Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 17:10, курсовая работа
Цель курсовой работы - определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе, провести анализ работы налоговых органов.
Задачи курсовой работы:
определение сущности налогов;
изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
рассмотрение ряда налоговых льгот, представленных в Республике Беларусь;
проведение сравнительного анализа налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных стран;
проведение анализа работы налоговых органов в Республике Беларусь;
изучение новаций Налогового кодекса 2013 года.
Германия - одна из немногих стран, в которых применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли перечисляют часть денежных ресурсов менее развитым землям.
Таблица 2.3.4 Налоговая система Германии
Вид налога |
Ставка |
Подоходный налог с населения |
19% - 53% |
Налог на доходы корпораций |
42% |
Налог на предпринимательскую деятельность |
дифференцированно |
НДС |
7% - 15% |
Акцизы |
дифференцированно |
Социальные отчисления |
6, 8% |
Налог на имущество предприятий |
дифференцированно |
Налог на собственность |
1% - физические лица, 0,6% - предприятия |
Местные налоги: | |
Промысловый налог |
5% от прибыли или 0,2% от стоимости |
Поземельный налог |
1,2% |
Налог с наследства и дарения |
дифференцированно |
Налог на автомобили |
1,7%, зависит от объема
цилиндра и наличия |
Основным налогом, который приносит высокие доходы государству, является налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен 28% и занимает второе место после подоходного налога.
Таблица 2.3.5 Налоговая система Франции
Вид налога |
Ставка |
Подоходный налог с населения |
0% - 56,8% |
Налог на прибыль |
0% - 16% |
НДС |
5,5%, 18,6%, 22% |
Таможенные пошлины |
дифференцированно |
Социальные отчисления |
1% |
Налог на собственность |
0 - 1,5% |
Гербовые сборы и пошлины |
4,5-13,6% |
Налог на профессиональное образование |
0,5% |
Налог на автотранспортные средства |
дифференцированно |
Франция, как и большинство стран западной Европы, использует сложную, многоуровневую систему налогообложения.
Современные налоги Франции можно подразделить на три крупные группы:
Налоговая система страны нацелена в основном на обложение потребления, налоги на доходы (прибыль) и собственность весьма умеренны.
Особенностью налоговой системы Франции является введение профессионального налога, который вносится юридическими и физическими лицами, постоянно занимающимися профессиональной деятельностью, не вознаграждаемой заработной платой.
Таблица 2.3.6 Налоговая система Италии
Вид налога |
Ставка |
Подоходный налог с населения |
16,2%, 36% |
НДС |
4%,9%,13%,19% |
Акцизы |
дифференцированно |
Налог на использование общественных площадей |
дифференцированно по классам и категориям |
Гербовые сборы и пошлины |
дифференцированно в зависимости от документа и суммы сделки |
Налог на рекламу |
Дифференцированно |
Налог на наследство |
3-27% |
Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 1980-х годов. Кроме решения обычных задач она должна была создать финансовые условия для включения итальянской экономики в общий рынок Западной Европы, при этом сохранив и определенную национальную специфику.
Особенностью итальянской налоговой системы является налог на увеличение стоимости. Объектом налогообложения служит разница между начальной стоимостью и конечной оценкой недвижимости.
В Италии существуют целевые сборы: школьный налоговый сбор, сбор за использование государственных земельных участков.
Таблица 2.3.7 Налоговая система Испании
Вид налога |
Ставка |
Подоходный налог с населения |
15% |
НДС |
4%,7%,16% |
Налог на прибыль корпораций |
26%,35% |
Налог на недвижимость |
дифференцированно |
Налог на предоставленные услуги |
дифференцированно |
Налог с экономической деятельности |
в зависимости от вида профессиональной деятельности |
Прямые налоги составляют 47,2% поступлений, в том числе: подоходный налог - 38%, налог с компаний - 8%, налог на имущество физических лиц - 1,2%.
Косвенные налоги дают 40,3% поступлений в бюджет, в том числе: НДС - 25%, акцизы с вино-водочных изделий и табака, на отдельные виды транспорта, таможенные пошлины.
Региональные органы власти при введении налогов ограничены законами и нормативами.
Налог на недвижимость, экономическую деятельность, транспортный, на землю, строения, проведения строительных работ устанавливаются муниципалитетами.
Таблица 2.3.8 Налоговая система Дании
Вид налога |
Ставка |
Подоходный налог с населения |
30% |
НДС |
25% |
Налог на прибыль корпораций |
34% |
Акцизы |
180% |
Налог на социальное страхование |
3% |
Налог на имущество |
0,6-5% |
Дания - страна с достаточно высоким уровнем налогов. В структуре доходов бюджета около половины занимает подоходный налог с физических лиц. Размер налоговой ответственности зависит от статуса налогоплательщика (резидента ли нерезидента) и от источника получения дохода.
