Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрытие сущности малого бизнеса, выявление его роли в экономической жизни современного общества, выявление проблем малого бизнеса и пути их решения, рассмотрение перспектив дальнейшего развития малых предприятий на российской почве.
При написании работы были выдвинуты следующие задачи:
раскрыть сущность малого бизнеса;
показать место малых предприятий в системе рыночных отношений;

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава 1.Малый бизнес в современной рыночной экономике
Сущность малого бизнеса………………………………….5
Отличие малого бизнеса от крупного……………………..12
Значение и задачи малого предприятия…………………..14
Глава 2.Зарубежный опыт развития малого бизнеса
2.1 Особенности развития малого бизнеса за рубежом…….17
2.2 Актуальные проблемы зарубежного малого бизнеса…..21
Глава 3.Малый бизнес в РФ
3.1 Этапы развития малого бизнеса в России………………26
3.2 Государственная поддержка малых предприятий в России..32
3.3 Основные проблемы малых предприятий в России…….37
Заключение……………………………………………………………45
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа защищенная.docx

— 104.91 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АГРОИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

Факультет: экономический

Кафедра: Экономической теории

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема : «Малый бизнес: характерные  черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы развития»

 

 

 

Студент : Гречущева О.В.

Группа : 257

 

Руководитель : Самодурова А.П.

Подпись

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………3

Глава 1.Малый бизнес в  современной рыночной экономике

    1. Сущность малого бизнеса………………………………….5
    2. Отличие малого бизнеса от крупного……………………..12
    3. Значение и задачи малого предприятия…………………..14

Глава 2.Зарубежный опыт развития малого бизнеса

         2.1 Особенности развития малого бизнеса за рубежом…….17

          2.2 Актуальные проблемы зарубежного  малого бизнеса…..21

Глава 3.Малый бизнес в  РФ

          3.1 Этапы развития малого бизнеса  в России………………26

          3.2 Государственная поддержка малых  предприятий в России..32

          3.3 Основные проблемы малых предприятий  в России…….37

Заключение……………………………………………………………45

Список литературы…………………………………………………..49

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема моей работы: «Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы развития».

Актуальность темы обусловлена  целым рядом причин:

Во-первых, для экономики  в целом деятельность малых предприятий  является важным фактором повышения  её гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о  способности страны приспосабливаться  к меняющейся экономической обстановке.

Во-вторых, в связи с  переходом России к рыночным отношениям возникает ряд трудностей экономического характера. Преодоление этих проблем  в немалой степени зависит  и от развития малых предприятий. Для России, находящейся на начальном  этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора  малых предприятий должно быть основой  специальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения  и переход всего хозяйства  страны к рыночной экономике.

Объектом исследования в  представленной работе являются предприятия  в целом. Цель работы – раскрытие сущности малого бизнеса, выявление его роли в экономической жизни современного общества, выявление проблем малого бизнеса и пути их решения, рассмотрение перспектив дальнейшего развития малых предприятий на российской почве.

При написании работы были выдвинуты следующие задачи:

    • раскрыть сущность малого бизнеса;
    • показать место малых предприятий в системе рыночных отношений;
    • осветить становление и деятельность российских малых предприятий; выделить проблемы, с которыми малые предприятия сталкиваются в процессе своего функционирования;
    • рассмотреть историю малого бизнеса за рубежом
    • указать на необходимость и способы поддержки малого бизнеса со стороны государства;
    • наметить перспективы дальнейшего развития малых предприятий на российской почве.

Работа написана на основе анализа экономических работ  обобщающего характера, а также специализированных работ, освещающих деятельность собственно малых предприятий, в работе также использована учебная литература, монографии, периодические издания по теоретическим и практическим проблемам функционирования малого бизнеса.

Методы исследования, которые  я использовала в своей работе: анализ, систематизация, обобщение  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Сущность  малого  бизнеса

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях [7, cтр. 3].

При определении  мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут  применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут  использовать и свои показатели при  отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные [7, cтр.4].

В Великобритании отнесение  предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

Во Франции  малыми считаются предприятия, на которых  численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.

В Швеции система  отнесения предприятий к малым  схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие  о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств [7,стр.5-7].

В Соединенных  Штатах Америки федеральным законом  о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

  • наименьшие -1-24 занятых;
  • малые - 25 - 99 занятых;
  • промежуточные - 100 - 499 занятых;
  • крупные - 500 - 999 занятых;
  • крупнейшие - 1000 и более занятых [11, стр.18].

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые  независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках [11, стр. 23].

В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят республика Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё  не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна  и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия).

В России под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя  численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и  бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и  при осуществлении других видов  деятельности      - 50 человек.

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица[1, cтр.513].

Для экономики в целом  деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства  специалисты даже судят о способности  страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе  развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства  должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход  всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и  неудачи, малое предпринимательство  развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса. По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, ФРГ, Франция и др. Доля малых предприятий в основных экономических показателях России в 2009 г., по данным Госкомстата РФ, представлена в табл. 1. [14,стр.354],[22]

Таблица 1

Удельный вес малых  предприятий в основных экономических  показателях, %

Показатели

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2009 г.

"средняя численность  работников

12,0

12,1

12,8

13,6

17,9

21,1

"средняя численность  внешних совместителей

43,7

44,5

42,7

40,4

38,9

42,0

Средняя численность работников, выполняющих работы по договорам  гражданско-правового характера

48,4

36,4

31,5

30,2

26,4

22,7

Выпуск товаров и оказание услуг

8,0

6,5

6,2

5,9

5,6

8,7

Инвестиции в основной капитал

5,4

5,5

2,7

2,5

2,7

5,4

Объем платных услуг населению

3,3

4,2

4,8

4,9

4,8

5,1


 

На первое полугодие 2010 г. число малых предприятий по видам экономической деятельности распределялось следующим образом (в % к итогу):

 

Диаграмма 1. Число малых  предприятий по видам экономической  деятельности на первое полугодие 2010г.

 

За последние годы число  малых предприятий увеличилось. Если на начало 2004 г. — 890,9 тыс., то на конец 2009г. – 1347,7 тыс. Данные по изменению количества малых предприятий в 1999 – 2009 годах приведены на диаграмме 2.[12,стр. 164]. 

 

 

 

Диаграмма 2. Количество малых  предприятий в РФ в период с 1999 по 2009 гг.

 

Увеличилось число малых предприятий в строительстве, информационно-вычислительном обслуживании, науке и научном обслуживании и других отраслях. За последние годы увеличилась численность работающих на малых предприятиях. Если на начало 2002 г. — 7435,8 тыс. человек, то на конец 2009г. – 10436,9 тыс.человек.  Из них среднесписочная численность работников составляла 7483,5 тыс. человек, средняя численность совместителей — 690,5 тыс. и средняя численность работающих по договорам гражданско-правового характера – 284,7 тыс. человек. За последние годы увеличился объем продукции работ, произведенной малыми предприятиями. Так, в 2001 г. малые предприятия произвели продукции (работ, услуг) на сумму 952705,2 млн. руб. [14,стр.354], в том числе в промышленности —314571,1 млн., я строительстве - 320 419,7 млн., в торговле и общественном питании - 297 940,3 млн. руб. Говоря о роли малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения проблем малого предпринимательства.

Информация о работе Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы развития