Налоги как предмет регулирования национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе, провести анализ работы налоговых органов.
Задачи курсовой работы:
определение сущности налогов;
изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
рассмотрение ряда налоговых льгот, представленных в Республике Беларусь;
проведение сравнительного анализа налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных стран;
проведение анализа работы налоговых органов в Республике Беларусь;
изучение новаций Налогового кодекса 2013 года.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 91.01 Кб (Скачать файл)

Германия - одна из немногих стран, в которых применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли перечисляют часть денежных ресурсов менее развитым землям.

 

 

 

 

 

Таблица 2.3.4 Налоговая система Германии

 

Вид налога

Ставка

Подоходный налог с населения

19% - 53%

Налог на доходы корпораций

42%

Налог на предпринимательскую деятельность

дифференцированно

НДС

7% - 15%

Акцизы

дифференцированно

Социальные отчисления

6, 8%

Налог на имущество предприятий

дифференцированно

Налог на собственность

1% - физические лица, 0,6% - предприятия

Местные налоги:

Промысловый налог

5% от прибыли или 0,2% от  стоимости

Поземельный налог

1,2%

Налог с наследства и дарения

дифференцированно

Налог на автомобили

1,7%, зависит от объема  цилиндра и наличия катализатора


 

Основным налогом, который приносит высокие доходы государству, является налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен 28% и занимает второе место после подоходного налога.

 

Таблица 2.3.5 Налоговая система Франции

 

Вид налога

Ставка

Подоходный налог с населения

0% - 56,8%

Налог на прибыль

0% - 16%

НДС

5,5%, 18,6%, 22%

Таможенные пошлины

дифференцированно

Социальные отчисления

1%

Налог на собственность

0 - 1,5%

Гербовые сборы и пошлины

4,5-13,6%

Налог на профессиональное образование

0,5%

Налог на автотранспортные средства

дифференцированно


 

Франция, как и большинство стран западной Европы, использует сложную, многоуровневую систему налогообложения.

Современные налоги Франции можно подразделить на три крупные группы:

    1. подоходные налоги, которые уплачиваются с дохода в момент его получения;
    2. налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится;
    3. налоги на капитал, которыми облагается собственность, т.е. овеществленный доход.

Налоговая система страны нацелена в основном на обложение потребления, налоги на доходы (прибыль) и собственность весьма умеренны.

Особенностью налоговой системы Франции является введение профессионального налога, который вносится юридическими и физическими лицами, постоянно занимающимися профессиональной деятельностью, не вознаграждаемой заработной платой.

 

Таблица 2.3.6 Налоговая система Италии

 

Вид налога

Ставка

Подоходный налог с населения

16,2%, 36%

НДС

4%,9%,13%,19%

Акцизы

дифференцированно

Налог на использование общественных площадей

дифференцированно по классам и категориям

Гербовые сборы и пошлины

дифференцированно в зависимости от документа и суммы сделки

Налог на рекламу

Дифференцированно

Налог на наследство

3-27%


 

Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 1980-х годов. Кроме решения обычных задач она должна была создать финансовые условия для включения итальянской экономики в общий рынок Западной Европы, при этом сохранив и определенную национальную специфику.

Особенностью итальянской налоговой системы является налог на увеличение стоимости. Объектом налогообложения служит разница между начальной стоимостью и конечной оценкой недвижимости.

В Италии существуют целевые сборы: школьный налоговый сбор, сбор за использование государственных земельных участков.

 

Таблица 2.3.7 Налоговая система Испании

 

Вид налога

Ставка

Подоходный налог с населения

15%

НДС

4%,7%,16%

Налог на прибыль корпораций

26%,35%

Налог на недвижимость

дифференцированно

Налог на предоставленные услуги

дифференцированно

Налог с экономической деятельности

в зависимости от вида профессиональной деятельности


 

Прямые налоги составляют 47,2% поступлений, в том числе: подоходный налог - 38%, налог с компаний - 8%, налог на имущество физических лиц - 1,2%.

Косвенные налоги дают 40,3% поступлений в бюджет, в том числе: НДС - 25%, акцизы с вино-водочных изделий и табака, на отдельные виды транспорта, таможенные пошлины.

Региональные органы власти при введении налогов ограничены законами и нормативами.

Налог на недвижимость, экономическую деятельность, транспортный, на землю, строения, проведения строительных работ устанавливаются муниципалитетами.

 

Таблица 2.3.8 Налоговая система Дании

 

Вид налога

Ставка

Подоходный налог с населения

30%

НДС

25%

Налог на прибыль корпораций

34%

Акцизы

180%

Налог на социальное страхование

3%

Налог на имущество

0,6-5%


 

Дания - страна с достаточно высоким уровнем налогов. В структуре доходов бюджета около половины занимает подоходный налог с физических лиц. Размер налоговой ответственности зависит от статуса налогоплательщика (резидента ли нерезидента) и от источника получения дохода.