Крупные доходы приносит налог на добавленную стоимость. Его ставка в сравнении с общемировым уровнем достаточно высока. Налог на прибыль имеет среднемировой уровень. Акцизами облагается традиционная группа товаров народного потребления по дифференцированным ставкам: алкогольные напитки, табачные изделия, топливо для отопления жилых домов, легковые автомобили. Она достигает 180%. Экспортные товары освобождаются от акцизов и НДС.
Таблица 2.3.9 Налоговая система Японии
Вид налога |
Ставка |
Подоходный налог с населения |
10%,20%,30%,40%,50% |
Подоходный префектурный налог |
5%,10%,15% |
Налог на имущество |
1,4% |
Налог на регистрацию лицензий |
дифференцированно |
Налог с продаж |
5% |
Налог с владельцев авто |
дифференцированно |
Система налогообложения в Японии отличается от налоговой системы США и западноевропейских государств. Более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, остальные - за счет местных.
Доходная часть бюджета государства строится не только на налогах, но и на налоговых поступлениях. Налоги в государственном бюджете составляют 85%, а неналоговые средства - 15%.
Источники налоговых поступлений:
Достаточно интересна структура местных налогов. Из общей суммы местных налогов более половины приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, только третье место занимают потребительские налоги.
Следует иметь в виду, что, несмотря на высокие подоходные налоги, установлен весьма значительный необлагаемый минимум, который учитывает и семейное положение налогоплательщика.
Таблица 2.3.10 Литовская Республика
Вид налога |
Ставка |
Подоходный налог с населения |
15% |
НДС |
18% |
Налог на недвижимое имущество |
до 1% от средней рыночной стоимости недвижимого имущества |
Налог на прибыль |
15% |
В основу налоговой системы Литовской Республики положены принципы налогообложения, характерные для европейских стран, используются международные стандарты и директивы Европейского Экономического Союза.
В Литовской Республике модель рыночной экономики близка к либеральной. Главным источником доходов бюджета являются косвенные налоги, поэтому налоговая система республики выполняет главным образом фискальную функцию.
Главным источником налоговых поступлений бюджета Литвы являются платежи по налогу на добавленную стоимость. В Литовской Республике применяется потребительский тип НДС. Налог охватывает все товары и услуги и распространяется на стадии производства и распределения. Тип НДС, применяемый в республике, приближен к классической модели НДС. Так, движение товаров (согласно шестой директиве ЕЭС), оформляются счет - фактурами, где указывается стоимость сделки (без учета НДС) и валовой НДС. Плательщики самостоятельно рассчитывают налог как разницу между указанными в счет - фактурах валовыми НДС на продажи и покупки. В литовской Республике законодательством о данном налоге более конкретно определена процедура возврата НДС из бюджета, чем в отечественном законодательстве. Таким образом, в литовском законодательстве об НДС были изначально заложены европейские принципы построения налога.
В Литовской Республике производители и импортеры подакцизных товаров уплачивают акцизы по специфическим, адвалорным и смешанным ставкам.
В Литовской Республике законодательством по налогу на прибыль установлен порядок уплаты налога авансовыми платежами. Сумма ежемесячных авансовых платежей определяется от прибыли за прошедший финансовый год или квартал. В конце текущего года сумма авансовых платежей корректируется с учетом прибыли текущего года. Таким образом, плательщики ежемесячно не рассчитывают налог на прибыль. Убыток как результат работы литовского предприятия за год позволяет получить льготу в форме освобождения от уплаты налога в течение будущего года. Такая льгота дает возможность организовать работу таким образом, чтобы к концу следующего года иметь убыток. Таким образом, многие предприятия легально уклоняются от уплаты налога на прибыль. В настоящее время в экономически развитых странах происходит одновременное снижение ставок по налогу на прибыль и уменьшение количества льгот. Поэтому снижение общей ставки по налогу на прибыль обязательно должно сопровождаться упорядочением и сокращением количества льгот.
Сегодняшнее состояние налоговой системы Украины можно охарактеризовать как создание основ. За короткое время осуществлен переход к системе формирования доходов бюджета на налоговой основе, реформирована сама налоговая система (внедрение налогов, характерных для большинства развитых стран с рыночной экономикой, например, НДС). В ходе реформирования налоговой системы в Украине должны быть предотвращены упущения в правовом регулировании налоговых отношений, обеспечены правовые гарантии, как плательщиков налогов, так и государства, отрегулированы процессуальные вопросы за невыполнение налоговых обязательств.
Таким образом, оценивая любую налоговую систему, следует исходить из того, что она представляет собой сложный экономический феномен, тесно связанный с состоянием экономики. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджета превращаются в регулятор воспроизводственного процесса.
Республике Беларусь, необходимо используя зарубежный опыт реформировать свое налоговое законодательство с целью его упрощения и большей прозрачности для населения. Оптимальным можно считать способ взаимоотношений федерального бюджета и местных бюджетов, когда налоги и сборы, непосредственно относящиеся к территориям, взимаются в их бюджеты полностью (или большая часть), что способствует конкуренции между местными органами власти с целью привлечения инвестиций и непосредственного развития подконтрольных территорий.
Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения.
Информация о работе Налоги как предмет регулирования национальной экономики