Монополия и монопольная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Предмет данной работы - монополии и монопольная власть, а также государственное регулирование деятельности монополий. Монополия и монопсония являются понятиями, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом.

Содержание

Введение 2



1. Монополия 4

1.1 Решение монополиста относительно объема производства 4

1.2 Правило “большого пальца” для ценообразования 6

1.3 Смещение спроса 7

1.4 Воздействие налога 8



2. Монопольная власть 10

2.1 Показатели монопольной власти 11

2.2 Правило “большого пальца” при ценообразовании 12



3. Источники монопольной власти 14

3.1 Эластичность рыночного спроса 14

3.2 Число фирм на рынке 15

3.3 Взаимодействие между фирмами 15



4. Общественные издержки монопольной власти 17



5. Государственный контроль над монополиями 19

5.1 Антитрестовские законы 19

5.2 Исследование формы контроля над ценами 22

5.3 Регулирование цен 24

5.4 Регулирование цен на практике 25



Выводы 26



Заключение 27



Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 34.51 Кб (Скачать файл)

Мы можем ответить на этот вопрос, сравнивая излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного  и монополизированного рынков (мы предполагаем, что у производителей на рынке свободной конкуренции  и у монополиста одинаковые кривые издержек). Рис.6 показывает кривые среднего и предельного доходов и кривую предельных издержек монополиста. Чтобы  максимизировать прибыль, фирма  осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход  равен предельным издержкам. Монопольная  цена и объем производства обозначены как Рm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена РC и количество продукции QC должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цены РC и количества QC к монопольным цене Рm и количеству продукции Qm.

 

 

Рис.6 Графическое изображение  чистых убытков 

от монопольной власти

 

При монополии цена выше и потребители  покупают меньше продукции. Из-за более  высокой цены те потребители, которые  покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар  по цене Рm, но купили бы его по цене РC, также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (QC - Qm) по цене РC. Общая прибыль производителя, следовательно, составит А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки - это общественные издержки такой неэффективности.

Могут возникнуть и дополнительные общественные издержки монопольной  власти, которые превышают полные чистые убытки в треугольниках В  и С. Фирма может затратить  огромные средства с общественных позиций  непродуктивно, чтобы получить, удержать и использовать монопольную власть. Это может быть связано с расходами  на рекламу, созданием своего "лобби" и юридическими попытками избежать правительственного контроля над ценами и антитрестовского законодательства. Это может выражаться также в  создании неиспользуемых дополнительных производственных мощностей, с тем  чтобы убедить потенциальных  конкурентов оставить попытки проникновения  на монопольный рынок. Экономический  стимул этих издержек непосредственно  связан с прибылью фирмы в результате получения монопольной власти (т.е. прямоугольник А минус треугольник  С). Следовательно, чем большая часть  излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественные издержки монополии.

Проблемами общественных издержек монопольной власти занимается государство. В следующей главе рассматриваются  методы регулирования деятельности монополий со стороны государственных  органов.

 

5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ НАД МОНОПОЛИЯМИ.

 

5.1 Антитрестовские законы.

В отраслях, где монополистическая  власть может возникнуть в результате создания объединений фирм, государство  при желании способно предупредить ее формирование или, если уже монополистическая  власть сформировалась, ликвидировать  ее. Самый первый антитрестовский  закон США (1890г.), известный как  закон Шермана, был открыто провозглашен в качестве средства против "сдерживания  торговли и обмена между несколькими  штатами", однако в более ранних решениях Верховного суда США он был  истолкован как акт, запрещающий  все объединения, которые настолько  крупны, что могут обладать существенной монополистической властью.

Закон Клейтона (1914г.), не предусматривающий  дополнительных мер в отношении  уже созданных объединений, придерживается подобного же толкования вопроса  создания новых объединений в  будущем. Закон предусматривает, что  ни одно лицо не может быть директором более чем одного крупного банка  или крупной корпорации и ни одна корпорация не вправе приобрести весь пакет или часть пакета другой корпорации, если в результате такого приобретения существенно уменьшится конкуренция, будет сдерживаться торговля в любом районе или возникнет  тенденция к образованию монополии  в какой-либо отрасли торговли. Однако в адрес этой общей линии на запрещение создания трестов и ликвидацию трестов можно высказать два  серьезных возражения.

Во-первых, чрезвычайно трудно провести в жизнь такую политику эффективным  образом. Законодательным и судебным органам может удаться избавиться от некоторых форм объединений, но нередко  в конечном счете появляются новые  формы, и, вероятно, такие, которые лишены достоинств прежних форм, но сохраняют  их недостатки.

Австрийский закон, направленный против картелей, способных нанести ущерб  национальному доходу, запретил картели, имеющие центральную контору; но в результате появились неформальные соглашения.

Недавно принятая на вооружение правительством США политика принудительного расчленения  монополистических компаний на части  и одновременно предупреждения возможности  установления за ними контроля из единого  центра может действительно оказаться  более эффективной в отношении  определенного отрезка времени.

Во-вторых, объединение фирм порождает  не только монополию; нередко оно  приносит также определенные выгоды. Например, объединение более крупное, чем то, которое соответствовало  бы по размерам величине обслуживаемого им рынка, в большей мере заинтересованно  в проведении политики стимулирования потенциальных покупателей, чем  в этом заинтересован мелкий индивидуальный производитель, т.к. подобное объединение  вправе рассчитывать на большую долю выигрыша в результате осуществляемых с этой целью инвестиций. Кроме  того, крупное объединение нередко  обеспечивает определенную экономию, которая невозможна в условиях, когда  государство проводит политику поддержания  активной конкуренции. Несомненно, что  те формы картельных соглашений, в  соответствии с которыми рынок делится  между несколькими участниками, не только не обеспечивают подобной экономии, но в действительности порождают  отрицательные экономические эффекты, т.к. способствуют сохранению слабых фирм.

Второе направление политики, доступной  государству, заключается в следующем. Вместо того, чтобы путем мер по предупреждению создания объединений  стремиться помешать промышленным концернам  пользоваться монополистической властью, государство станет пытаться путем  сохранения потенциальной (а не реальной) конкуренции сделать так, чтобы  использование этой власти не соответствовало  интересам концернов; идея, понятно, состоит в том, что, если в результате сокращения выпуска продукции и  повышения цен до уровня, обеспечивающего  получение необычайно высоких прибылей, можно ожидать прилива в отрасль  новых конкурентов, они лишаются стимула к установлению цен, превышающих "разумные". Политика, обусловленная  этими соображениями, заключается  в том, чтобы наказывать применяющих  подобные клубные методы, способные  отпугнуть потенциальных конкурентов. Среди этих методов есть два главных: конкуренция "на удушение", и различные  формы бойкота, а именно оказание нажима на покупателей и продавцов  с целью помешать им торговать  с конкурентом на столь же благоприятных  условиях, которые существовали бы и без такого нажима.

Очевидно, что когда оружие конкуренции "на удушение" (или, как ее иногда именуют "разрушительный демпинг") использует фирма и без того достаточно крупная, чтобы монополизировать какую-либо отрасль, оно оказывается исключительно  эффективным в борьбе против новых  фирм. Монополист в любом случае обладает огромными ресурсами, и  все они могут быть мобилизованы почти в неограниченном количестве для уничтожения нового (менее  богатого) пришельца.

Оружие бойкота имеет более  ограниченную сферу применения, чем  конкуренция "на удушение". Бойкот практикуется в виде отказа торговать (за исключением тех случаев, когда  условия крайне невыгодны для  контрагента) с любым, кто торгует  с другими партнерами. Когда невыгодные условия, навязываемые занимающим прочные  позиции продавцом, связаны для  покупателя с ущербом более крупным, нежели ущерб от отказа покупать у  других продавцов, монополист в состоянии  заставить покупателя бойкотировать  конкурентов. Чтобы монополист мог  сделать то, предлагаемые им товары или услуги не должны (в силу естественных причин или осуществления искусственных  мер) подлежать перепродаже, ибо  невозможно причинить ущерб покупателю путем отказа продавать ему товары, если тот имеет возможность купить у посредника товары, в которых  ему отказывает монополист.

Попытки предупредить использование  конкуренции "на удушение" (т.е. разрушительного  демпинга) на основе законодательных  мер наталкиваются на трудности, связанные с уклонением компаний от выполнения решений. Американская комиссия рекомендовала считать нарушением закона "снижение цен в любой  местности ниже обычного уровня, направленная на ликвидацию местной конкуренции". Каждый человек, которому нанесен ущерб, должен иметь право требовать  для нарушителей наказания, должностные  лица обязаны возбуждать против нарушителей  судебное преследование.

Если разрушительный демпинг принимает  форму снижения цен, ограниченного  местным рынком того или иного  конкурента (или группы конкурентов), то нарушение носит по меньшей  мере явный характер, хотя иногда его  очень трудно обнаружить, особенно тогда, когда его практикует подставная независимая компания. Правительства  Канады (1904г.) и Южной Африки (1914г.) попытались оградить своих граждан  от практикуемого иностранцами разрушительного  демпинга этого рода с помощью  специального законодательства, которым  было предусмотрено следующее: если в эти страны ввозятся товары по ценам, которые значительно ниже преобладающих внутри страны, то такие  товары подлежат обложению импортной  пошлиной, равной разности между внутренними  и заграничными ценами. Это законодательство бьет, однако, не только по разрушительному  демпингу, но также: - по сбыту на зарубежных рынках излишний товарных запасов по ценам, которые ниже отечественных  цен в периоды экономической  депрессии; - по возможности для производителя-монополиста  постоянно продавать на зарубежных рынках по мировым ценам те товары, на которые у себя в стране он в состоянии устанавливать монопольные  цены.

Стремясь наносить удары с помощью  законодательства исключительно по разрушительному демпингу, правительство  США включило в закон о федеральных  доходах (1916г.) видоизмененную идею канадского закона, направленного против демпинга (статья 801). Нарушение этой статьи наказывалось не взиманием специальной пошлины (как в Канаде), а штрафом или  тюремным заключением. В чрезвычайном законе о тарифах (1921г.) и заключительном законе (1922г.) ссылка на намерения была опущена, предусматривалось возбуждение  судебного дела во всех случаях, когда  эффективно функционирующей отрасли  США причиняется ущерб (или грозит ущерб) в результате импорта товаров  по цене ниже "справедливой". В  Соединенном Королевстве закон  о защите промышленности (1921г.) предусматривал взимание специальной пошлины за импорт товаров у любой страны и продажу их в Соединенном  Королевстве по цене ниже 95% заводской  оптовой цены, уплачиваемой покупателями в соответствующей стране: пошлина  взималась при условии, что в  результате импорта страдает занятость  в любой отрасли хозяйства  Соединенного Королевства. Закон такого рода принят и в Австралии в 1921г., хотя в соответствии с этим законом  вопрос о возбуждении уголовного дела оставлен на усмотрение исполнительной власти.

Главная задача состоит в том, чтобы  показать, что относительно несложно предупредить разрушительный демпинг, когда его пытаются практиковать в условиях, предусмотренных упомянутым законодательством, путем использования  территориальных различий в ценах. Но (и это часто происходит во внутренней торговле) когда мы имеем  дело с сокращением продажи всех товаров данной группы, нарушение  закона не носит определенного характера: при этом ясно, что не всякое снижение цен отражает разрушительный демпинг, поэтому провести соответствующие  различия весьма трудно.

Один автор предлагает следующий  критерий: если цена определенного  рода товаров была вначале снижена, затем снова повышена, а в промежутке между ее изменениями конкуренты прекратили свое существование, то это  с неизбежностью означает, что  снижение цен преследовало незаконную цель. Этот подход пытались применить  при разработке американского закона о железных дорогах Манна-Элкинса (1910г.). Закон предусматривает следующее: если железная дорога снижает тарифные ставки, она вправе повысить их после  того, как конкуренция прекратится, и лишь тогда, когда комиссия удостоверится, что условия изменились не только в результате прекращения конкуренции  со стороны водного транспорта. Аналогичный  пункт содержится в американском Транспортном законе (1916г.) в отношении  платы за перевозки в штатной  торговле.

Информация о работе Монополия и монопольная власть