Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 10:56, курсовая работа
Цель работы – раскрытие сущности малого бизнеса, выявление его роли в экономической жизни современного общества, выявление проблем малого бизнеса и пути их решения, рассмотрение перспектив дальнейшего развития малых предприятий на российской почве.
При написании работы были выдвинуты следующие задачи:
раскрыть сущность малого бизнеса;
показать место малых предприятий в системе рыночных отношений;
Введение………………………………………………………………3
Глава 1.Малый бизнес в современной рыночной экономике
Сущность малого бизнеса………………………………….5
Отличие малого бизнеса от крупного……………………..12
Значение и задачи малого предприятия…………………..14
Глава 2.Зарубежный опыт развития малого бизнеса
2.1 Особенности развития малого бизнеса за рубежом…….17
2.2 Актуальные проблемы зарубежного малого бизнеса…..21
Глава 3.Малый бизнес в РФ
3.1 Этапы развития малого бизнеса в России………………26
3.2 Государственная поддержка малых предприятий в России..32
3.3 Основные проблемы малых предприятий в России…….37
Заключение……………………………………………………………45
Список литературы………………………………………
Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности.
Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования (2,8 раза).
В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере материального производства.
Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.
Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.
Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров.
Малое предпринимательство
было составным элементом массового
процесса учредительства. Биржи, банки,
страховые фирмы, крупные частные
и полугосударственные
Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа МП.
Главными причинами
Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в малом предприятии на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.
В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений.
Замедление роста числа
новых малых предприятий
С 2000 года в стране стала
формироваться принципиально
Малые предприятия в борьбе
за выживание научились
Для закрепления и дальнейшего
развития позитивных тенденций роста
российского малого предпринимательства,
кардинального расширения поля его
деятельности требуется активизация
государственной поддержки МП на
всех уровнях. В первую очередь в
поддержке нуждается сфера
Практически во всех индустриально развитых странах малые предприятия пользуются определенными льготами, им оказывается государственная поддержка поскольку удельные издержки производства и образования небольших предприятий, как правило выше, чем у крупных. Без помощи государства малые предприятия не смогут конкурировать с монополиями, овладевшими рынком.
Федеральный закон от 14 июня
1995г. «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Основными направлениями
государственной поддержки
Система поддержки малых предприятий базируется на специальных программах развития и поддержки малого предпринимательства (Федеральные программы, региональные, отраслевые), которые соответственно разрабатывает Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления.
Одним из основных и действенных методов государственного стимулирования малого предпринимательства является система льгот по налогообложению. Законодательство для таких субъектов устанавливает особый порядок налогообложения, освобождения от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты. Законы Российской Федерации устанавливают льготы по налогообложению малых предприятий, Фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, других учреждений и организаций, создаваемых при выполнении работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг (т.е. тех организаций и предприятий, деятельность которых способствует функционированию и развитию малого бизнеса). Закон о налоге на прибыль от 27 декабря 1991г. в ст.6 регламентирует следующий порядок налогообложения малых предприятий: в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, работающие в вышеуказанных приоритетных сферах, при условии, что выручка от этих видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). На третий и четвертый год работы данные предприятия уплачивают налог соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от данной сферы деятельности составляет 90% (и выше) от реализации продукции (работ, услуг). [5,стр.78]
В систему налоговых льгот для малых предприятий входят также: освобождение от налога части прибыли, направленной на финансирование отдельных мероприятий, освобождение от авансовых взносов налога на прибыль, упрощенный порядок налогообложения и др.
Льготы для субъектов
малого бизнеса в области
Кроме этого, для субъектов
малого бизнеса предусматривается
поддержка в их информационном обеспечении,
подготовке кадров, производственно-
Наряду с государственными существуют различные способы поддержи малых предприятий со стороны корпораций, крупных фирм и инвестиционных фондов. К ним прежде всего относятся:
На современном этапе можно выделить следующие области деятельности, где предпочтительное финансирование малых предприятий:
Эти направления деятельности основаны на индивидуальном подходе, инициативе и творчестве человека. Используя их в малом предприятии можно достаточно быстро получить эффективную отдачу…[21,стр.145]
Как показывает мировая и
отечественная практика, малое и
среднее предпринимательство, учитывая
его характерные особенности, нуждается
в постоянном внимании и поддержке
со стороны органов
Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями и проблемами.
Основная проблема малых
предприятий недостаточная