Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:31, курсовая работа
Если обратить внимание на монополистические образования, то это отдельные
крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества,
которые производят значительное количество продукции определенного вида,
благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность
влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен;
получают более высокие (монопольные) прибыли.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.........................................................4
1.1. Понятие монополии.........................................................4
1.2. Виды монополии............................................................4
1.3. Причины существования монополий...........................................7
1.4. Ценообразование монополии и выпуск монополиста............................8
1.5. Издержки и эффективность монополий.......................................9
1.6. Естественная монополия...................................................13
II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.......................................................18
2.1. Международные монополии..................................................18
2.2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с
развитой
экономикой...................................................................
.................. 18
2.3. Естественные монополии на рынке России и их реформирование....... 20
2.4. Тарифное регулирование естественных монополий и влияние на эффективность
25
2.5. Перспективы реструктуризации естественных монополий и влияние на
эффективность
экономики....................................................................
......... 31
2.6. Наличие естественных монополий на российском рынке. Их доля, влияние
на национальную
экономику....................................................................
.......... 33
2.6.1. Регулирование деятельности естественных монополий.................. 33
2.6.2. Максимизация уровня производства.......................................34
2.7. Обеспечение самоокупаемости..............................................35
2.8. Реформирование структуры российских естественных монополий...... 36
2.9. Национальные или частные?................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................
но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют
производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт
товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы
процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного
производства. На этой основе появляется такая более высокая форма
монополистических объединений как трест.
Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких
отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства
производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую
самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы,
управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий
получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и
присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен
предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники
которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт,
а главная фирма осуществляет над
другими участниками
контроль.
В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться
конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем
поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и
производственного единства.
Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и
захватив прочные и
развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного
производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности
только до определенных пор.
Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции.
Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной
фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким
контролем над ценами.[21,55]
Более лоялен рынок олигополии, которая может подразделяться на два типа:
олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и
большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть
несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае
существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции
с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар
определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка,
торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество
производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции,
очень слабый контроль над ценами.
1.3. Причины существования монополий.
Есть несколько причин существования монополий.
Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого
объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или
более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И
причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем
меньше ее стоимость.
Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над
некоторыми редкими и
знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная
монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс»
контролировала процесс
она обладала знаниями в -области технологий, в ряде случаев защищенных
патентами.
Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют,
так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу
некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на
монополию; в ряде стран только
государственные монополии
1.4. Ценообразование монополии и выпуск монополиста
В этой части наглядно покажем традиционное ценообразование монополии, для
того чтобы понять механизм регулирования монопольных цен и реакцию
монополистов.
На рисунке 1.1. показаны краткосрочные кривые средних и предельных издержек
монопольной фирмы. Также показаны спрос на продукт монополиста и предельный
доход от него. Монопольный выпуск обозначен как Qm, он является выпуском,
соответствующим той точке, где пересекаются кривые предельного дохода и
предельных издержек. Чтобы побудить покупателей приобрести это количество
товара, монополист устанавливает цену, равную Рм.
При этой цене и величине выпуска монополист получает на единицу товара
прибыль (Рм - АСм). Общий выпуск равен Qm. Общая экономическая прибыль равна,
следовательно, (Рм -АСм)Qм.
Какую по величине прибыль заработает монополист в действительности, зависит
как от издержек, так и от спроса на его товар. Если фортуна отвернется от
вас, вы можете не найти желающих купить права на ваши концерты, даже если
предлагать их по льготной цене. Таков шоу-бизнес: вас могут превозносить
сегодня и изгнать завтра. Обладание монополией не гарантирует, что вы будете
получать прибыли. Монополисты могут и действительно выходят из отрасли, когда
спрос на продукт, который они продают, снижается. Владеть единственной в
городе подлинной турецкой баней будет невыгодно, если цена меньше средних
издержек для объема выпуска, при котором MR = МС.
Если спрос и предельный доход от продукта, поставляемого монополистом,
снижаются, то может быть невозможным заработать прибыль. Если цена,
соответствующая выпуску, при котором MR = МС, упадет ниже средних издержек,
монополия понесет убытки. Это показано на графике В (рис. 1.1). В Соединенных
Штатах Америки в последние годы фирма "Amtrak" обладает монополией на
пассажирские железнодорожные перевозки на многих маршрутах. Однако даже,
несмотря на это, фирма несла убытки.
Рис. 1.1. Монопольная цена и выпуск
Монопольная фирма максимизирует прибыль, выпуская количество товара,
соответствующее точке, где MR = МС. Затем она устанавливает цену Рм. которая
требуется, чтобы побудить покупателей приобрести количество товара Qm.
Обладание монополией, однако, не гарантирует прибыль. В варианте А монополист
получает экономическую
прибыль в точке, где MR - МС. Фирма несет экономические убытки потому, что Р
< АС.[6,59]
1.5. Издержки и эффективность монополий
Как оценить эффективность
монополия, в отличие от конкурентной фирмы, назначает цену, превышающую
предельные издержки. С точки зрения потребителей монополия нежелательна. С
другой стороны, монопольно высокая цена весьма привлекательна для владельцев
фирмы. Как соотносятся выгоды собственников фирмы и затраты, которые
вынуждены нести потребители? Быть может, монополия выгодна с точки зрения
общества в целом?
В качестве критерия экономического благосостояния мы используем общий
излишек. Вспомним, что общий излишек равен сумме потребительского излишка и
излишка производителей. Потребительский излишек определяется как разность
между суммой, которую потребители готовы заплатить за товар, и реально
уплаченной суммой. Излишек производителей — выручка, полученная за
реализованный товар за вычетом издержек его производства. В нашем случае мы
имеем производителя в единственном числе — монополиста.[17,325]
Равновесие спроса и предложения на конкурентном рынке — не только
естественный, но и желательный
результат его
рука» рынка обеспечивает распределение ресурсов, максимизирующее величину
общего излишка. Так как монополия приводит к распределению ресурсов,
отличному от распределения конкурентного рынка, монопольный рынок должен, в
некотором роде, потерпеть фиаско в максимизации экономического
благосостояния.
Безвозвратная потеря
Мы начинаем анализ с изучения поведения монополии, как если бы она
управлялась великодушным плановиком, который заинтересован не только в
прибыли владельцев фирмы, но и в выгоде ее потребителей и стремится к
максимизации общего излишка, равного сумме излишка производителя (прибыли) и
потребительского излишка. Запомним, что общий излишек равен ценности товара
для потребителя за вычетом издержек производства товара для монопольного
производителя.
Рис. 1.2 демонстрирует нам определение объема производства нашим «специалистом
доброй воли». Кривая спроса отражает ценность товара для потребителей, то есть
сумму, которую они готовы заплатить за товар. Кривая предельных издержек
отражает издержки монополиста. Таким образом, общественно эффективный
объем выпуска находится в точке пересечения кривой спроса и кривой предельных
издержек. При объемах ниже этого уровня ценность товара для потребителей
превышает предельные издержки его производства, следовательно, увеличение
выпуска ведет к возрастанию общего излишка. Выше этого уровня предельные
издержки превышают ценность товара для потребителей, а значит, при снижении
объема выпуска суммарный
Рис. 1.2. Эффективный уровень производства
Если бы монополией действительно управлял великодушный плановик, она
достигала бы эффективного объема выпуска, устанавливая цену, находящуюся в
точке пересечения кривых спроса и предельных издержек. То есть «специалист
доброй воли», подобно конкурентной фирме и в отличие от максимизирующей
прибыль монополии, установил бы цену, равную предельным издержкам. Так как
такая цена давала бы потребителям точную информацию об издержках
производства товара, потребители приобретали бы эффективный объем
товара.[17,327]
Мы можем оценить влияние монополии на благосостояние, сравнивая объем выпуска,
выбираемый монополистом, и объем производства, на котором остановился бы наш
специалист по планированию. Монополист решает поставлять такой объем продукции,
которому соответствует точка пересечения кривой предельного дохода и кривой
предельных издержек; плановик же выбирает объем выпуска, соответствующий точке
пересечения кривой спроса с кривой предельных издержек. Рис. 1.3 демонстрирует
нам разницу в подходах: решение монополиста меньше общественно эффективного
объема выпуска.
Неэффективность монополии рассматривают и в терминах цены монополиста. Так
как рыночная кривая спроса выражает обратную зависимость между ценой и
объемом предложения товара, объему производства ниже общественно
эффективного выпуска соответствует цена, превышающая общественно эффективную
цену. Когда монополист устанавливает цену, превышающую предельные издержки,
некоторые потенциальные потребители, оценивающие товар выше предельных
издержек производства, но ниже цены монополиста, отказываются от его
приобретения. В этом и есть существо неэффективности, ибо для таких
потребителей ценность данного товара выше издержек его приобретения. Таким
образом, монопольное ценообразование является в определенной степени
препятствием для осуществления взаимовыгодной торговли.
Рис. 1.3. Неэффективность монополии
Можно измерить и неэффективность монополии (рис. 1.3). Вспомним, что кривая
спроса отражает ценность товара для потребителей, а кривая предельных
издержек — безиздержки
треугольника возвратных потерь между кривой спроса и кривой предельных
издержек равна уменьшению общего излишка вследствие монопольного
ценообразования. Безвозвратная потеря, вызванная монополией, напоминает
безвозвратные потери вследствие налогообложения. В самом деле, монополист
подобен тайному сборщику налогов. Введение налога на товар «вбивает клин»
между готовностью потребителей заплатить за товар (кривая спроса) и
издержками производителя (кривая предложения). Так как монополия, проявляя
власть над рынком, назначает цену выше предельных издержек, она вбивает
такую же «распорку». В обоих случаях насильственное внедрение клина вызывает
падение объема продаж ниже оптимального для общества. Разница между
«клиньями» состоит в том, что налоговые поступления получает правительство,
а монопольную прибыль — частная фирма.[17,329]
Монопольная прибыль: издержки для общества?
Трудно избежать искушения и не обвинить монополии в том, что они «наживаются
за счет общества». И действительно,
фирма-монополия благодаря
рынком получает более высокую прибыль. Экономический анализ монополии
показывает, однако, что сама по себе ее прибыль далеко не всегда