Монополия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Если обратить внимание на монополистические образования, то это отдельные
крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества,
которые производят значительное количество продукции определенного вида,
благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность
влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен;
получают более высокие (монопольные) прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.........................................................4
1.1. Понятие монополии.........................................................4
1.2. Виды монополии............................................................4
1.3. Причины существования монополий...........................................7
1.4. Ценообразование монополии и выпуск монополиста............................8
1.5. Издержки и эффективность монополий.......................................9
1.6. Естественная монополия...................................................13
II. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.......................................................18
2.1. Международные монополии..................................................18
2.2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с
развитой
экономикой...................................................................
.................. 18
2.3. Естественные монополии на рынке России и их реформирование....... 20
2.4. Тарифное регулирование естественных монополий и влияние на эффективность
25
2.5. Перспективы реструктуризации естественных монополий и влияние на
эффективность
экономики....................................................................
......... 31
2.6. Наличие естественных монополий на российском рынке. Их доля, влияние
на национальную
экономику....................................................................
.......... 33
2.6.1. Регулирование деятельности естественных монополий.................. 33
2.6.2. Максимизация уровня производства.......................................34
2.7. Обеспечение самоокупаемости..............................................35
2.8. Реформирование структуры российских естественных монополий...... 36
2.9. Национальные или частные?................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................

Вложенные файлы: 1 файл

монополизация.docx

— 346.81 Кб (Скачать файл)

параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных

сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется всего  около 10

млрд. кВтч электроэнергии.

По нашему мнению, необходимо полнее использовать преимущества единой

централизованной энергосистемы  как более устойчивой формы организации

энергетического хозяйства. Организация  производства электрической энергии,

при которой в одних руках  сосредоточены генерирующие мощности, передающие и

распределительные сети, предоставляет  больше возможностей для экспансии  на

внешние рынки. Не случайно подобная схема успешно работает во Франции - одном

из крупнейших в мире экспортеров  электроэнергии.

Главная цель реформирования энергосистемы - снижение затрат - принципиально

недостижима без проведения продуманной  инвестиционной политики, направленной

на техническое перевооружение отрасли. Предлагаемые же РАО "ЕЭС России"

полумеры (организация отдельного учета для энергосистем, упорядочение оплаты

счетов населением, устранение посредников, передача на баланс местных

органов власти объектов соцкультбыта, реорганизация работы энергосбытовых

организаций) сами по себе полезны, но недостаточны.

     2. Газовая промышленность. РАО "Газпром" создано в феврале 1993 г. путем

преобразования Государственного газового концерна, в 1999 г. оно преобразовано

в ОАО "Газпром" в соответствии с требованиями законодательства об акционерных

обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный

бюджет. "Газпром" - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно

отчетности "Газпрома", его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн.

долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей "Межрегионгаз". ОАО

"Газпром" принадлежит около  30% европейского газового рынка (21% поставок в

Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными

активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и

газораспределительными системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих

объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также

внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт"; они осуществляют около 95% добычи

и 100% транспортировки газа.

Среди факторов, определяющих устойчивость позиций "Газпрома" на мировом

рынке, - уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов.

В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной

Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии

"Газпром" имеет мощную  систему газопроводов, позволяющую  выйти

непосредственно на потребителя и  тем самым существенно повысить выручку от

реализации газа. "Газпром" создал ряд альянсов с крупнейшими западными

корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-

технический потенциал компаний. Так, объединение с группой "Wintershall"

(дочернем предприятии концерна "BASF") дает "Газпрому" возможность

контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

Экономические и финансовые успехи "Газпрома" во многом объясняются, во-

первых, началом реформирования газовой  отрасли в 1989 г., что дало концерну

два дополнительных года для адаптации  к новым условиям хозяйствования. Во-

вторых, к началу реформ "Газпром" располагал опытом работы на внешних

рынках. Ему удалось успешно  реализовать свою, "газпромовскую" модель

экономических реформ. Как крупные, так и менее значимые предприятия, входящие

в систему "Газпрома", фактически остаются его производственными

подразделениями. Будучи юридическими лицами, они не являются собственниками

ни своих активов, включая права  на недропользование, ни своих доходов. Их

уставной статус - "предприятие  ОАО". С правовой точки зрения - это унитарные

предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.

Жесткая вертикальная организационная  структура "Газпрома" позволяет  ему

разрабатывать и реализовывать  перспективную программу развития. Наряду с

активной внешней экспансией она  предусматривает крупные инвестиции в

отечественную обрабатывающую промышленность, по некоторым оценкам,

составляющие сотни миллионов долларов. Стратегия конкуренции на внешних

рынках требует независимости от поставок оборудования по импорту.

Избранная "Газпромом" модель развития определяет характер и направления

взаимодействия корпорации с государством. Лишь в качестве крупной компании -

естественной монополии - "Газпром" способен в обозримом будущем  стать мощным

"локомотивом" экономики России. Демонополизация "Газпрома" означала бы

создание благоприятных условий для внешних конкурентов с самыми негативными

последствиями не только для него, но и для страны в целом.

Нецелесообразность реструктуризации "Газпрома", в частности, выделения  из его

состава "Газэкспорта", подтверждается отечественным опытом. Так, в советский

период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были

организационно разделены. Советский Союз выступал "поставщиком до границы".

Как только "Газпром" стал вертикально интегрированной структурой, его

позиции в борьбе с зарубежными  конкурентами резко укрепились.

     3. Железнодорожный транспорт. Доля железных дорог в суммарном

грузообороте всех видов транспорта общего пользования страны составляет около

80%. Удельный вес железнодорожного  транспорта в пассажирских перевозках

достигает 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция -

перевозки - создается, как правило, несколькими предприятиями - железными

дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость

централизованного формирования и распределения доходов от перевозок,

аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети,

приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений

научно-технического прогресса.

Сопоставление показателей производительности российских железных дорог,

оцениваемой по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого

на перевозках, с зарубежными  данными свидетельствует о том, что в России она

в 2,5-3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время

оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на

большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги

нерентабельны: убытки достигают 50% и  компенсируются государственными

дотациями. В России железные дороги в целом работают с прибылью (при том,

что средний железнодорожный тариф  в России в 8-10 раз ниже, чем в  западных

странах). Убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы

грузового.

Существуют три концепции реформирования МПС. В порядке убывания их

радикальности это: концепция, предложенная Европейским банком реконструкции

и развития; концепция Министерства транспорта РФ; концепция, разработанная

самим МПС, так называемая "правительственная". Сущность последней состоит в

том, что из железнодорожного транспорта в целом выделяется сектор перевозок.

Он определен как конкурентоспособный  и открыт для всех желающих начать здесь

предпринимательскую деятельность. Предполагается развивать конкуренцию в

этом секторе путем приобретения производственными предприятиями -

пользователями услуг железнодорожной сети - собственного подвижного состава,

создания грузовых и пассажирских компаний. Все это должно привести к

конкурентному снижению транспортных издержек. Реализация этой концепции

включает три этапа. Первый этап - до 2000 г. - предусматривает создание в

системе МПС унитарных грузовых и пассажирских компаний. На этой же стадии из

системы МПС должна быть выведена часть заводов, предприятий строительства,

сельского хозяйства, объектов жилищно-коммунального хозяйства. Второй этап -

до 2005 г. -налаживание работы пассажирских и грузовых компаний. Третий этап

- после 2005 г. - акционирование пассажирских  и грузовых компаний,

перераспределение государственных  и хозяйственных функций МПС, создание

центральной железнодорожной компании. Однако эффективность предлагаемой

реформы будет невысокой хотя бы потому, что на долю затрат по вагонному

парку в себестоимости перевозок приходится не более 18-20%. Причем качество

услуг новых операторов будет мало зависеть от их усилий, поскольку свыше 80%

затрат связано с работой  централизованных служб: обслуживание путей,

электрификация, тяга и т.д. Кроме  того, предлагаемая концепция противоречит

существующему законодательству. В законе "О федеральном железнодорожном

транспорте" записано: "Железнодорожный  транспорт является единым

производственно-технологическим комплексом". Концепция же в конечном счете

направлена на его дробление. Где  действительно нужны неотложные реформы, так

это в транспортно-экспедиционной деятельности, которая во всем мире является

исключительно прибыльной формой обслуживания клиентов. На рынке транспортных

услуг действуют более двух тысяч  экспедиторских фирм. Их деятельность

характеризуется односторонней направленностью -они осуществляют лишь продажу

и перепродажу фрахта, то есть железнодорожных тарифов на перевозки. Это

девальвирует само понятие "транспортная экспедиция", цель которой, как

известно, заключается в привлечении  дополнительных объемов перевозок,

предоставлении дополнительных транспортных услуг и ускорении доставки грузов

с освобождением грузоотправителей  и грузополучателей от большого числа

операций. Сегодня получение транспортно-экспедиционных услуг фактически

подменяется использованием права  на скидку, предоставляемую МПС тому или

иному экспедитору или грузоотправителю. В результате объемы скидок растут, а

объемы перевозок падают.

     2.4. Тарифное регулирование естественных монополий и влияние на эффективность

Ранее в работе были рассмотрены  такие вопросы, как понятие монополии  и

естественной монополии (так как  в России в основном распространен  такой вид

монополий), влияние монополий на эффективность экономики, теперь хочется  в

статистической части хочется  осветить такую проблему, как регулирование

монополий и их наличие в российской экономике. Монополии чреваты потерями для

общества. Поэтому государство  берет на себя функцию по регулировании

монополий, в особенности естественной.

Никакое, даже самое совершенное  ценовое регулирование не приведет к успеху

без восстановления государственного влияния в принадлежащих ему  субъектах

естественных монополий (РАО "ЕЭС  России", МПС и РАО "Газпром"). Не дело,

когда трастовый договор по управлению долей государства в Газпроме

характеризуется президентом ни много, ни мало как "грабеж страны", а с

момента образования РАО "ЕЭС России" ни одного обсуждения данной проблемы

совместно с правительством не проводилось, в то время как оно "обросло"

сотнями посреднических фирм, направляющих финансовые потоки в обход не только

бюджета, но и самой компании.

В соответствии с указом президента от 28.02 1995 г. № 221 "О мерах по

упорядочению государственного регулирования  цен (тарифов)" для наведения

порядка созданы коллегии представителей государства в естественных

монополиях, которые должны содействовать росту курсовой стоимости акций этих

компаний, контролировать своевременность внесения в госбюджет всех

положенных платежей, следить за соблюдением антимонопольного законодательства

и созданием элементов конкурентной среды. Президентский указ носит

концептуальный характер и не содержит конкретного плана реорганизации, хотя

выделение внутри естественных монополистов структурных подразделений

прописано достаточно четко.[4,138]

Не забыты естественные монополисты  и в коммунальной сфере. Так, наведение

порядка в локальных естественных монополиях (коммунальных предприятиях)

предполагает внедрение энергосберегающих  технологий начиная с установки

счетчиков и водомеров в квартирах  российских граждан, что, по словам Б.

Немцова, может дать до 30 % экономии издержек.

Больше вопросов возникает с  ценовым регулированием естественных монополий.

Ценовое пространство России в настоящее  время включает в себя две сферы.

Первая - сфера свободных рыночных цен, которые устанавливаются самими

хозяйствующими субъектами на основе баланса спроса и предложения. Причем цены

на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, но не

относящихся к естественным монополиям, также формируются свободно и  входят в

данную сферу, хотя и контролируются антимонопольными органами России. Вторая

- сфера прямого государственного регулирования цен и тарифов на продукцию

естественных монополий и так называемые социально значимые товары.

Информация о работе Монополия в России