Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:49, курсовая работа
Предмет данной работы - монополии и монопольная власть, а также государственное регулирование деятельности монополий. Монополия и монопсония являются понятиями, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом.
Введение 2
1. Монополия 4
1.1 Решение монополиста относительно объема производства 4
1.2 Правило “большого пальца” для ценообразования 6
1.3 Смещение спроса 7
1.4 Воздействие налога 8
2. Монопольная власть 10
2.1 Показатели монопольной власти 11
2.2 Правило “большого пальца” при ценообразовании 12
3. Источники монопольной власти 14
3.1 Эластичность рыночного спроса 14
3.2 Число фирм на рынке 15
3.3 Взаимодействие между фирмами 15
4. Общественные издержки монопольной власти 17
5. Государственный контроль над монополиями 19
5.1 Антитрестовские законы 19
5.2 Исследование формы контроля над ценами 22
5.3 Регулирование цен 24
5.4 Регулирование цен на практике 25
Выводы 26
Заключение 27
Список литературы 28
Однако, Еd теперь означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса. В примере с зубными щетками эластичность спроса для фирмы А составляет -6,0, а степень монопольной власти равна 1/6 = 0,167.
Заметим, что значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма В, но получать меньшую прибыль, если у нее значительно выше средние издержки.
2.2. Правило "большого пальца" при ценообразовании
В предыдущем разделе мы видели, как взаимосвязь цены, предельных издержек и эластичности спроса может использоваться монополистом как правило "большого пальца" при ценообразовании. С помощью уравнения (2) можно рассчитать цену как простую накидку над предельными издержками:
Рис.5 Зависимость монопольной цены от эластичности спроса
Данное уравнение представляет
собой универсальное правило
ценообразования для любой
Труднее определить эластичность спроса для фирмы, чем для рынка, потому что фирма должна принять в расчет реакцию своих конкурентов на изменение цены. В основном руководитель должен рассчитать процентное изменение в сбыте продукции фирмы, которое, вероятно, произойдет от изменения фирмой цены на 1%. Этот расчет может основываться на математической модели или же на интуиции и опыте руководителя.
Рассчитав эластичность спроса для фирмы, руководитель может определить соответствующую накидку. Если эластичность спроса для фирмы велика, данная накидка будет минимальной (и мы можем сказать, что у фирмы небольшая монопольная власть). Если эластичность спроса для фирмы невелика, данная накидка будет большой (фирма обладает значительной монопольной властью). Рис.5а и 5b иллюстрируют эти два крайних случая.
Примеры.
Ценообразование по принципу "издержки плюс накидка": универсамы и джинсы с наклейкой дизайнера.
Три примера помогут понять применение
универсального правила ценообразования
"издержки плюс накидка". Рассмотрим
сеть универсамов розничной
Маленькие продовольственные магазины самообслуживания, которые обычно работают в воскресные дни или круглые сутки, как правило, назначают более высокую цену, чем универсамы. Почему? Потому, что у них менее эластичная кривая спроса. Посетители таких магазинов в целом меньше реагируют на цену. Им может потребоваться ночью пакет молока или батон хлеба или они посчитают неудобным ехать в универсам. Эластичность спроса для таких магазинчиков составляет -5, и поэтому согласно универсальному правилу цены в них должны быть выше предельных издержек на 25%, что обычно и бывает.
Коэффициент Лернера (Р - МС)/Р свидетельствует
о том, что у маленьких
Наконец, рассмотрим производство джинсов.
Хотя джинсы выпускаются многими
производителями, некоторые потребители
платят дороже за джинсы с наклейкой
фирменного дизайна. Но насколько больше
они готовы заплатить (точнее насколько
снизится сбыт в ответ на более
высокие цены) - вот вопрос, который
должен тщательно взвесить производитель,
так как этот вопрос является решающим
при определении цены, по которой
может быть продана одежда (оптом
в магазины розничной торговли для
дальнейшей продажи потребителям).
Для джинсов с наклейкой
3. ИСТОЧНИКИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Почему некоторые фирмы
Три фактора определяют эластичность
спроса для фирмы. Первый фактор заключается
в эластичности рыночного спроса.
