Малое предпринимательство и его место в экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

В Федеральном законе РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением устанавливается экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................... ...3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В РЫНОМНОЙ ЭКОНОМИКЕ ............ 6
1.1. Понятие и признаки малого предприятия ................................................ 6
1.2. Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран ................................................................................................. 9
1.3. Организационно-правовые формы малого предприятия ....................... 12
1.4. Система государственной поддержки и регулирования малого
предпринимательства . ................................................................................... 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА ПРИМЕРЕ Г.САЛАВАТА ..................................................................................... 18
2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Салават .......................... 18
2.2. Показатели развития малых предприятий в г. Салават ........................ 22
2.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса………..……………...…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)
 

     Большое внимание уделяется информационному  обеспечению предпринимателей. Организованы выпуск газеты “Деловой вестник” и специального вкладыша в газете “Салаватские известия”, организованы передачи по городскому радио и телевидению.

     Освоены и новые формы и методы работы по информационному обеспечению  предпринимателей. Проводятся ежемесячные информационно-консультационные дни для предпринимателей с участием государственных правоохранительных и контролирующих органов.

     Проводится  работа по организации внешнеэкономической  деятельности субъектов малого и  среднего бизнеса, налаживанию контактов  с зарубежными партнерами, а также в поиске потенциальных зарубежных инвесторов. С этой целью разработаны и осуществляются меры по созданию соответствующей инфраструктуры, которые позволят субъектам малого и среднего бизнеса получить правовую, экономическую, статистическую, производственно-технологическую и иную информацию и произвести обмен между ними такой информацией.

     Для предоставления предпринимателям создан и обновляется банк данных по имеющимся земельным участкам, свободным производственным площадям и оборудованию предприятий сферы материального производства и услуг, а также завозимых со стороны комплектующих изделий, для обеспечения технологического процесса предприятий города, что позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса ориентироваться на выпуск необходимых для города изделий. Создан банк данных по производимой в городе продукции и оказываемым услугам. Создан координационный совет при мэрии по развитию межотраслевой кооперации товаропроизводителей и потребителей города. 

     2.2 Показатели развития малых предприятий в г. Салават 

     Экстремальность среды, в которой вынужден развиваться  “средний класс”, еще более усиливают  недостаточность собственных финансовых средств и чрезвычайная усложненность порядка получения и возврата кредитов, давление криминальных структур, нехватка квалифицированных кадров, неразвитость лизинга оборудования, проблемы с выделением помещения, непосильное бремя налогов и платежей.

     Несмотря  на существующие трудности, малое предпринимательство  развивается, решая экономические и социальные проблемы, о чем свидетельствуют данные о малом бизнесе города Салават. Так, по данным налоговой инспекции города Салават число малых предприятий в Тукаевском районе на конец 2010 года составило 679, по сравнению с 2004 годом увеличилось на 256, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.2.1. 

     Таблица 2.2.1

       Число малых предприятий по  отраслям экономики в г. Салават.

№ п/п Вид деятельности 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
1 Торговля и  общественное питание,шт 50 538 678 760 769 440 381
2 Строительство,шт 23 24 30 43 47 150 150
3 Промышленность,шт 28 34 40 50 52 53 53
4 Сельское хозяйство,шт 19 21 23 33 33 11 11
5 Транспорт и  связь,шт 1 1 1 2 5 27 27
6 Другие отрасли,шт 2 2 3 6 13 157 57
  Общее число,шт 423 620 775 894 918 838 679
 

     Если  с 2004 по 2008 год наблюдается рост числа малых предприятий, то в 2009 и 2010 годах их количество стало уменьшаться. Уменьшение количества предприятий, занятых в малом бизнесе, произошло в основном за счет снижения числа предприятий торговли и общественного питания.

     Устойчивыми темпами развивается малое предпринимательство в строительстве, относительно стабильными темпами в промышленности. Также наблюдается увеличение количества предприятий, предоставляющих услуги населению города, в том числе транспортные, услуги связи. Несмотря на уменьшение за последние два года торговых предприятий и предприятий общественного питания на конец 2010 года на их долю приходится около 56 % от общего числа малых предприятий. В строительстве, в предыдущем отчетном году было занято 150 предприятий, или 22 % от общего числа, в производстве - 53 предприятия или 7 %, а 27 предприятий транспорта и связи составили 3% всех организаций. Распределение количества предприятий по видам показано на рисунке 2.2

     Рисунок  2.2 Структура малых предприятий по видам деятельности на конец 2008г. 

     Малое предпринимательство способно решить множество проблем в сегодняшней рыночной экономике. Это и создание условий для трудоустройства рабочей силы, и ускорение научно-технического прогресса и расширение производства потребительских товаров, а также обеспечение стабильных поступлений денежных средств в бюджеты всех уровней.

     В некоторых субъектах федерации  налоги с субъектов малого предпринимательства достигают половины доходов бюджета. При достаточно расширенной налоговой базе среди малых предприятий можно добиться значительного наполнения бюджета, что наглядно подтверждают данные налоговой инспекции. Например, в 2008 году бюджет г. Салават получил от малых предприятий 730 215 тыс. рублей, что составило 50% от общего числа налоговых поступлений. Данные по налоговым поступлниям в г. Салават представлены в таблице 2.2.2

Таблица 2.2.2

     Налоговые поступления в бюджет г. Салават.

п/п

     Налоги 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
  Поступление налогов  и других платежей в бюджет Тукаевского района от субъектов малого предпринимательства, млн.р 12670 15000 19021,5 18572 14349
   Удельный  вес поступлений налогов и  других платежей в бюджет от  субъектов малого предпринимательства  в бюджет района, в % 46,7 46 50 18,9 21,2
 

     Уменьшение числа малых предприятий и свертывание ими своей деятельности в связи с проблемами, выше упоминавшимися, сократило поступления в бюджет до 21,2% от общего числа в 2010 году, что видно из выше приведенных данных таблицы 2.2.2. 

     2.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса 

     Практика  показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий.

     Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

     Индивидуальную  частную легко учредить, так как  это не вызывает практически никаких юридических и бюрократических препятствий и связанных с ними расходов.

     Частный предприниматель – сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно [13, c.76].

     Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации. Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства представлены в таблице 2.3.1

     Таблица 2.3.1.

     Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства

  Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства
1 сложная экономическая  обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей
2 низкий уровень  организационно-экономических и  правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе
3 негативное  отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство  напрямую только с посредничеством, куплей-продажей
4 неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне
5 слабость действия механизма государственной поддержки  малого предпринимательства
 

     Сложившаяся экономическая ситуация негативно  воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет.

     Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия  подрывают стимулы к предпринимательской  деятельности, ослабляют предпринимательский настрой. Обобщая данные социологических опросов, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему: “Малый бизнес России. Проблемы и перспективы”, сформулированы основные проблемы частного бизнеса в нашей стране, показанные ниже в таблице 2.3.2

      Таблица 2.3.2

      Основные  проблемы частного бизнеса

№ п/п Проблемы частного бизнеса
1 налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в  целом
2 поставки, дефицит; трудности получения кредита и высокая кредитная ставка
3 неплатежеспособность  партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки
4 недостаток  материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт; поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий
5 трудности с  арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации
6 недостаток  культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств
7 невыгодность  производства; большая, громоздкая отчетность; нет льгот; рэкет
8 невыгодность  инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям.

Информация о работе Малое предпринимательство и его место в экономике РФ