Меры по реализации энергосберегающей политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:36, реферат

Краткое описание

Целью энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны. Проведение долгосрочной государственной энергетической политики для защиты прав и законных интересов граждан и экономических агентов, обеспечения обороны и безопасности государства, эффективного управления государственной собственностью, достижения качественно нового состояния энергетического сектора основано на следующих принципах: последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики;заинтересованность в создании сильных, устойчиво развивающихся и готовых к конструктивному диалогу с государством энергетических компаний; обоснованность и предсказуемость государственных регулирующих воздействий, стимулирующих частную предпринимательскую инициативу в реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………3
1.Энергетическая политика в России в настоящее время
1.1. Государственные проекты в области энергосбережения…………………4
1.2 . Барьеры повышения энергоэффективности …………………………………….6
2.Энергосберегающая политика за рубежом
2.1. Энергосбережение в странах евросоюза ………………………………………..23
2.2. Энергосбережение в США………………………………………………………………..26
2.3. Энергосбережение в Китае………………………………………………………………32
3.Комплекс мер по повышению энергоэффективности в Российской Федерации…………………………………………………………………………………………………36
4.Мои предложения по повышению энергоэффективности в России…….39
Список литературы…………………………………………………………………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

меры по реализации энергосберегающей политики в россии.docx

— 84.23 Кб (Скачать файл)

      Предполагаемая перестройка электроэнергетической отрасли США принесет ощутимые экологические результаты как через рыночные механизмы, так и шаги, направленные на привлечение дополнительных инвестиций для развития энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии. Программа реформ, недавно предложенная администрацией Клинтона, предполагает разработку долевого норматива использования возобновляемых источников энергии и создание фонда общественной поддержки. Введение долевого норматива использования возобновляемых источников энергии обеспечит дополнительно определенный минимальный уровень производства электроэнергии в США за счет использования возобновляемых источников энергии. Это будет достигаться за счет того, что поставщики электроэнергии будут обязаны производить определенный процент электроэнергии с использованием возобновляемых источников энергии, альтернативных гидроэлектроэнергии ветра, солнца, биомассы и геотермальных источников. Фонд общественной поддержки будет ежегодно выделять штатам до 3 млрд. долларов для поддержки малоимущих слоев населения, осуществления программ энергосбережения, обучения потребителей и разработки и демонстрации новых технологий, в частности, с использованием возобновляемых источников энергии.

   2.3. Энергосбережение в Китае

С конца 70-х  гг. 20 века Китай остается наиболее быстро развивающимся государством, достигнувшим выдающихся результатов  в экономике и сделавшим существенный вклад в мировое развитие и  благосостояние. Стабильный рост энергетических поставок обеспечил серьезную

поддержку экономическому развитию и социальному прогрессу  КНР, которая, являясь незаменимым  звеном мирового энергетического рынка, играет важную роль в поддержании  глобальной энергетической безопасности. Китайское правительство большое  внимание уделяет развитию современной  энергетической индустрии, выбрав энергосбережение и охрану окружающей среды в качестве приоритетов государственной политики.

      В последние десятилетия повышение энергетической эффективности экономики КНР стало одной из стратегических задач китайского правительства. Решение данной задачи является необходимым для обеспечения долговременной энергетической и экологической безопасности Китая, сохранения прежних темпов экономического развития. Некогда относясь к группе ведущих нетто-экспортеров энергетических ресурсов и обеспечивая ими своих соседей Японию и Южную Корею, с 1993 года Китай, в условиях бурного экономического роста и истощения запасов природных ресурсов, переместился во вторую группу поставщиков, став нетто-импортером нефти, а с 2003 года удерживает второе место в мире по импорту нефти после США.

В энергетической стратегии Китая большое внимание уделяется развитию возобновляемых источников энергии, законодательные  основы которого были заложены в 11-ом пятилетнем плане. С 1 января 2006 года в Китае  начал действовать закон «О возобновляемой энергии» (Renewable Energy Law), призванный стимулировать использование возобновляемой энергии, увеличить производство электроэнергии, совершенствовать структуру потребления энергии в КНР, а также защиты окружающей среды. Однако задачи, первоначально поставленные в законе, иначе как грандиозными, назвать нельзя. Так, он предусматривал достижение 15%-ой доли возобновляемых источников в энергетике Китая к 2020 году, при том что по состоянию на 2006 г. она составляла менее 1%. Кроме того, Законом КНР «О возобновляемой энергии» был создан фонд, направленный на финансирование проведения научных исследований в области возобновляемой энергетики, финансирования экологически чистых энергетических проектов в сельской местности, создания независимых энергетических систем в отдаленных районах и на островах.

