Налоги как предмет регулирования национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе, провести анализ работы налоговых органов.
Задачи курсовой работы:
определение сущности налогов;
изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
рассмотрение ряда налоговых льгот, представленных в Республике Беларусь;
проведение сравнительного анализа налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных стран;
проведение анализа работы налоговых органов в Республике Беларусь;
изучение новаций Налогового кодекса 2013 года.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 91.01 Кб (Скачать файл)

Налоговый агент - лицо, на которое налоговым законодательством возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов, пошлин.

Налоговыми агентами, в частности, могут быть белорусские предприятия, организации и предприниматели, имеющие договорные отношения с иностранными физическими или юридическими лицами, осуществляющими экономическую деятельность в Республике Беларусь, помимо своего постоянного представительства в Республике Беларусь, если в результате таких отношений это иностранное физическое или юридическое лицо имеет доходы или иной объект налогообложения.

В налогообложении действуют 3 способа взимания налогов:

  • использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения, которые используются при исчислении соответствующего налога;
  • подача налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине объекта обложения;
  • исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляющееся бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог.

 Применяются следующие  методы взимания налога:

  • наличный платеж;
  • безналичный платеж.

Общее управление налогами в РБ возложено на высшие органы государственной власти – Парламент, аппарат Президента, Правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат.

В состав финансового аппарата входят:

  • Министерство финансов и его органы на местах;
  • Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции;
  • Комитет государственного контроля;
  • Государственный таможенный комитет.

Налоговая политика – это система финансовых отношений, предназначенных для прямого изъятия части доходов у субъектов хозяйствования и населения в бюджет и обеспечения экономической заинтересованности плательщиков в результатах своего хозяйствования.

Предметом налогообложения признается экономическая и неэкономическая деятельность. Под экономической деятельностью понимается всякая деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет или может повлечь получение доходов (прибыли).

Сроки уплаты налогов могут быть едиными и дифференцированными в зависимости от размеров платежей. По белорусскому законодательству для большинства видов налогов установлены единые сроки перечислений платежей в бюджет не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.

Налоговая система - одно из важнейших при определении практически всех аспектов налогообложения суверенного государства. Новая, ориентированная на рынок система налогообложения была введена в Республике Беларусь с начала 1992г. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для изменившейся в стране политической и экономической обстановки зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере.

В узком смысле под налоговой системой понимается совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном законодательством порядке на территории государства.

В РБ налоговая система первоначально была закреплена в ст. 3 Закона РБ от 19.12.1991 «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет РБ».

Налоговая система Республики Беларусь формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения.

В основу налоговой системы РБ положены следующие принципы:

  • однократность обложения, т.е. один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
  • одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
  • установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
  • четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
  • обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней;
  • стабильность ставок налога в течение довольного длительного периода и простота исчисления платежа.

Однако эти принципы не всегда соблюдаются.

Главными критериями оценки цивилизованности и эффективности налоговой системы признаны:

  1. Равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.
  2. Определенность и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его понимать и толковать и налогоплательщику и налоговому инспектору.
  3. Удобство для налогоплательщиков, означающее приближение сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, минимум бюрократических процедур, простоту исчисления.
  4. Стабильность, позволяющая прогнозировать финансовые результаты, в сочетании с гибкостью реакции на изменение экономической ситуации.
  5. Эффективность, предполагающая не только обеспечение государственного бюджета стабильными и равномерными поступлениями доходов, но и стимулирование налогоплательщиков к развитию бизнеса, совершенствованию техники и технологии производства.

В налоговом законодательстве нашли отражение полномочия налоговых органов, их права и обязанности, а также права и обязанности налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.

При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответственность, виды и размер которой регулируются законодательством. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущественную ответственность в трех видах:

  1. взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения;
  2. уплата штрафа за отсутствие учета объекта налогообложения или ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, а также непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы документов для исчисления налогов;
  3. уплата пени за каждый день задержки перечисления налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Налоговые льготы в Республике Беларусь

 

Налоговая льгота - предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований, установленных законодательством, возможности не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере.

Белорусское законодательство предусматривает предоставление налоговых льгот по различным формам налогов.

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлена льгота, они могут быть разделены на три группы:

  • изъятия -  налоговая льгота, направленная на освобождение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения;
  • скидки - это льготы, направленные на уменьшение размера налоговой базы;
  • налоговый кредит - льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

По налогу на прибыль и доходы скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, которому предоставлено право уменьшать прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму фактических производственных расходов на определенные цели.

