОМИКЕ ............ 6
1.1. Понятие и признаки малого предприятия ................................................ 6
1.2. Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран ................................................................................................. 9
1.3. Организационно-правовые формы малого предприятия ....................... 12
1.4. Система государственной поддержки и регулирования малого
предпринимательства . ................................................................................... 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА ПРИМЕРЕ Г.САЛАВАТА ..................................................................................... 18
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Салават .......................... 18
2.2. Показатели развития малых предприятий в г. Салават ........................ 22
2.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса………..……………...…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)
 

     Некоторые недостатки малого бизнеса могут иногда становиться его преимуществами. Например, многие считают основным недостатком малого предприятия небольшой штат сотрудников, который, с одной стороны, не позволяет решать крупные коммерческие задачи, а, с другой стороны, позволяет быстро адаптироваться к любым изменениям рыночной ситуации. Таким образом, как показывает практика, существуют и преимущества и недостатки индустриальных предприятий. 

    1. Система господдержки и регулирования малого предпринимательства
 

     Малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства.

     Этот  процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц.

     Одновременно  идет создание инфраструктуры малого предпринимательства и объединения  предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства [5, c.35].

     В соответствии с законодательством  финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций.

     Финансовое  обеспечение фондами государственных  и муниципальных программ поддержки  малого предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

     Фонды поддержки малого предпринимательства  всех уровней осуществляют следующие мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства, показанные в таблице 1.4.1

     Таблица 1.4.1

     Мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства

№ п/п Список мероприятий
1 предоставление  субъектам малого предпринимательства  льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность
2 предоставление  финансовой помощи на возмездной и  безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством
3 выполнение  функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий
4 долевое участие  в создании и деятельности хозяйствующих  субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка
5 финансирование  мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей
6 финансирование  научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов
 

     Программы государственной поддержки малого бизнеса с самого начала были ориентированы на создание необходимой для малого бизнеса инфраструктуры и осуществление нормативно-правовой поддержки, заключающейся в разработке и принятии основных необходимых для предпринимательства законодательных актов.

     В рамках первой федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса был разработан и принят Федеральный закон РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”.

     Закон сыграл свою положительную роль на первом этапе становления сектора малого бизнеса. Однако в настоящее время все чаще звучит критика в его адрес и высказывается мнение о том, что многие его статьи нуждаются в дополнениях и изменениях.

Развитие малого бизнеса в России отстает от возможностей и потребностей российской экономики. Несмотря на то, что за прошедшее десятилетие было принято несколько программ поддержки малого бизнеса, Россия уступает большинству стран с развитой рыночной экономикой по количественным и качественным показателям его развития. Проявляющиеся в последние годы тревожные тенденции сокращения субъектов малого предпринимательства в целом по стране позволяют сделать вывод о том, что потенциал его роста при существующих условиях исчерпан.

 

      ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

     НА  ПРИМЕРЕ Г.САЛАВАТА

     2.1 Развитие малого предпринимательства в г. Салават 

     Развитие  предпринимательства в городе Салават  берет свое начало с 1987 года. За короткий срок в городе было создано 900 кооперативов, большинство из них объединились в городскую ассоциацию, и тогда впервые в России в Салавате был проведен съезд кооператоров России.

     В целях повышения эффективности  развития предпринимательства мэром  города утверждена “Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Салават на 1998-2000 годы”.

     В результате чего получены данные по количеству малых предприятий на период с 1998-2000 года, показанные на рисунке 2.1

 

     Рисунок 1. Количество малых предприятий на период с 1998-2000г

     Принятые в рамках постановлений и программы меры в значительной степени способствовали активизации деятельности предпринимательских структур города. Если в 1997 году количество малых и средних предприятий уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 198 единиц, то в 1998 году отмечено увеличение их количества на 333 единицы. За три года прирост составил 1005 предприятий.

     На 01.01.10г. число зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса составляет 16487. В то же время в сравнении с 1.01.98г. число предпринимателей без образования юридического лица увеличилось к 1.01.10г. с 19643 до 26561.

     На  сегодняшний день львиная доля предприятий - около 60 % - заняты торгово-посреднической деятельностью, 14% - промышленным производством, 10 % - строительством, 8 % - сервисом.

     Если  доля поступлений в бюджет города от предприятий малого и среднего бизнеса в 1994г. составляла 11% и численность  работающих на них - 19,5 тыс. человек, то в 2010г. доля малого и среднего предпринимательства в секторе экономики города составляет 38%, а численность работающих на предприятиях малого и среднего бизнеса - около 70 тысяч человек это 33% работающего населения города.

     Было  принято постановление от 16.02.2006г. № 334 “О мерах по дальнейшему развитию предпринимательства в городе Салават”, в соответствии с которым, начато предоставление льгот по уплате налогов в бюджет города различным категориям действующих предприятий на 1 год, а вновь созданным предприятиям малого и среднего бизнеса на первые три года их работы, независимо от вида деятельности, а также их освобождение от единовременной платы за землю.

     Гибкая  система предоставления налоговых  льгот распространилась и на некоторые  убыточные предприятия, которые  подлежат оздоровлению, а также для  решающих проблему занятости молодежи, инвалидов, матерей-одиночек, многодетных матерей и других категорий населения, нуждающихся в социальной защите. Всего за 2000-2010гг. было предоставлено льгот 1446-ти вновь созданным предприятиям на сумму 122956,3 млн. руб.

     Данные  по льготам,предоставленным субъектам малого предпринимательства г. Салавата за период с 2008г. по 2010г. Показаны в таблице 2.1.1

     Таблица 2.1.1

     Льготы, предоставленные субъектам малого предпринимательства г. Салават за период с 2000г. по 2008г.

     Наименование 2008 г. 2009 г. 2010 г. Итого:
Количество  вновь зарегистрированных предприятии, шт 519 659 369 1547
Количество  предприятий, получивших льготы, шт 73 181 192 446
Сумма льгот, тыс. руб. 2000,000 50147,300 60909,900 1130572,2
Количество  рабочих мест, созданных по условиям предоставления льгот, чел 967 1527 4521 7015
 

     Кроме средств местного бюджета было выделено 3,5 млрд. рублей в 2010г. Республиканским Фондом финансовой поддержки предпринимательства предпринимателям города, хотя в последующие годы такой помощи не было оказано. Мэрией города выделено 10 млн. руб. бюджетных средств в качестве товарного кредита и отработан механизм его предоставления через городской фонд финансовой поддержки малого предпринимательства для инвестирования бизнес проектов предприятий малого и среднего бизнеса.

     Администрация города предоставляет льготы предпринимателям без образования юридического лица. В республике принято решение о лицензировании данной деятельности, а в Салавате предприниматели уступают 50 % стоимости лицензии, благодаря чему в городе появилось около 23000 предпринимателей без образования юридического лица.

     В 2010г. предпринимательскими структурами выпущено продукции и оказано услуг на 3050,1 млн. рублей, что составляет 101% к уровню прошлого года. В том числе в промышленности выпущено продукции на 700 млн. рублей, или 14% от общего объема промышленной продукции по городу. В строительстве выполнено подрядных работ на 163,9 млн. рублей, или 21,7% от общего объема подрядных работ по городу. В торговле реализовано товаров на 1518,2 млн. рублей или 47,4% от общего объема товарооборота по городу. В прочих отраслях - 668 млн. рублей, или 39,5% от общего объема оказанных услуг по городу. В период с 2006 по 2010г. Созданы следующие организации, предоставленные в таблице 2.1.2.

     Таблица 2.1.2

     Организации, направленные на помощь малому предпринимательству

Организация Описание
1 Городской фонд финансовой поддержки малого предпринимательства, зарегистрированный постановлением мэра города № 1652/5 от 16.09.2006г.

(некоммерческая  организация)

Фонд создан для финансирования мероприятий по развитию малого предпринимательства и инвестирования на конкурсной основе проектов, разработанных предпринимателями.
2 Региональное  представительство Фонда НИОКР, созданное Постановлением Государственного Комитета РБ по управлению государственным имуществом № 195 от 29.07.2009г. Предметом деятельности профсоюзной организации являются субъекты малого предпринимательства, также с образованием юридического лица и частные предприниматели без образования юридического лица.
3 Научно-производственное некоммерческое партнерство “Технопарк”, созданное в 1996г. постановлением мэра города №2533/4 от 20.11.2006г. Фонда НИОКР  и НПНП “Технопарк” занимается:

- реализацией программы обучения;

- подготовкой специалистов;

- созданием базы данных по инновациям;

- участием в работе Экспертного Совета города;

- привлечением специалистов КамПИ

4 Городское некоммерческое партнерство по поддержке предпринимателей без образования юридического лица, созданное в августе 2007г. постановлением мэра города №1509/1 от 13.08.07г.  
Занимается  просветительской, консультационной, правовой и финансовой деятельностью в области предпринимательства.
5 Городской выставочный  центр “Салаватский базар”, созданный  постановлением мэра города №879/8 от 17.04.07г. Занимается расширением рынка сбыта производимой в городе и регионе продукции.
6 Городской центр  правовой защиты предпринимателей “АРГУС”, созданный постановлением мэра города №675/1 от 07.05.08г.

(некоммерческая  организация)

Занимается  финансированием мероприятий по развитию малого предпринимательства и инвестированием на конкурсной основе проектов, разработанных предпринимателями
7 Городская профсоюзная  организация работников малого и  среднего бизнеса и предпринимателей без образования юридического лица Объединяет на добровольных началах работников предприятий малого и среднего бизнеса, частных предпринимателей и наемных работников предприятий и организаций.

Информация о работе Малое предпринимательство и его место в экономике РФ