Меры по реализации энергосберегающей политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:36, реферат

Краткое описание

Целью энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны. Проведение долгосрочной государственной энергетической политики для защиты прав и законных интересов граждан и экономических агентов, обеспечения обороны и безопасности государства, эффективного управления государственной собственностью, достижения качественно нового состояния энергетического сектора основано на следующих принципах: последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики;заинтересованность в создании сильных, устойчиво развивающихся и готовых к конструктивному диалогу с государством энергетических компаний; обоснованность и предсказуемость государственных регулирующих воздействий, стимулирующих частную предпринимательскую инициативу в реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………3
1.Энергетическая политика в России в настоящее время
1.1. Государственные проекты в области энергосбережения…………………4
1.2 . Барьеры повышения энергоэффективности …………………………………….6
2.Энергосберегающая политика за рубежом
2.1. Энергосбережение в странах евросоюза ………………………………………..23
2.2. Энергосбережение в США………………………………………………………………..26
2.3. Энергосбережение в Китае………………………………………………………………32
3.Комплекс мер по повышению энергоэффективности в Российской Федерации…………………………………………………………………………………………………36
4.Мои предложения по повышению энергоэффективности в России…….39
Список литературы…………………………………………………………………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

меры по реализации энергосберегающей политики в россии.docx

— 84.23 Кб (Скачать файл)

- разработки  топливно-энергетических балансов  страны и регионов, включая оценку  уровня энергоэффективности и потенциала энергосбережения, определения минимального уровня заданий регионам по повышению энергоэффективности. Определения принципов и внедрения государственной статистической отчетности по уровню энергоэффективности процессов, товаров, организаций и муниципалитетов;

- организации  технологических и экономических  научных исследований путем создания  федеральных исследовательских  центров и внедрения методов  экономического поощрения организаций,  ведущих такие исследования. Финансирования  проведения контрольных долговременных  испытаний на подтверждение энергосберегающего  эффекта и обеспечение доступности  информации об испытаниях;

- создания  системы пропаганды энергосбережения;

- создания  системы информации и подготовки кадров.

 Невозможно  управлять процессом энергосбережения  не разделив его на множество направлений и сгруппировав по технологиям и субъектам отношений. Для каждой группы должен быть определен конкретный набор мер, учитывающий ее особенности, в тоже время есть и достаточно универсальные меры. Учитывая это, в настоящей работе произведено вычленение задач, реализация которых может рассматриваться как отдельная подпрограмма с соответствующим набором мер, реализуемых на разных уровнях государственной власти.

4.Мои  предложения по повышению энергоэффективности в России

      Любое реформирование требует изменения мировоззрения, выработку нового мышления. Российский менталитет формировался в условиях огромной территории страны и обладания богатейшими ресурсами. Став частью мировой экономической системы, российская экономика сегодня просто вынуждена совершить технологический рывок, или она окончательно превратится в топливно-сырьевую периферию развитых стран. Энергосбережение – ключевое слово новой экономической политики страны.

      В вопросах энергосбережения и повышения энергоэффективности важно организовать четкое взаимодействие с бизнес-сообществом, а также задействовать человеческий фактор, обеспечив информационную и образовательную поддержку мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности использования топливно-энергетических ресурсов на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.В условиях сложившихся темпов развития научно-технического прогресса в мире если не провести настоящей реформы в энергетике страны, то в ближайшем будущем ТЭК окажется тормозом ее развития. Объемы производства топливно-энергетических ресурсов смогут обеспечить лишь внутренние потребности страны. В этом случае экспорт этих энергоресурсов из России должен быть практически прекращен с потерей внешних рынков, валютного дохода и источников финансирования отечественной промышленности.

Энергоёмкость ВВП России примерно в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5–3,5 раза выше, чем во многих других странах. Сохранение высокой  энергоёмкости российской экономики  приводит к снижению энергетической безопасности России и сдерживанию  экономического роста. Выход России на стандарты благосостояния развитых стран на фоне усиления глобальной конкуренции и исчерпания источников экспортно-сырьевого типа развития требует кардинального повышения  эффективности использования всех видов энергетических ресурсов.

В связи с  этим Указом Президента Российской Федерации  от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах  по повышению энергетической и экологической  эффективности российской экономики» поставлена

глобальная  задача снижения энергоёмкости ВВП  России к 2020 году не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом.

      Кроме того, при определении Президентом Российской Федерации основных направлений модернизации и технологического развития экономики России в июне 2009 года, первым из пяти этих направлений определены энергоэффективность и энергосбережение.

Основным  шагом, направленным на комплексное  решение проблемы энергоэффективности, стало принятие Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с 261 законом «Об энергоэффективности», принята федеральная программа повышения энергоэффективности, во всех субъектах РФ разработаны региональные программы энергосбережения. Основная цель данных программ - решить поставленную Президентом задачу по снижению энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году.