Собственный спрос фирмы будет
по крайней мере столь же эластичен,
как и рыночный спрос, и поэтому
эластичность рыночного спроса ограничивает
потенциал монопольной власти. Второй
фактор - число фирм на рынке. Если на
нем много фирм, причем они не
сильно отличаются друг от друга по
размерам, то маловероятно, что одна
из фирм будет способна существенно
повлиять на цену. Третий фактор заключается
во взаимодействии между фирмами. Даже
если на рынке имеются лишь две
или три фирмы, ни одна из них не
сможет увеличить цену во много раз,
если соперничество между ними носит
агрессивный характер, когда каждая
фирма старается захватить
3.1. Эластичность рыночного спроса
Если имеется только одна-единственная фирма (чистый монополист), то ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы. Вспомним пример с производителями зубных щеток, показанный на рис.4. Рыночный спрос на зубные щетки мог бы быть не очень эластичным, но спрос каждой фирмы будет более эластичным. Насколько - это зависит от того, как фирмы конкурируют друг с другом (на рис.4 эластичность рыночного спроса составляет - 1,5, а эластичность для каждой фирмы - 6). Но независимо от того, как конкурируют фирмы, эластичность спроса для каждой из них никогда не будет менее - 1,5.
Спрос на нефть весьма неэластичен,
по крайней мере в краткосрочный
период, вот почему ОПЕК смог поднять
цены на нефть значительно выше предельных
издержек на ее добычу в 70-е годы - начале
80-х годов. Спрос на такие товары,
как кофе, какао, медь и олово, значительно
эластичнее, и именно поэтому попытки
производителей картелизировать эти
рынки и поднять цены почти
ни к чему не привели. В каждом случае
эластичность рыночного спроса ограничивает
потенциальную монопольную
3.2. Число фирм на рынке
Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее монопольной власти является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.
Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых "основных игроков" (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если только на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм - 10%, у двух крупных фирм большая монопольная власть. Положение, когда только несколько фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка.
Иногда говорят (и в этом есть
доля правды), что самый большой
страх американского бизнесмена
- страх перед конкуренцией. Мы можем
уверенно предполагать, что, когда на
рынке действует всего
Иногда для вступления в дело
имеются естественные препятствия.
К примеру, одна фирма может иметь
патент на технологию, необходимую
для производства какого-то продукта.
Это делает невозможным вступление
на рынок других фирм, по меньшей
мере до тех пор, пока не истечет
срок действия патента. Другие законодательно
установленные права действуют
в том же направлении, например копирайт
(авторское право) может ограничить
продажу книги, музыкального произведения,
программного обеспечения для ЭВМ
в рамках деятельности отдельной
компании, а необходимость обладания
правительственной лицензией
3.3. Взаимодействие между фирмами
Конкурентная стратегия фирмы
является решающим фактором монопольной
власти. Предположим, что на рынке
действуют четыре фирмы. Как они
могут конкурировать друг с другом?
Они могут, например, конкурировать
очень агрессивно, сбивая цены друг
друга, чтобы захватить большую
часть рынка свободной
Однако фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае они могут образовать картель и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.
Таким образом, фирмы могут взаимодействовать различными способами. Здесь просто надо подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.
Монопольная власть фирмы часто меняется по времени, как и условия ее деятельности (рыночный спрос и издержки). Это приводит к изменениям в поведении самой фирмы и ее конкурентов. Монопольная власть, следовательно, должна рассматриваться в динамике. Например, кривая рыночного спроса может быть неэластична на кратковременном отрезке (такая ситуация сложилась с нефтью, когда ОПЕК имел огромную монопольную власть в краткосрочный период, но значительно меньшую на долговременном этапе). Более того, реальная или потенциальная монопольная власть в краткосрочном периоде усиливает конкуренцию в отрасли на долговременном этапе. Большая краткосрочная прибыль может соблазнить некоторые новые фирмы вступить в дело, сокращая тем самым монопольную власть на долговременном этапе.
4. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ
На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом?