Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:49, курсовая работа
Предмет данной работы - монополии и монопольная власть, а также государственное регулирование деятельности монополий. Монополия и монопсония являются понятиями, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом.
Введение 2
1. Монополия 4
1.1 Решение монополиста относительно объема производства 4
1.2 Правило “большого пальца” для ценообразования 6
1.3 Смещение спроса 7
1.4 Воздействие налога 8
2. Монопольная власть 10
2.1 Показатели монопольной власти 11
2.2 Правило “большого пальца” при ценообразовании 12
3. Источники монопольной власти 14
3.1 Эластичность рыночного спроса 14
3.2 Число фирм на рынке 15
3.3 Взаимодействие между фирмами 15
4. Общественные издержки монопольной власти 17
5. Государственный контроль над монополиями 19
5.1 Антитрестовские законы 19
5.2 Исследование формы контроля над ценами 22
5.3 Регулирование цен 24
5.4 Регулирование цен на практике 25
Выводы 26
Заключение 27
Список литературы 28
Аналогичные трудности возникают
на пути разработки эффективного законодательства,
направленного против бойкота монополиста.
Попытки принятия соответствующих
законов предпринимались
5.2 Исследование формы контроля над ценами.
Можно выделить два подхода к регулированию цен. Первый можно назвать негативным. В этом случае контроль над ценами может принять форму предписаний общего характера, направленных против "неразумного" поведения, причем определение того, что на деле следует считать неразумным, оставляется на усмотрение соответствующей комиссии или судов. Именно таким путем шли английская Комиссия по железным дорогам до 1921г. и американская Комиссия по железным дорогам до принятия закона Хэнберна, когда предлагалось изменение тарифных ставок. Членам комиссии следовало решить, разумно ли предлагаемое повышение ставок и следует ли соответственно санкционировать или запретить его.
Этот же подход нашел отражение
и в канадском Законе о расследовании
деятельности промышленных объединений
(1910г.). В соответствии с законом
предусмотрена возможность
Точно так же Уголовный кодекс России (1903г.) предусматривал следующее: торговец или промышленник, который чрезмерно повышает цены на продукты питания и другие предметы первой необходимости в согласии с другими торговцами или промышленниками, торгующими теми же товарами, наказывается тюремным заключением.
Другой, позитивный путь контроля над
ценами заключается в законодательном
установлении определенной максимальной
платы или минимального качества
услуги. О таком подходе
Независимо от того, используется
негативный или позитивный подход к
регулированию цен, необходимо предусмотреть
те или иные санкции для того,
чтобы закон оказался эффективным.
Здесь существуют разнообразные
пути. Иногда наказанием за нарушение
служит прямой денежный штраф. В странах,
прибегающих к
Хотя в случаях нарушения
закона предусматриваются
Но использование некоторого метода
контроля (будь он позитивным или негативным)
- это крайне несовершенный способ
приблизить отрасль по уровню цен
и объему продукции к состоянию,
соответствующему условиям простой
конкуренции. Более того, подобный метод
может оказаться дорогостоящим.
Как замечает проф. Дюран, правительственное
регулирование цен и прибыли
частных концернов всегда связано
со значительным расточительством, дублированием
усилий и затрат. Оно означает, что
одной и той же работой занимаются
две группы лиц. При определении
политики цен управляющие и работники
корпорации должны анализировать бухгалтерские
данные об издержках и условиях спроса.
Вслед за ними еще раз это должны
делать должностные лица и работники
правительственных учреждений. Кроме
того, поскольку эти две группы
лиц при выполнении своей работы
руководствуются разными
5.3. Регулирование цен
Антитрестовское законодательство предотвращает накопление фирмами избыточной монопольной власти. Подробнее рассмотрим еще одно средство, с помощью которого общество может ограничить монопольную власть, - законодательное регулирование цен (характеристика частично была дана в предыдущем пункте).
На конкурентном рынке государственное регулирование цен всегда приводит к полным чистым убыткам. Это, однако, не совсем так, когда фирма обладает монопольной властью. Наоборот, регулирование цен может устранить полные чистые убытки, которые проистекают из монопольной власти.
