Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:31, курсовая работа
Если обратить внимание на монополистические образования, то это отдельные
крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества,
которые производят значительное количество продукции определенного вида,
благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность
влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен;
получают более высокие (монопольные) прибыли.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.........................................................4
1.1. Понятие монополии.........................................................4
1.2. Виды монополии............................................................4
1.3. Причины существования монополий...........................................7
1.4. Ценообразование монополии и выпуск монополиста............................8
1.5. Издержки и эффективность монополий.......................................9
1.6. Естественная монополия...................................................13
II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.......................................................18
2.1. Международные монополии..................................................18
2.2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с
развитой
экономикой...................................................................
.................. 18
2.3. Естественные монополии на рынке России и их реформирование....... 20
2.4. Тарифное регулирование естественных монополий и влияние на эффективность
25
2.5. Перспективы реструктуризации естественных монополий и влияние на
эффективность
экономики....................................................................
......... 31
2.6. Наличие естественных монополий на российском рынке. Их доля, влияние
на национальную
экономику....................................................................
.......... 33
2.6.1. Регулирование деятельности естественных монополий.................. 33
2.6.2. Максимизация уровня производства.......................................34
2.7. Обеспечение самоокупаемости..............................................35
2.8. Реформирование структуры российских естественных монополий...... 36
2.9. Национальные или частные?................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................
естественных монополий в
ограничен. Результаты не заставили себя ждать: с начала лета было достигнуто
резкое сокращение инфляции.
Однако жесткое сдерживание роста тарифов, по мнению отраслевых специалистов,
привело к резкому ухудшению
финансового состояния
монополий. При этом в условиях закрытости финансовой информации и без
проведения независимого аудита соответствующих предприятий трудно поддержать
или опровергнуть такие выводы. Так или иначе, в ряде случаев уже сами
естественные монополии
стороны определенных политических сил, которое приводит к подрыву финансовой
устойчивости этих жизненно необходимых для государства отраслей.
II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Международные монополии
Особый вид монополий –
возникновения и развития международных монополий является высокая степень
обобществления
хозяйственной жизни. Существуют две
разновидности международных
Первая – транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю,
но международны по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной
концерн «Стандард ойл оф Нью-Джерси», имеющего предприятия более чем в 40
странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%,
прибыли 52%. Подавляющая часть
организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других
странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию. Вторая
разновидность – собственно международные монополии. Особенность международных
трестов и концернов – международное рассредоточение акционерного капитала и
многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-
голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер», германо-бельгийский трест
фотохимических товаров «Агфа-
поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с
большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное
налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д. Основные
формы объединения: учреждение монополиями разных стран совместной компании в
форме самостоятельно существующего треста или концерна; приобретение одной
монополией доли контрольного пакета акций иностранной монополии;
непосредственное слияние
объединение компаний различных национальностей посредством «квазислияний».
Последнее осуществляется путем обмена
акциями между фирмами
юридическую независимость, либо посредством взаимного назначения
администраторов, либо через коллективное владение акциями совместных
компаний. Слияние такого типа – наиболее распространенная форма образования
международных трестов и концернов. Они помогают разно национальным фирмам,
объединяющим оперативную
налогообложения, но и сохранить формальную самостоятельность, корпоративную
структуру, индивидуальные особенности производства и сбыта, собственные
торговые знаки, прежнее место расположение штаб-квартир материнских компаний
и принадлежность к национальному законодательству своей страны.[1,368]
2.2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с
развитой экономикой
Реализация положений
осуществляется в
последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в
судах.
Наиболее сложна ситуация с государственным контролем за монополистической
деятельностью сложилась в Великобритании. Особенности развития
антимонопольного
систем контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о
добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по
добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь
торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная
законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит
Суду по ограничительной практике. Ведомство по добросовестной торговле хранит
различные сведения о злоупотреблениях господствующим положением, информирует
правительство о своих решениях и в случае необходимости возбуждает следующие
производства: передает дела о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в
Комиссию по монополиям, осуществляет контроль за предполагаемыми слияниями
предприятий, передает дела о картельных договорах в суд по ограничительной
практике, возбуждает дела по поводу установления и поддержания перепродажных
цен. Следует также отметить, что деятельность Ведомства в определении
конкурентной политики носит консультативный характер.
Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении
расследования и составления докладов по поводу наличия (или возможности
возникновения) монопольной ситуации
либо осуществления слияния
случае, если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных
интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению
различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о
прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих
сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении
предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом).
Роль государственного секретаря торговли и промышленности Великобритании в
деле регламентации монополий и конкуренции весьма значительна. Так как
заключения в докладах Комиссии по монополиям носят рекомендательный характер,
то окончательное решение
антиконкурентной практике осуществляется государственным секретарем или
другими министрами. Кроме того, государственный секретарь наделен
полномочиями по предоставлению исключений из действия законодательства об
ограничительной торговой практике на
основании хозяйственной
соответствующих картельных договоров.
В США главную работу по государственному контролю за монополистической
деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который
наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают
антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение
государственного контроля за соблюдением антитрестовского законодательства
осуществляет Федеральная
что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные
суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность
или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или
методах хозяйственной деятельности.[1,
В ФРГ государственным
смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так
называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное
ведомство по делам картелей, федеральный министр экономики и высшие органы
земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления
заключений о концентрации предприятий в ФРГ. Деятельность промышленных и
профессиональных ассоциаций по составлению для своих отраслей правил
конкуренции можно признать в качестве саморегуляции конкурентных отношений
частным бизнесом. Органы по делам картелей могут проводить в отношении
предприятий, картелей, промышленных или профессиональных ассоциаций
административное производство, производство по взысканию административных
штрафов или осуществлять расследование. В ходе административного
делопроизводства, в частности, решаются вопросы разрешения или запрета
картельных договоров, признания
договоров о слиянии
недействительными, запрета незаконного поведения доминирующих на рынке
предприятий.[20,328]
Во Франции контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по
вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет
по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на
решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он выполняет
консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а в
определенных случаях сам
составляющей частью контроля за монополистической практикой во Франции
является проверка экономической концентрации на рынке. По инициативе министра
экономики советом по вопросам конкуренции может быть проверен любой проект о
концентрации или любая
конкуренции, в частности создание или усиление доминирующего положения на
рынке.
2.3. Естественные монополии на рынке России и их реформирование
1. Электроэнергетика. Образование РАО "ЕЭС России" в форме акционерного
общества датируется ноябрем 1992 г., когда были объединены мощности свыше 700
электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы. Основной целью
образования РАО было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании
РАО около 50 новейших электростанций - более половины общих мощностей были
выведены из состава территориальных АО-энерго и поступили в федеральное
владение РАО "ЕЭС России". В структуре капитала РАО "ЕЭС России" государству
принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО
"ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны.
Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет
50 и более процентов акций, в остальных - менее 50%. Основные фонды компании
оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет
около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО "ЕЭС
России" является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди
станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые
приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.
Большая часть проблем этой наиболее "продвинутой" с точки зрения того, что
принято называть либеральными реформами, естественной монополии порождена
двумя причинами: во-первых, непродуманностью концепции так называемого
Федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ), призванного
ввести элементы конкуренции как между производителями, так и между
потребителями электроэнергии; во-вторых, дроблением единой энергосистемы в
процессе акционирования региональных АО-энерго, превращением последних в
локальных монополистов, оказавшихся в конечном счете в полном подчинении
местных властей.[9,29]
Справедливости ради следует отметить, что толчком к регионализации, дроблению
единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991 г. дифференцированных
тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в
зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы. Такое решение привело к
нерациональной загрузке энергетических мощностей: хронически недогруженными
остаются крупные
эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.
Сохраняется напряженность и во взаимоотношениях между РАО "ЕЭС России" и
независимыми электростанциями, пытающимися выйти на оптовый рынок со своей
зачастую более дешевой
сетей - РАО "ЕЭС России" - заинтересован не только в сбыте в первую очередь
"своей", часто более дорогой электроэнергии, но и в получении прибыли от
перепродажи "чужой" электроэнергии, приобретенной по низкой цене.
Производители дешевой энергии лишены возможности продавать ее непосредственно
платежеспособным потребителям, минуя региональных и федеральных посредников.
Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики
производимой продукции
чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно
улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. В
настоящее время около 1/3 установленных мощностей электростанций (200 млрд.
кВтч) оказались избыточными из-за резкого спада производства. По некоторым
оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях,
позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших
объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее