Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 17:42, дипломная работа
Целью настоящей работы является исследование процесса развития и текущего состояния МФЦ, в том числе в сфере создания МФЦ в России.
Объектом исследования является положение МФЦ в глобальной финансовой системе.
Предметом исследования являются механизмы формирования и функционирования МФЦ, их определяющая роль в создании и перераспределении мирового финансового дохода.
В середине 2000-х гг. число мегаполисов перевалило за двадцать. В настоящее время крупнейшим мегаполисом в мире является столица Японии - Токио, где проживает более 35 млн. человек. В большинстве развитых стран рост крупных городов практически прекратился. Наиболее динамично растут мегаполисы, расположенные в развивающихся странах, в особенности в Азии и Африке. По прогнозам к 2020 г. численность населения в таких городах, как Мумбаи, Дели, Мехико, Сан-Паулу, Дакка, Джакарта, Лагос, превысит 20 млн. человек. Сегодня в мегаполисах проживает 9% всего городского населения Земли.
Мегаполисы многими исследователями рассматриваются как «локомотивы» глобальной экономики, эффективно соединяющие потоки товаров, капитала, информации. В настоящее время 20% мирового ВВП создается десятью экономически наиболее развитыми мегаполисами мира.
Можно выделить следующие особенности развития современных глобальных городов:
- объективно-стихийное
развитие МФЦ в эпоху
- развитие
мегаполисов предполагает их
специализацию. При этом наиболее
предпочтительными сетями с
- в настоящее
время все более типичным для
мирового города становятся
Национальные финансовые системы, включающие государственные бюджеты, рынки ценных бумаг, банки и другие финансовые учреждения в течение последних трех десятилетий превратились в звенья глобальной финансовой системы. Но условия и технологии подключения национальных систем к глобальной зависят от степени «зрелости» национальных институтов, их способности эффективно формировать национальные сбережения и мобилизовать средства для инвестиций. Глобальные финансовые рынки имеют собственную институциональную и техническую инфраструктуру. Юридическая система использует в первую очередь британское право. Мировое движение финансовых (денежных) потоков зависит от «силы притяжения» национальных финансовых систем, выражающейся в оценке сочетания рисков и доходности инвестиций на местных финансовых рынках, т.е. зависит от конкурентоспособности той или иной системы национальной.
В мировой экономике не только сформировались глобальные каналы движения ликвидности в виде глобальных финансовых рынков, но и произошло «привыкание» экономических факторов к наличию и доступности колоссальных объемов ликвидности, которая может быть достаточно оперативно мобилизована («поднята») на этих рынках. Если уподобить глобальное хозяйство гигантской гидроэлектростанции, то и в том и в другом сооружении рук человеческих вырабатываемая мощность напрямую зависит от объема ликвидного носителя, давящего на вращающиеся механизмы и передающего через них свою энергию в сети. Глобальная экономика в течение трех десятилетий была рассчитана на накопление огромных финансовых активов и соответствующих обязательств, а в ходе кризиса это «водохранилище» значительно обмелело. В результате в глобальной финансовой системе более не создается необходимое давление, и многие агрегаты нуждаются в дорогостоящем ремонте, без которого формирование совокупного спроса остается недостаточным для ускорения экономического роста.
Разумеется, конкурентоспособность экономик стран более развитых и стран развивающихся рынков определяется сегодня различными с качественной точки зрения факторами. Человеческий капитал развитой экономики, США например, никогда не был и никогда не будет в дальнейшем дешевле человеческого капитала в Китае. Преимущества США заключается в способности дорогостоящего человеческого капитала производить и внедрять технологические инновации в сферах производства товаров и услуг категории высоких технологий. Инновации в финансовых услугах, - рынок деривативов, срочных товарных инструментов, операции по хеджированию рисков, сделки по венчурным инвестициям - весь данный инструментарий тесно связан с высокими технологиями. Одновременно наличие такого инструментария, обеспечивающего мобилизацию необходимых инвестиционных ресурсов, набор кредитного рычага и проведение первичного размещения в качестве выхода из реализованного проекта, только и способен обслуживать инновационную экономику. Один вид инноваций теряет смысл без другого.
Финансовые потоки трудом населения развивающихся государств были развёрнуты в значительной степени в экономику развивающихся рынков. Массовый экспорт из Китая и Индии товаров и услуг по дешёвой цене привел к формированию структурных дисбалансов в движении денежных потоков, выразившихся в профиците платёжных балансов этих стран и накоплении ими огромных золото - валютных резервов. Признавая несомненные заслуги этих стран, нельзя не видеть, что важнейшим условием их ускоренного роста стал тот переизбыток свободных финансовых ресурсов, который был создан в мире в ходе развития финансовых инноваций на рынках деривативов и «оверлеверидж» банковских кредитов.
В результате формирование национального совокупного спроса, потребления (частного и государственного) и инвестиций, оказалось как бы оторванным от создания сбережений в национальной экономике. По крайней мере, на некоторое время. Экономика США обеспечила создание такой изощренной финансовой системы, которая дала приток в данную страну наиболее мощного потока финансовых ресурсов в мире. Следовательно, использование глобального финансового рынка для привлечения вложений в долговые обязательства, для получения кредитов частным сектором (корпорации и домохозяйства) и государственным сектором США оказались важнейшими методами финансирования потребления и инвестиций в этих секторах, несмотря на снижение уровня сбережений вплоть до нулевой отметки.
Национальные сбережения накапливаются, выходят на глобальный рынок и инвестируются в сделки с финансовыми инструментами. Приобретение прав на акционерный капитал или долговых обязательств предприятий реального сектора своей собственной страны - это лишь один из вариантов размещения средств в финансовые инструменты, наряду с приобретением любых производных (деривативов), акций корпоративного сектора или государственных облигаций, эмитируемых в любых иных странах.
Таким образом, сформировалось устойчивое разделение стран на группы, имеющих дефицит текущего платежного баланса; имеющих дефицит бюджета; имеющих профицит текущего платежного баланса и имеющих профицит бюджета. Страны с «двойным дефицитом» до кризиса превратились в основных мировых заемщиков, страны с «двойным профицитом» - в кредиторов. Такие страны с «двойным дефицитом», как, прежде всего, США и Великобритания, а также Италия, Испания, Австралия превратились в страны - должники.
Структура глобальной финансовой системы в ходе кризиса значительно изменилась именно в результате переоценки рисков и оценки доверия к государственным и частным финансовым инструментам. В эпоху «после краха «Леман Бразерз» давнее распределение ролей сохранилось между дефицитными и профицитными экономиками, однако слабые дефицитные экономики, за исключением США, в значительной степени утеряли способность привлекать займы по приемлемой цене.
Таким образом, основными причинами дисбалансов и вызовов глобальной финансовой системы являются, во-первых, глубокие различия в конкурентоспособности и эффективности национальных финансовых систем. Они включаются в работу с глобальной системой на весьма различных условиях; во-вторых, тот факт, что техническое и юридическое развитие инфраструктуры глобальных рынков далеко опередили способность субъектов (участников сделок), операторов на этих рынках оценивать риски сделок с теми или иными финансовыми инструментами; в-третьих, дисбалансы, финансовые «пузыри» на глобальных рынках стали возможными постольку, поскольку не существует методов и учреждений глобального (межгосударственного) их регулирования, а национальное регулирование оказалось явно недостаточно эффективным.
Однако, государственная политика регулирования финансовой системы постепенно дозревает до уровня тех задач, которые кризис поставил перед ней. Глобальная экономика, жившая в предкризисную эпоху на основе так называемого «Вашингтонского консенсуса», обеспечила более двадцати лет экономического роста. Однако в этот период саморегулирование финансовых рынков привело к накоплению потенциала кризисного взрыва. Эта система не имеет реального центра надзора и регулирования. Кризис резко изменил отношение к необходимости регулирования соответствующих финансовых рынков и учреждений. Кризис финансовых институтов 2007 - 2008 годов ознаменовал начало глубокой и продолжительной рецессии.
До краха «Леман Бразерз» считалось вполне достаточным рыночного саморегулирования и действий различных бизнес-ассоциаций». После «Леман Бразерз» национальные правительства и ЦБ приступили к созданию новых правил игры. Практические шаги были предприняты национальными правительствами и законодателями ведущих развитых стран, в первую очередь США, в одностороннем порядке. Этот подход явно более реалистичен, чем планы расширения полномочий МВФ или Европейской комиссии.
Страны еврозоны, так же как Великобритания, считали до самого последнего времени, что могут позволить себе ограничения государственного спроса, поскольку такая политика построена на расчете на то, что администрация США продолжит денежную экспансию и накачку спроса на своем рынке, предъявляя спрос на импорт товаров и услуг. Экономика США, где наблюдаются признаки выхода из рецессии, должна сыграть роль локомотива, вытягивающего из кризиса экономики их партнеров. Однако политика «количественного смягчения», т.е. значительной денежной накачки, оказалась неэффективной даже для стимулирования выхода из кризиса экономики самих США.
Поскольку подавляющая часть операций на глобальном финансовом рынке осуществляется в долларах США и во многих случаях с участием финансовых учреждений США, то меры по банковскому регулированию и реорганизации финансовых рынков, принимаемые администрацией США, диктуют новые правила игры, фактически, для всего глобального финансового рынка в целом.
Президентом США подписан «Додд-Фрэнк билл» (Уолл-стрит билл) по реформе финансового рынка и банковского сектора. Основное содержание закона направлено на:
В данном законе предусмотрено также введение в будущем налогового сбора (levy) с крупных банков в размере 0,15% банковских обязательств, провозглашена реорганизация системы надзорных органов и органов регулирования финансовых рынков и банковской системы.
Законодательство США вводит финансовую ответственность рейтинговых агентств за введение в заблуждение потребителей услуг, если их оценки (рейтинги) не соответствуют действительности. Аналогично аудиторские компании будут нести ответственность за качество аудиторских заключений.
Летом 2011г. финансовый рынок последовательно не хотел верить в то, что компромисс по увеличению госдолга США не будет найден. Никакие разговоры рейтинговых агентств о снижении рейтинга госзаймов США не заставили инвесторов выходить из казначейских облигаций США. В случае технического дефолта сбросить эти бумаги, конечно, многие попытались бы, что вряд ли могло закончиться удачно. Однако даже в таком случае не следовало бы ожидать тех катастрофических последствий, о которых говорили многие аналитики. Казначейские облигации США не утратили роли финансового убежища после решения рейтингового агентства «Стэндарт энд Пурс» понизить рейтинг этих бумаг на одну ступень. Финансовый рынок не способен предложить инвесторам реальной масштабной альтернативы.
В этой связи, можно говорит о том, что развитые страны стоят перед лицом двух угроз. Первая - нестабильность выхода из кризиса, сохранение высокого уровня безработицы. Вторая - возможная финансовая паника и потеря доверия к денежным активам, бегство от некоторых валют, финансовых инструментов, институтов. При выработке политики «консолидации выхода из кризиса» руководителям развитых стран приходится делать тяжелый выбор между приоритетами - стимулированием экономического роста и занятости и укреплением доверия к национальной денежной единице, а, следовательно к финансовой системе в целом.
Глобализация мировой экономики выдержала испытание мировым кризисом 2007-2010 годов. Мировое хозяйство не разделилось на противоборствующие экономические блоки. Свободное движение капиталов на мировом финансовом рынке не подверглось национальным ограничениям, а ведь подобного можно было ожидать, учитывая, что именно финансовый кризис взорвал успешное развитие мировой экономики и превратил экономический рост в спад.
Тем не менее, произошло «расщепление» мирового экономического цикла. Наиболее развитые страны погрузились в рецессию, относительно быстрый рост сохранила только часть стран — лидеры развивающихся рынков.
Одновременно происходит значительное усиление конкуренции на всех мировых рынках. Это относится и к рынку долгосрочных прямых инвестиций. Без привлечения таких капиталовложений в российскую экономику решение задач её модернизации выглядит заведомо неразрешимым. До настоящего времени ни бизнес сообщество России, ни органы государственного регулирования экономики не научились извлекать позитивные результаты из включения российской экономики в процесс глобализации.