Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрытие сущности малого бизнеса, выявление его роли в экономической жизни современного общества, выявление проблем малого бизнеса и пути их решения, рассмотрение перспектив дальнейшего развития малых предприятий на российской почве.
При написании работы были выдвинуты следующие задачи:
раскрыть сущность малого бизнеса;
показать место малых предприятий в системе рыночных отношений;

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава 1.Малый бизнес в современной рыночной экономике
Сущность малого бизнеса………………………………….5
Отличие малого бизнеса от крупного……………………..12
Значение и задачи малого предприятия…………………..14
Глава 2.Зарубежный опыт развития малого бизнеса
2.1 Особенности развития малого бизнеса за рубежом…….17
2.2 Актуальные проблемы зарубежного малого бизнеса…..21
Глава 3.Малый бизнес в РФ
3.1 Этапы развития малого бизнеса в России………………26
3.2 Государственная поддержка малых предприятий в России..32
3.3 Основные проблемы малых предприятий в России…….37
Заключение……………………………………………………………45
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа защищенная.docx

— 104.91 Кб (Скачать файл)

Практика показывает, что  технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие  темпы внедрения нововведений, мобильность  технологических изменений, внедрение  изобретений, быстрый рост сферы  услуг и занятости, острая ценовая  и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой, к тому, что потребитель  получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства  получать большие средства в форме  налоговых поступлений — все  это и составляет вклад малых  предприятий в экономику страны.[8,стр.38]

 

1.2 Отличие малого  бизнеса от крупного

 

   Малым предприятием называется предприятие, численность сотрудников которого не превышает 200 человек. Это основное отличие малого бизнеса от среднего и крупного. 
          В настоящий момент встречаются малые предприятия, численность которых не более 15 человек. Обычно они работают в торговой сфере, остальные предприятия даже организовывают собственное производство. 
Практически во всех странах малые предприятия создаются как начальное звено в большой производственной цепи. Например, существует крупное предприятие, занимающееся производством автомобилей. Его поставщиками (колес, двигателей и т.д.) являются как раз малые предприятия. Конечно, в любом деле имеются и исключения. 
         Одно малое предприятие не играет никакой роли в экономики страны, но так как в некоторых странах они исчисляются миллионами, то в результате происходит серьезное регулирование экономики. Вся совокупность предприятий малого типа называется малым предпринимательством. 
         Первая их особенность состоит в том, что малые предприятия благодаря своему большому числу обеспечивают работой большую часть населения.        Во-вторых, в результате появления новых малых предприятий происходит изменение уровня конкуренции на различных нишах рынка. Стоит отметить, что большинство малых предприятий занимается торговлей или предоставляет различные услуги населению. 
За счет появления малого предпринимательства и доступности к созданию малого предприятия в обществе формируется средний класс – залог экономической стабильности страны. 
         В условиях современной рыночной экономики малое предприятие считается наиболее гибким и устойчивым к различным экономическим изменениям, которые происходят довольно-таки часто, а иногда носят и глобальный характер, что нельзя сказать о крупном бизнесе, где  есть возможность потери контакта с потребителем. Заостряя свое внимание на минимизации многих составляющих малого предприятия (численности, оборотов капитала и т.п.), не стоит забывать, что малое предприятие – это сформировавшийся элемент экономики, который не является промежуточной стадией перед перевоплощением в крупную фирму. Оно юридически независимо и имеет, хоть и не очень большой, но все-таки уставный капитал. 
         Малое предпринимательство, не смотря на его огромные масштабы, не на столько урегулировано, как крупный бизнес. Поэтому в некоторых моментах его работы могут возникнуть неприятные проблемы, связанные с правовой организацией или экономическими особенностями. 
Как правило, все малые предприятия, чтобы выжить в суровой конкурентной борьбе, стремятся использовать только самые новые технологии. Некоторые в результате выживают и занимают устойчивое положение на рынке, а другие становятся банкротами. В этом состоит первый недостаток малого предприятия – чрезмерный риск, на который идут непосредственно собственники предприятия.

   Еще одно отличие крупного бизнеса – это возможности создавать и накапливать достижения НТП. 
   Кстати, в малом предприятии владелец, он же основатель, менеджер и предприниматель, отвечает за все аспекты существования предприятия. Очень часто все зависит от его настроения, поэтому малые предприятия нестабильны еще и в этом плане.[17,стр.34]

 

    1.  Значение и задачи малого предприятия

 

Не так давно было замечено, что, начиная с определенного  момента, все больше и больше размеры  предприятия означают повышение  средних общих издержек. Экономисты определили это как отрицательный  эффект роста масштабов производства или «эффект масштаба». Положительный  эффект масштаба довольно подробно изучен. Отрицательная стороны «эффекта масштаба» вызвана определенными  управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность компании, превратившейся в крупномасштабное производство. Еще Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям, организации  с числом занятых более 500 человек  становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям  и не реагируют на возникающие  проблемы. В результате страдают эффективность  и растут средние издержки производства [19, стр.57].

Данные рассуждения логически  подводят к выводу о том, что положительные  и отрицательные эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру экономики. Это нужно учитывать экономическими и государственными структурами при формировании концепции управления малым бизнесом. Однако это не говорит о предпочтения крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного функционирования.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под  влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные  фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические  разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время  выявился небывалый рост мелкого  и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется  значительных капиталов, больших объемов  оборудования и кооперации множества  работников. Малых и средних предприятий  особенно много в наукоемких видах  производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских  товаров.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению  с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным  фирмам; исключение лишних звеньев  управления и т. д.. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного  и личного потребления.

В свою очередь развитие мелкого  и среднего производства создает  благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие  места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет  к насыщению рынка товарами и  услугами, повышению экспортного  потенциала, лучшему использованию  местных сырьевых ресурсов.[3,стр.128]

Большое значение имеет способность  малых предприятий расширять  сферу приложения труда, создавать  новые возможности не только для  трудоустройства, но, прежде всего для  предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных  производственных мощностей.

Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса  в развертывании НТР. Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они  успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские  фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания  взять на себя риск, гораздо эффективнее  используют исследовательские фонды  и оборудование, квалифицированные  кадры, тем самым вносят весомый  вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с  их мобильностью в условиях конкуренции  новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они  занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие  стадии промышленного развертывания  новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.[15,стр.57-59]

    Важнейшими задачами малого бизнеса являются:

  • ускорение реструктуризации собственности, структурной перестройки экономики, реформирования предприятий;
  • содействие образованию эффективного собственника и появлению среднего по уровню материального благосостояния
  • организация предпринимательской деятельности
  • развитие конкуренции и преодоление отраслевого и регионального монополизма;
  • создание материальной основы для более полной занятости населения и сокращения числа безработных;
  • расширение взаимодействия малых, средних и крупных предприятий;
  • укрепление экономической базы местных органов власти;
  • развитие сельских населенных пунктов и небольших городских поселений;

и другие задачи.[15,стр.60]

 

2.1 Особенности  развития малого бизнеса  за  рубежом

 

Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние  несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое  значение приобрел малый бизнес (где  он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их – это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия  обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих  мест, что позволило значительно  сократить безработицу в этих странах. [2, стр.14]

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных  узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.

Например, малые и средние  фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе  работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся  к сфере научно-технического прогресса.

В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в  стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании  и Нидерландов, а также концернах  стали, фармацевтики, деревообработки  Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит  в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к  исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству  и вызвал интерес к себе со стороны  крупных концернов. Мелкие и средние  фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками  концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних  предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные  корпорации предоставляют им возможность  первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому  производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом  идет их воспроизводство. [18,стр.25]

Малые предприятия по сравнению  с крупными в отдельных странах  занимают доминирующее положение, как  по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых предприятий (МП) в экономику  передовых промышленно развитых стран приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели, характеризующие состояние МП в разных странах[13,стр.295]

Страны

Кол-во МП

(тыс.)

Доля МП в общей  численности 
занятых (%)

Доля МП в ВВП (%)

Великобритания

3997.7

53.2

60-63

Германия

3480.8

43.2

60-62

Италия

4920

53.4

67-70

Франция

4070

47.0

55-60

США

29300

62.0

62-68

Япония

10050

79.9

62-65

Россия

1347.7

49.6

11-12


 

Как видно из данной таблицы, вклад малых и средних предприятий  в экономику трудно переоценить. Вклад в ВВП составляет более 50%. В то время как для России характерен незначительный вклад в ВВП. Малые предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых – в Германии и составляет 43,2%. Для России эта цифра равна 49,6%.

Процесс развертывания малых  предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении  опыта развитых капиталистических  стран с процессом формирования малой экономики в России следует  помнить о различиях в уровнях  развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре  национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности  используемого опыта.

Национальные особенности  оказывают значительное влияние  на процесс включения малых и  средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

Информация о работе Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы развития