Понятие «кредит» в данном случае условно, т.к. он не имеет ничего общего с банковским кредитом. В налоговой практике некоторых стран допускается, что в определенных случаях налоговые кредиты могут превышать налоговые обязательства и разница в этом случае выплачивается налогоплательщику. В исключительных случаях взамен уплаты налога в денежной форме налогоплательщик может выполнить свое налоговое обязательство в натуральной форме, т.е. выполнить какую-то работу и т.д. Это так называемый целевой налоговый кредит. В Беларуси он применяется при уплате платежей в дорожные фонды. Гибкость в вопросах налогообложения со стороны государства проявляется в предоставлении налогоплательщику возможности уплаты налога не в установленный срок, а в отнесении его на более отдаленный период, но в пределах одного календарного года. Такой механизм называется отсрочкой или рассрочкой. В данном случае устанавливаются условия, на основании которых может быть предоставлена отсрочка. Налоговый орган, принимающий такое решение, исходит из индивидуального подхода к налогоплательщикам. Между налоговыми органами и налогоплательщиками заключаются соответствующие договоры.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (ст. 10) предусмотрены особые режимы налогообложения. Ими признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин).

К особым режимам относятся:

  • упрощенная система налогообложения;
  • налогообложение в свободных экономических зонах (СЭЗ);
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на лотерейную деятельность;
  • единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг);
  • налогообложение отдельных категорий плательщиков.

Налоги являются мощным инструментом государственного вмешательства в экономику и социальную сферу. В первую очередь льготированию подлежат те доходы, которые могут быть направлены на инвестирование. Льготирование целесообразно и в отношении доходов граждан с целью создания среднего класса — основы экономической и политической стабильности в государстве.

Вместе с тем, несмотря на то, что одной из основных функций налоговой системы является обеспечение налоговых поступлений в казну государства, действующее законодательство по налогу на добавленную стоимость предусматривает значительное число льгот и преференций. В частности, Законом Республики Беларусь "О налоге на добавленную стоимость" установлено 38 видов льгот по данному налогу. При этом каждая льгота, как правило, подразделяется еще на несколько разновидностей.

Налогам отводится роль фактора, влияющего на темпы развития экономики. Применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

  • Практическое применение налоговой системы Республики Беларусь

 

Декрет №6, подписанный Президентом Республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко, предоставил новые возможности роста и развития для частного бизнеса, работающего в малых городах и селах. В частности, все коммерческие организации и индивидуальные предприниматели получат беспрецедентные налоговые льготы, позволяющие осуществлять деятельность более активно и безопасно.

Декрет №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» был принят с целью развития деловой инициативы в регионах, формирования благоприятной среды для расширения частного бизнеса и, впоследствии, наращивания экспортного потенциала страны.

Так, согласно новым правилам, работающие на таких территориях коммерческие предприятия и ИП в течение семи лет с момента регистрации освобождаются от уплаты подоходного налога; налога на недвижимость; налога на прибыль; отчислений в инновационные фонды; государственных пошлин за выдачу лицензий; биржевого сбора при оформлении сделок на Белорусской универсальной товарной бирже.

Действие указанных льгот распространяется и на обособленные подразделения коммерческих предприятий Беларуси, созданные в малых городах или сельской местности и имеющие отдельный бизнес.

Помимо этого, коммерческие предприятия и ИП в регионах получили освобождение от обязательного условия, применяемого в отношении остальных субъектов хозяйствования – продажи части валютной выручки. Данное условие также применяется в течение семи лет с момента регистрации юридического лица или ИП.

Еще одно нововведение касается отчуждения капитальных строений и объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной собственности и расположенных в малых городах и селах. Так, данный тип недвижимости отчуждается без продажи права заключения договора аренды на землю, которая необходима для обслуживания имущества при условии, что земельный участок предоставляется покупателю этого имущества на условиях аренды. При осуществлении такой сделки покупатель может рассчитывать на заключение договора аренды без проведения аукциона и взимания соответствующей платы.

Документом предусмотрено предоставление рассрочки покупателю имущества, которое приобретается для организации бизнеса. Срок рассрочки ограничен пятью годами, в течение которых будет проводиться ежемесячная индексация платежей. Также необходимо соблюдение иных требований, предусмотренных законодательством в сфере распоряжения государственным имуществом.

Декретом также установлено, что продукция, ввозимая в Республику Беларусь в качестве вклада в уставный фонд предприятия, зарегистрированного в малых и средних городах, сельской местности, освобождается от обложения таможенными пошлинами и НДС сроком на 5 лет. Ранее действие этой льготы распространялось на срок до 3 лет.

Предусмотренный документом порядок осуществления предпринимательской деятельности в небольших городах и сельской местности будет способствовать повышению уровня привлекательности страны в инвестиционном плане. Также льготы позволят устранить административные барьеры, будут способствовать развитию импортозамещающих производств. Следствием введенных мер станет повышение экономического потенциала регионов, а значит, и белорусской экономики в целом.

Информация о работе Налоги как предмет регулирования национальной экономики