Крупные доходы приносит налог на добавленную стоимость. Его ставка в сравнении с общемировым уровнем достаточно высока. Налог на прибыль имеет среднемировой уровень. Акцизами облагается традиционная группа товаров народного потребления по дифференцированным ставкам: алкогольные напитки, табачные изделия, топливо для отопления жилых домов, легковые автомобили. Она достигает 180%. Экспортные товары освобождаются от акцизов и НДС.

 

Таблица 2.3.9 Налоговая система Японии

 

Вид налога

Ставка

Подоходный налог с населения

10%,20%,30%,40%,50%

Подоходный префектурный налог

5%,10%,15%

Налог на имущество

1,4%

Налог на регистрацию лицензий

дифференцированно

Налог с продаж

5%

Налог с владельцев авто

дифференцированно


 

Система налогообложения в Японии отличается от налоговой системы США и западноевропейских государств. Более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, остальные - за счет местных.

Доходная часть бюджета государства строится не только на налогах, но и на налоговых поступлениях. Налоги в государственном бюджете составляют 85%, а неналоговые средства - 15%.

Источники налоговых поступлений:

  • арендная плата,
  • продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости,
  • облигации,
  • пени,
  • штрафы,
  • доходы от лотерей,
  • займы.

Достаточно интересна структура местных налогов. Из общей суммы местных налогов более половины приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, только третье место занимают потребительские налоги.

Следует иметь в виду, что, несмотря на высокие подоходные налоги, установлен весьма значительный необлагаемый минимум, который учитывает и семейное положение налогоплательщика.

 

Таблица 2.3.10 Литовская Республика

 

Вид налога

Ставка

Подоходный налог с населения

15%

НДС

18%

Налог на недвижимое имущество

до 1% от средней рыночной стоимости недвижимого имущества

Налог на прибыль

15%


 

В основу налоговой системы Литовской Республики положены принципы налогообложения, характерные для европейских стран, используются международные стандарты и директивы Европейского Экономического Союза.

В Литовской Республике модель рыночной экономики близка к либеральной. Главным источником доходов бюджета являются косвенные налоги, поэтому налоговая система республики выполняет главным образом фискальную функцию.

Главным источником налоговых поступлений бюджета Литвы являются платежи по налогу на добавленную стоимость. В Литовской Республике применяется потребительский тип НДС. Налог охватывает все товары и услуги и распространяется на стадии производства и распределения. Тип НДС, применяемый в республике, приближен к классической модели НДС. Так, движение товаров (согласно шестой директиве ЕЭС), оформляются счет - фактурами, где указывается стоимость сделки (без учета НДС) и валовой НДС. Плательщики самостоятельно рассчитывают налог как разницу между указанными в счет - фактурах валовыми НДС на продажи и покупки. В литовской Республике законодательством о данном налоге более конкретно определена процедура возврата НДС из бюджета, чем в отечественном законодательстве. Таким образом, в литовском законодательстве об НДС были изначально заложены европейские принципы построения налога.

В Литовской Республике производители и импортеры подакцизных товаров уплачивают акцизы по специфическим, адвалорным и смешанным ставкам.

В Литовской Республике законодательством по налогу на прибыль установлен порядок уплаты налога авансовыми платежами. Сумма ежемесячных авансовых платежей определяется от прибыли за прошедший финансовый год или квартал. В конце текущего года сумма авансовых платежей корректируется с учетом прибыли текущего года. Таким образом, плательщики ежемесячно не рассчитывают налог на прибыль. Убыток как результат работы литовского предприятия за год позволяет получить льготу в форме освобождения от уплаты налога в течение будущего года. Такая льгота дает возможность организовать работу таким образом, чтобы к концу следующего года иметь убыток. Таким образом, многие предприятия легально уклоняются от уплаты налога на прибыль. В настоящее время в экономически развитых странах происходит одновременное снижение ставок по налогу на прибыль и уменьшение количества льгот. Поэтому снижение общей ставки по налогу на прибыль обязательно должно сопровождаться упорядочением и сокращением количества льгот.

Сегодняшнее состояние налоговой системы Украины можно охарактеризовать как создание основ. За короткое время осуществлен переход к системе формирования доходов бюджета на налоговой основе, реформирована сама налоговая система (внедрение налогов, характерных для большинства развитых стран с рыночной экономикой, например, НДС). В ходе реформирования налоговой системы в Украине должны быть предотвращены упущения в правовом регулировании налоговых отношений, обеспечены правовые гарантии, как плательщиков налогов, так и государства, отрегулированы процессуальные вопросы за невыполнение налоговых обязательств.

Таким образом, оценивая любую налоговую систему, следует исходить из того, что она представляет собой сложный экономический феномен, тесно связанный с состоянием экономики. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджета превращаются в регулятор воспроизводственного процесса.

Республике Беларусь, необходимо используя зарубежный опыт реформировать свое налоговое законодательство с целью его упрощения и большей прозрачности для населения. Оптимальным можно считать способ взаимоотношений федерального бюджета и местных бюджетов, когда налоги и сборы, непосредственно относящиеся к территориям, взимаются в их бюджеты полностью (или большая часть), что способствует конкуренции между местными органами власти с целью привлечения инвестиций и непосредственного развития подконтрольных территорий.

Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения.

Информация о работе Налоги как предмет регулирования национальной экономики