Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:31, курсовая работа
Если обратить внимание на монополистические образования, то это отдельные
крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества,
которые производят значительное количество продукции определенного вида,
благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность
влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен;
получают более высокие (монопольные) прибыли.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.........................................................4
1.1. Понятие монополии.........................................................4
1.2. Виды монополии............................................................4
1.3. Причины существования монополий...........................................7
1.4. Ценообразование монополии и выпуск монополиста............................8
1.5. Издержки и эффективность монополий.......................................9
1.6. Естественная монополия...................................................13
II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.......................................................18
2.1. Международные монополии..................................................18
2.2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с
развитой
экономикой...................................................................
.................. 18
2.3. Естественные монополии на рынке России и их реформирование....... 20
2.4. Тарифное регулирование естественных монополий и влияние на эффективность
25
2.5. Перспективы реструктуризации естественных монополий и влияние на
эффективность
экономики....................................................................
......... 31
2.6. Наличие естественных монополий на российском рынке. Их доля, влияние
на национальную
экономику....................................................................
.......... 33
2.6.1. Регулирование деятельности естественных монополий.................. 33
2.6.2. Максимизация уровня производства.......................................34
2.7. Обеспечение самоокупаемости..............................................35
2.8. Реформирование структуры российских естественных монополий...... 36
2.9. Национальные или частные?................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................
использует антитрестовские законы, направленные на повышение уровня
конкуренции в отрасли; регулирует цены, устанавливаемые монополиями;
преобразует монополии в государственные предприятия; в случае
незначительного, в сравнении с неизбежными несовершенствами политики, фиаско
рынка политики могут просто «плыть по течению». Один из методов увеличения
монопольной прибыли — назначение разных цен на один и тот же товар в
зависимости от готовности различных групп потребителей заплатить за него.
Практика ценовой дискриминации ведет к увеличению экономического
благосостояния, так как товар приобретут те покупатели, которые в иных
условиях отказались бы от его покупки. В особом случае совершенной ценовой
дискриминации безвозвратные потери отсутствуют. В более общем случае
несовершенной ценовой дискриминации она может привести как к увеличению, так
и уменьшению благосостояния в сравнении с установлением единой монопольной
цены.
Можно сказать, что выпуск монополиста «слишком мал», а цена его продукции
«слишком высока». Это заставляет общество искать способы регулирования
монополии, достижения эффективности на рынке. Итак, нами рассмотрены сущность
и положение монополий (в особенности естественных) на российском рынке, их
влияние на российскую экономику, перспективы их реформирования. Современный
подход к регулированию
строиться на положении, согласно которому естественные монополии - составная
часть того, что Дж. Гэлбрейт называл "планирующей системой". В современной
высокоразвитой экономике в нее входят крупнейшие корпорации. Законы их
поведения отличаются от законов функционирования традиционной рыночной
системы, играющей в современной экономике подчиненную роль. Рынок сам по себе
не в состоянии ни управлять, ни контролировать "планирующую систему". Эти
функции могут выполнять только государство и общество в целом. В отношении
естественных монополий такой контроль должен касаться издержек, цен и
распределения прибыли. Экономическая деятельность монополий, в том числе и
естественных, должна рассматриваться в контексте глобализации мировой
экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных
корпораций. Именно транснациональные корпорации выступают основными
субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть образующихся
в ней доходов. Создание и успешное развитие этих компаний требуют огромных
усилий, времени, благоприятного климата, поддержки, в том числе и на
правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена
на пассивную роль в общемировых экономических отношениях. На сегодняшний
день в нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная
компания, обладающая неоспоримым весом на европейском континенте - это ОАО
"Газпром".
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Томпсон. Экономика фирм. М.: «Финансы и кредит». – 1998.
2. А.Д.Голубович, Д.Г.Фиркало, Б.Л.Хенкин "Создание акционерных
обществ", Москва, 1998 год.
3. Аромов А.. Предпринимательская деятельность // Деловая жизнь-1995-
№11-с.11-16
4. Городецкий А., Павленко
Ю. Реформирование
Вопросы экономики. 2000. №1. С. 137-146.
5. Грузинов В.П.
Экономика предприятия и
«Софит»,1996
6. Д.Н. Хайман. Современная микроэкономика. / Под. ред. д-ра э. н. С. В.
Валдайцева. М.: «Финансы и статистика». – 1992.
7. Е. Торкановский.
Государственное
правовые формы // Вопросы экономики- 1995-№12-с.76-84
8. Иванов В.Н. Социальный статус и проблемы российского
предпринимательства//
9. Кокорев В. Институциональная
реформа в сфере
условиях естественной монополии. // Вопросы экономики. – 1998. - № 4
10. Курс экономики / Под ред. Райзберга Б.А. М., 2001
11. Курс экономической теории / Под общей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.
Киров. 1994
12. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М. 1991
13. Лоренцо Томас Ли. Миф о «естественной монополии»// ЭКО. - 2001- №3
14. М. Дунаева, Т.Четвернина. Практика
заключения коллективных
предприятиях различных форм собственности // Вопросы экономики-2000 -№1-с.86
15. Микроэкономика. М.: КноРус. 2000.
16. Микроэкономика./под.общей ред.
школа». – 1997.
17. Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс. СПб: Питер. 1999.
18. Н. Грегори Мэнкью. Принципы экономикс./ учеб. пособие для ВУЗов.
19. Н.М.Краева, В.Н.Минеев. Особенности развития российского
предпринимательства//Общество и экономика-1999-№4
20. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория.
Маркетинг. Финансовый менеджмент)/В.М.Власова, Д.М.Воинов, С.Н.Кулаков и др.,
под ред. В.М.Власовой – М.: Финансы и статистика,1995г.
21. Основы экономической теории / Под ред. В.Д. Камаева. М. 1997. С- П.:
«Питер». – 2001.
22. Российский статистический ежегодник; Стат. сб. Госкомстат России. — М.:
1999. - С. 382.
23. Самуэльсон П. Экономика. В 2 т. Т. I. М. 1997.
24. Смирнов С. Поддержка
– 2001-№4
25. Современная экономика / Под
ред. Мамедова О. Ю. Ростов-на-
26. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М. 1993.
27. Формы предпринимательской деятельности. Комментарий действующего
законодательства / Елисеев И.В., Иванов А.А., Кротов М.В. – С.-П.: Аквилон,
1995-96с
28. Х Вэриан. Микроэкономика. Шт. Мичиган. – 1999.