      Утверждение государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», предусматривающей выделение средств из федерального бюджета регионам на поддержку деятельности по повышению энергоэффективности, запустило ещё один механизм государственного стимулирования энергосбережения, который должен подтолкнуть рынок частного финансирования.

В 2011 году в  рамках Федеральной программы «Энергосбережение  и повышение энергетической эффективности  на период до 2020 года» было выделено более 5 млрд. руб. из федерального бюджета  на софинансирование мероприятий, включенных в программы энергосбережения субъектов РФ. Именно эта сумма распределена между 55 субъектами РФ. Всего заявок было подано от 73 субъектов РФ. Основной причиной отказа в предоставлении субсидии стало отсутствие финансирования региональной программы энергосбережения из средств бюджета субъекта.

 

Впервые средства федерального бюджета были системно направлены на поддержку работы по энергосбережению в субъектах Российской Федерации.

До этого  финансирование носило разовый характер – в качестве софинансирования отдельных пилотных проектов. 2011 год стал рекордным по объемам средств, направленных государством на реализацию энергосберегающих мероприятий в России. С учётом финансирования бюджетов всех уровней и внебюджетных источников в 2011 году на реализацию региональных программ направлено около 47 млрд. рублей (из них: за счёт средств бюджетов различных уровней — 20 млрд. рублей, из внебюджетных источников — 27 млрд. рублей).

      Таким образом, реализована одна из важнейших задач, закладываемая при оказании поддержки из средств федерального бюджета – стимулирование через софинансирование.

Приоритет в  финансировании получили проекты прединвестиционной фазы, т.е. основным принципом отбора проектов является создание предпосылок для привлечения инвестиций в регион.

      Меры государственной поддержки были направлены на организацию и проведение энергоаудитов объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, внедрение энергосберегающих технологий и оборудования в сфере ЖКХ и капитального строительства, разработку программного обеспечения, обучения и переподготовку специалистов в области энергосбережения и энергоэффективности и проч.

В 2012 году на софинансирование региональных программ повышения энергоэффективности запланировано выделить 5,721 млрд. рублей. Согласно распоряжению Правительства РФ эта сумма распределена среди 36 регионов России. 70 субъектов РФ подали заявки, основной причиной отказа в предоставлении субсидии стало отсутствие соответствующего объема финансирования региональной программы энергосбережения из средств бюджета субъекта. Объем софинансирования из федерального бюджета одного субъекта Российской Федерации составляет от 45 до 500 млн руб. В целом же до 2020 года на софинансирование программ субъектов РФ планируется направить порядка 60 млрд рублей.

Основные  реализованные мероприятия в  области энергосбережения на федеральном  уровне:

-Разработана примерная форма предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов собственникам жилых домов (помещений), управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам со стороны организаций, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой и электрической энергией или их передачу, об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.

-Утвержден порядок заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

-Организован процесс сбора информации о фактических потерях энергоресурсов при их передаче на основе данных приборов учета.

-Внесены изменения в методические документы по определению нормативных потерь энергетических ресурсов при их передаче.

-Утверждены требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования.

-Организована работа по образовательной подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетических обследований в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов.

-Утвержден Административный регламент исполнения Министерством энергетики Российской Федерации государственной функции по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

Из всего  вышесказанного следуют важные выводы:

1. Энергосбережение  играет ключевую роль в снижении  энергоемкости национальной экономики  и существенно влияет на темпы  роста ВВП.

2. Необходимо  усиление роли государства в  плане реализации законов и  федеральных программ по энергоэффективности и энергосбережению. Одна из главных задач — запуск механизмов стимулирования к энергосбережению.

Ключевое  место в Энергетической стратегии  России на период до 2020 года принадлежит  проблеме энергоэффективности и управления спросом на энергию. Сохранение высоких темпов экономического роста национальной экономики возможно только при условии повышения уровня энергосбережения в промышленности, жилищно-коммунальном хозяйстве, при производстве, транспортировке и распределении энергии.

     Главной движущей силой в проведении энергосберегающей политики является государственный сектор, а ее экономической основой – самоокупаемость затрат на выполнение энергоэффективных проектов, включенных в федеральные и региональные программы энергосбережения. Реализация комплекса мер правового, административного и экономического характера, намеченных в Энергетической стратегии и стимулирующих энергосбережение, будет способствовать устойчивому развитию экономики России, обеспечивая тем самым ее энергетическую безопасность, представляющую собой неотъемлемую часть всей системы национальной и экономической безопасности Российской Федерации.

      Итак, Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергоэффективности, который составляет более 40% от уровня потребления энергии. Ресурс повышения энергоэффективности следует рассматривать как один из основных энергетических ресурсов будущего экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Список литературы

  1. minenergo.gov.ru
  2. Саенко В.В. Энергетическая стратегия России до 2020 г. Пути повышения энергоэффективности
  3. Рогов С.М. Государство и топливно-энергетический комплекс: стратегия развития
  4. www.ecoteco.ru
  5. Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: Учебно-справочное пособие
  6. www.rg.ru

 


Информация о работе Меры по реализации энергосберегающей политики в России