Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 10:56, курсовая работа
Цель работы – раскрытие сущности малого бизнеса, выявление его роли в экономической жизни современного общества, выявление проблем малого бизнеса и пути их решения, рассмотрение перспектив дальнейшего развития малых предприятий на российской почве.
При написании работы были выдвинуты следующие задачи:
раскрыть сущность малого бизнеса;
показать место малых предприятий в системе рыночных отношений;
Введение………………………………………………………………3
Глава 1.Малый бизнес в современной рыночной экономике
Сущность малого бизнеса………………………………….5
Отличие малого бизнеса от крупного……………………..12
Значение и задачи малого предприятия…………………..14
Глава 2.Зарубежный опыт развития малого бизнеса
2.1 Особенности развития малого бизнеса за рубежом…….17
2.2 Актуальные проблемы зарубежного малого бизнеса…..21
Глава 3.Малый бизнес в РФ
3.1 Этапы развития малого бизнеса в России………………26
3.2 Государственная поддержка малых предприятий в России..32
3.3 Основные проблемы малых предприятий в России…….37
Заключение……………………………………………………………45
Список литературы………………………………………
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРОИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Факультет: экономический
Кафедра: Экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема : «Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы развития»
Студент : Гречущева О.В.
Группа : 257
Руководитель : Самодурова А.П.
Подпись
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Малый бизнес в современной рыночной экономике
Глава 2.Зарубежный опыт развития малого бизнеса
2.1 Особенности развития малого бизнеса за рубежом…….17
2.2 Актуальные проблемы
Глава 3.Малый бизнес в РФ
3.1 Этапы развития малого бизнеса в России………………26
3.2 Государственная поддержка
3.3 Основные проблемы малых
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Тема моей работы: «Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы развития».
Актуальность темы обусловлена целым рядом причин:
Во-первых, для экономики в целом деятельность малых предприятий является важным фактором повышения её гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Во-вторых, в связи с переходом России к рыночным отношениям возникает ряд трудностей экономического характера. Преодоление этих проблем в немалой степени зависит и от развития малых предприятий. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малых предприятий должно быть основой специальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.
Объектом исследования в представленной работе являются предприятия в целом. Цель работы – раскрытие сущности малого бизнеса, выявление его роли в экономической жизни современного общества, выявление проблем малого бизнеса и пути их решения, рассмотрение перспектив дальнейшего развития малых предприятий на российской почве.
При написании работы были выдвинуты следующие задачи:
Работа написана на основе анализа экономических работ обобщающего характера, а также специализированных работ, освещающих деятельность собственно малых предприятий, в работе также использована учебная литература, монографии, периодические издания по теоретическим и практическим проблемам функционирования малого бизнеса.
Методы исследования, которые я использовала в своей работе: анализ, систематизация, обобщение и др.
1.1 Сущность малого бизнеса
Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях [7, cтр. 3].
При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные [7, cтр.4].
В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.
В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.
В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств [7,стр.5-7].
В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:
Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.
В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках [11, стр. 23].
В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят республика Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия).
В России под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
В Федеральном Законе «О
государственной поддержке
Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса. По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, ФРГ, Франция и др. Доля малых предприятий в основных экономических показателях России в 2009 г., по данным Госкомстата РФ, представлена в табл. 1. [14,стр.354],[22]
Таблица 1
Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях, %
Показатели |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2009 г. |
"средняя численность работников |
12,0 |
12,1 |
12,8 |
13,6 |
17,9 |
21,1 |
"средняя численность внешних совместителей |
43,7 |
44,5 |
42,7 |
40,4 |
38,9 |
42,0 |
Средняя численность работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера |
48,4 |
36,4 |
31,5 |
30,2 |
26,4 |
22,7 |
Выпуск товаров и оказание услуг |
8,0 |
6,5 |
6,2 |
5,9 |
5,6 |
8,7 |
Инвестиции в основной капитал |
5,4 |
5,5 |
2,7 |
2,5 |
2,7 |
5,4 |
Объем платных услуг населению |
3,3 |
4,2 |
4,8 |
4,9 |
4,8 |
5,1 |
На первое полугодие 2010 г. число малых предприятий по видам экономической деятельности распределялось следующим образом (в % к итогу):
Диаграмма 1. Число малых предприятий по видам экономической деятельности на первое полугодие 2010г.
За последние годы число малых предприятий увеличилось. Если на начало 2004 г. — 890,9 тыс., то на конец 2009г. – 1347,7 тыс. Данные по изменению количества малых предприятий в 1999 – 2009 годах приведены на диаграмме 2.[12,стр. 164].
Диаграмма 2. Количество малых предприятий в РФ в период с 1999 по 2009 гг.
Увеличилось число малых предприятий в строительстве, информационно-вычислительном обслуживании, науке и научном обслуживании и других отраслях. За последние годы увеличилась численность работающих на малых предприятиях. Если на начало 2002 г. — 7435,8 тыс. человек, то на конец 2009г. – 10436,9 тыс.человек. Из них среднесписочная численность работников составляла 7483,5 тыс. человек, средняя численность совместителей — 690,5 тыс. и средняя численность работающих по договорам гражданско-правового характера – 284,7 тыс. человек. За последние годы увеличился объем продукции работ, произведенной малыми предприятиями. Так, в 2001 г. малые предприятия произвели продукции (работ, услуг) на сумму 952705,2 млн. руб. [14,стр.354], в том числе в промышленности —314571,1 млн., я строительстве - 320 419,7 млн., в торговле и общественном питании - 297 940,3 млн. руб. Говоря о роли малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения проблем малого предпринимательства.