Рис.7 показывает эффект регулирования цен. Рm и Qm - соответственно цена и объем производства на нерегулируемом монопольном рынке. Теперь предположим, что государственное регулирование определяет максимальную цену Р1. Так как фирма может установить цену не выше Р1 для объема производства Q1, ее новая кривая среднего дохода представляет собой горизонтальную линию на уровне Р1. Для уровней объема производства выше, чем Q1, новая кривая среднего дохода совпадает со старой кривой среднего дохода, потому что при этих объемах производства фирма назначит цену ниже Р1 и на нее никак не повлияет регулирование.
Рис.7 График регулирования цены
Новая кривая предельного дохода фирмы соответствует ее новой кривой среднего дохода, и она показана жирной линией. Для объемов производства до Q1 предельный доход равен среднему доходу. Для объемов производства больше Q1 новая кривая предельного дохода совпадает с прежней. Фирма будет выпускать количество продукции Q1, потому что именно на этом отрезке кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек. Можно проверить, что при цене Р1 и количестве продукции Q1 полные чистые убытки от монопольной власти сокращаются.
По мере дальнейшего снижения цены количество производимой продукции продолжает расти, а чистые убытки снижаются. При цене РC - а именно при этом уровне цены пересекаются кривые среднего дохода и предельных издержек, - объем производства возрастает до уровня, соответствующего условиям конкурентного рынка, и чистые убытки от монопольной власти устраняются. Уменьшая цену еще больше, скажем до Р3, мы приходим к сокращению объема производства. Это аналогично установлению максимальной границы цен в конкурентной отрасли. Дефицит растет (Q'3 - Q3), и одновременно растут полные чистые убытки от регулирования цен. При дальнейшем снижении цены объем выпуска продукции продолжает снижаться, а дефицит растет. Наконец, если цена снижается ниже Р4 - ниже минимальных средних издержек, фирма несет финансовые убытки и выходит из дела.
Регулирование цены зачастую применяется к таким естественным монополиям, как компании коммунальных услуг. Рис.8 показывает естественную монополию. Отметим, что средние издержки в данном случае всегда больше предельных издержек. Без регулирования цены фирма выпускала бы количество продукции Qm по цене Рm. В идеальном случае установление максимальной цены направлено на снижение фирменной цены до уровня РC соответствующего условиям свободной конкуренции, но тогда фирма не возместит своих средних издержек и выйдет из дела. Наилучшей альтернативой, следовательно, является установление цены на уровне Рr, при котором пересекаются кривые средних издержек и среднего дохода. Тогда фирма не получает монопольной прибыли, а выпуск остается достаточным, чтобы фирма оставалась в деле.
Рис.8 График регулирования цены в условиях
естественной монополии
5.4. Регулирование цен на практике
Конкурентная цена (РC на рис.7) обнаруживается там, где кривые предельных издержек и среднего дохода (спроса) пересекаются. Аналогичным образом для естественной монополии минимальная приемлемая цена (Рr на рис.8) находится на пересечении средних издержек и спроса. К сожалению, зачастую трудно точно определить эти цены на практике, так как кривые спроса и издержек фирмы могут смещаться по мере эволюции рынка.
В итоге регулирование цен
К сожалению, при регулировании
нормой прибыли возникают сложные
проблемы (проблемы, которые радуют
сердца адвокатов и бухгалтеров).
Во-первых, трудно оценить необесцененный
акционерный капитал, хотя это ключевой
элемент при определении нормы
прибыли фирмы. Во-вторых, "справедливая"
норма прибыли должна основываться
на фактических издержках
Сложность согласования информации,
которая должна использоваться при
расчетах по норме прибыли, зачастую
ведет к запаздыванию реакции
регулирующего учреждения на изменение
в издержках и в рыночных условиях,
а также к длительным и дорогостоящим
обсуждениям вопроса об установлении
цены. Обычно выигрывают от этого адвокаты,
бухгалтеры и экономисты-консультанты.
В итоге происходит запаздывание
с установлением и
ВЫВОДЫ
1. Рыночная власть в общем
виде заключается в
2. Рыночная власть существует
в двух формах. Когда продавцы
назначают цену, которая выше
предельных издержек, мы говорим,
что они обладают монопольной
властью, и мы определяем
3. Частично монопольная власть
определяется количеством фирм,
конкурирующих на рынке. Если
на нем есть только одна
фирма (чистая монополия), монопольная
власть полностью зависит от
эластичности рыночного спроса.
Чем меньше эластичность
4. Частично власть монопсонии
определяется количеством