      В 2007 году Государственным советом Китая была утверждена «Белая книга» по энергетике, не потерявшая своей актуальности и сегодня. В 2008 году Государственным Советом Китая был принят целый ряд документов, направленных на повышение энергоэффективности и стимулирование энергосбережения. Наиболее важными из них стали: Energy Conservation Law; Public Sector Energy Saving Regulation; In-depth Development of Energy Saving Action to All Chinese People; Civil Energy Bill и др.

В продолжение  развития нормативно-правовой базы энергосбережения, был принят закон «О содействии регенеративной экономике», вступивший в силу с 1 января 2009 года и призванный содействовать  поступательному развитию посредством  экономного использования энергии  и снижения объемов выбросов загрязняющих веществ. С января 2010 года Государственная  энергетическая комиссия КНР, возглавляемая  председателем Госсовета КНР  Вэнь Цзябао, была назначена ответственной за разработку и реализацию энергетической стратегии КНР.

      По мнению заместителя начальника Государственного энергетического управления У Иня, снижение энергопотребления является важнейшим условием развития в Китае низкоуглеродной экономики. В «Рекомендациях ЦК КПК по разработке 12-го пятилетнего плана народно-хозяйственного и социального развития» слова «снижение энергопотребления» употребляются более 10 раз.

Неслучайно, что в принятом Национальным народным конгрессом Китая 12-ом пятилетнем плане  на (2011-2015 гг.) тема энергосбережения и  сокращения выбросов вновь стала одной из ключевых. Целью 12-ого пятилетнего плана является фундаментальная реструктуризация экономики путем реализации четырех основных инициатив: снижение плановых показателей экономического роста, увеличение потребления, внедрение мер энергосбережения и охраны окружающей среды и развитие стратегических отраслей. 12-ый пятилетний план можно справедливо назвать самым «зеленым», поскольку он содержит мероприятия по снижению выбросов, повышению энергетической эффективности экономики и обеспечению стабильных, надежных и чистых поставок энергоресурсов. Новый целевой уровень снижения выбросов углекислого газа установлен на отметке в 17%. Постановка китайским правительством столь высокой планки, вероятно, связана не столько с серьезной озабоченностью проблемой глобального потепления, сколько с пониманием стратегической ценности построения низко-углеродной экономики в реалиях 21 века. Аналитики отмечают, что Китай догоняет и даже опережает США в ряде низко-углеродных отраслей, таких как машиностроение (электромобили), производство ветряных турбин и солнечных модулей, и 12-летний план содержит положения преференциальной политики для дальнейшего развития названных отраслей.

      Правительство также обозначило предел совокупного энергопотребления на уровне 4 млрд. тонн угольного эквивалента к 2015 году. Кроме того план содержит «обязательные» целевые показатели по достижению возобновляемыми видами топлива 11%-ой доли в структуре энергопотребления Китая, снижению энергоемкости ВВП на 16% (что ниже заявленного в 11-ом пятилетнем плане 20%-ного уровня), 8%-ому снижению выбросов сернистого газа и CO2 (в 11-ом плане было 10%) и 10%-ому сокращению выбросов оксидов азота и аммиачного азота.

Новые целевые  показатели по развитию возобновляемой энергетики не случайны. Во время "11-й  пятилетки" под руководством Закона о возобновляемой энергетике КНР  и государственной стратегической политики возобновляемая энергетика испытала динамичное развитие.

В 12-м пятилетнем плане акцент развития был направлен  на дальнейшее повышение способности  к техническим инновациям, владение ключевыми технологиями, повышение  эффективности и снижение себестоимости, освоение новых рынков.

      В настоящее время основная задача заключается в том, чтобы внимательно изучать и анализировать существующие проблемы в ходе развития возобновляемой энергетики, создавать благоприятный климат для обеспечения поступательного, здорового и динамичного развития возобновляемой энергетики в Китае, в частности, климат юридической политики, климат финансового инвестирования, климат индустриальной инновации и развития. 12-ый пятилетний план включает инициативу по развитию нескольких так называемых «Стратегических перспективных отраслей» (Strategic Emerging Industries). Китайское правительство не хочет больше ассоциироваться с «мировой производственной площадкой», по крайней мере, в некоторых отраслях, для которых правительство

собирается  ввести льготное налогообложение, а  также предложить привлекательные  условия финансирования и поставок.

      Правительство рассчитывает, что эти отрасли станут основой китайской экономики в ближайшие десятилетия, и они были выбраны исходя из того, какие китайские корпорации должны занять весомое положение на мировых рынках. Эти 7 отраслей включают:

· биотехнологии,

· разработку перспективных источников энергии,

· производство высокотехнологичного оборудования,

· энергосбережение и охрану окружающей среды,

· энергетически  безопасные транспортные средства,

· новые материалы,

· информационные технологии нового поколения.

      Правительство прогнозирует, что в 12-ом пятилетнем периоде на развитие названных отраслей будет направлено 14 триллионов юаней, как из государственного бюджета, так и из внебюджетных источников, при этом доля перспективных отраслей в ВВП должна возрасти с 5 до 8% к 2015 году и до 15% к 2020 году.

3.Комплекс  мер по повышению энергоэффективности в Российской Федерации

      В условиях экономического кризиса энергосбережение должно стать приоритетной государственной задачей, т.к. позволяет относительно простыми мерами государственного регулирования значительно снизить нагрузку на бюджеты всех уровней, сдержать рост энергетических тарифов, повысить конкурентоспособность экономики и увеличить предложение на рынке труда.

      Цель энергосбережения как деятельности по повышению энергоэффективности понятна из самого определения – повышение энергоэффективности всех отраслей, во всех поселениях, а также в стране в целом. В то же время не оправдано введение мер, обеспечивающих повышение энергоэффективности при увеличении совокупных затрат общества на энергоснабжение. В отличие от высокоразвитых в экономическом отношении стран, в значительной степени реализовавших потенциал быстроокупаемых мероприятий и вынужденных идти по экологическим соображениям на значительные прямые методы бюджетной поддержки, в России имеется огромный резерв энергоэффективности, реализуемый за счет быстроокупаемых мероприятий по «наведению элементарного порядка».

Должны быть разработаны и введены в практику экономические модели, позволяющие  использовать для компенсации затрат на осуществление энергосберегающих  мероприятий не только средства высвобождаемые при уменьшении объемов энергопотребления, но и системные экономические  эффекты включая:

- фактическую  стоимость высвобождаемой мощности  в системах электро-, тепло-, водо-, топливоснабжения;

- снижение  платы за объем вредных выбросов  и стоков;

- эффекты  от снижения темпов роста тарифов,  включая затраты на содержание  объектов бюджетной сферы, а  также льготы и субсидии населению; 

- эффекты  от комплексной оптимизации систем  энерго- и топливоснабжения, включая уменьшение общесистемных энергетических потерь и снижение затрат на увеличение мощности энергосистем;

- уменьшение  дотаций регионам на «северный  завоз» топлива, подготовку к  отопительному сезону;

- снижение  стоимости подключения новых  зданий и сооружений к инженерным  коммуникациям. 

      Продвижение экономических, поведенческих и административных механизмов в области энергосбережения может осуществляться органами управления государственной власти через систему мер, в общем виде сводящихся к следующим:

- правового  регулирования через установление  правовых, в первую очередь законодательных,  норм и правил. Регулирование  должно осуществляться как через  создание отдельного законодательства  непосредственно регулирующего  вопросы энергосбережения, так и  внесением изменений в другие  нормативные акты, включая гражданское,  жилищное, административное, тарифное, налоговое, бюджетное и иное  законодательство;

- административного  регулирования совместно с субъектами  Российской Федерации через введение  административной ответственности  за нарушение действующих нормативно-правовых  актов в сфере энергосбережения;

- контрольно-надзорного  регулирования через осуществление  контроля и надзора за исполнением  обязательных требований в сфере  энергосбережения; утверждение нормативов  потерь, а также через систему  допусков и разрешений;

- экономического  регулирования через создание  механизмов ведения экономически  оправданной предпринимательской  деятельности в сфере энергосбережения. Создание условий для доступности  этой деятельности, в том числе  для малого и среднего бизнеса; 

- налогового  регулирования через систему  льгот, акцизов на энергорасточительные  товары, отсрочку выплат налогов,  льготы на строительство особо  важных объектов и т.д., а также  могут вводиться неналоговые  льготы и надбавки, включая таможенные, экологические платежи; 

- тарифного  регулирования через установление  взаимоувязанной системы тарифов  и плат стимулирующей повышение  энергоэффективности процессов как у энергоснабжающих организаций, так и у потребителей;

- создания  системы общественного регулирования  через объединения потребителей  и саморегулируемые организации  поставщиков; 

- использования  полномочий по управлению государственными  предприятиями, акционерными обществами  с участием государства для  продвижения решений о разработке  программ энергосбережения предприятий,  экспертизе этих программ, организации  выпуска энергоэффективной продукции, исследованиях в области энергосбережения. А также через создание системы управления процессами энергосбережения в государственных учреждениях, включая армию, МЧС, МВД, ФСБ, Министерство юстиции, а также объекты федеральной собственности, переданные в управление или аренду;

 - антимонопольного регулирования через устранение и предотвращение действий со стороны естественных монополий, препятствующих процессам повышения энергоэффективности, таких как взимание платы за недоиспользование энергии или топлива, препятствия по допуску к сетям общего пользования энергоэффективных энергоисточников, ограничения на использование не аккредитованных у организаций монополистов технологий и типов оборудования, отсутствие прозрачной системы распределения природного газа;

Информация о работе Меры по реализации энергосберегающей политики в России